Турция: есть ли жизнь после Эрдогана?
Вопрос о преемнике нынешнего президента Турции становится все более актуальным. Изменится ли политика Анкары после смены многолетнего «раиса»?
![](https://cs.kiozk.ru/content/gjf/tpw/muh/zqswnbxxl53z6f0igvkaghe/art/102668/f1mkcdkr.jpg?v=1&temp_url_sig=wmfeJgdqHJqKGkhSZ_HoKg&temp_url_expires=1739366656)
Уже более двадцати лет Реджеп Тайип Эрдоган создает «свою Турцию» из элементов пантюркистских, панисламистских, неоосманистских и прочих «истских» идей, которые не только повышают статус национального государства, но и ложатся в основу претензий на региональное и даже глобальное лидерство. Устоит ли этот полисмысловой каркас после ухода своего архитектора с политической сцены — об этом все чаще задумываются не только внутри государства, но и во всем мире.
Специфика управленческой системы «эпохи Эрдогана», отстроенной им в XXI веке, заключается в персонификации власти и кристаллизации личного фактора в политике. После упразднения должности премьер-министра в 2018 году турецкий президент получил «контрольный пакет» полномочий, позволяющий ему не только назначать министров и высокопоставленных чиновников без одобрения парламента, контролировать и координировать фактически все сферы государственной деятельности, утверждать стратегические векторы их развития, но и самостоятельно определять направления национальной политики и полностью формировать повестку.
Неслучайно многие новые измерения во внешних контактах Анкары принято отождествлять именно с Эрдоганом. Внешнеполитическая концепция «Века Турции», провозглашенная в конце 2022 года в преддверии празднования столетия со дня основания республики, открыто продвигается на интернет-платформах государственных учреждений и в речах политиков как «проект Эрдогана». Десятки миллионов его сторонников уважительно именуют турецкого президента «раисом», то есть «главой» или «верховным», а сотни его восторженных последователей, в частности в Африке и на Балканах, в благодарность за оказываемую гуманитарную помощь и внимание к проблемам и нуждам своих регионов называют в его честь детей. Все это хрестоматийный пример того, что Макс Вебер называл харизматическим лидерством.
И все-таки даже такой длительный политический триумф конечен. Согласно положениям ныне действующей конституции, президент не может занимать руководящий пост более двух сроков, однако в случае досрочного проведения голосования либо внесения правок в главный закон страны данное положение может быть пересмотрено.
Словесного масла в огонь обсуждений подливает сам Эрдоган, то заявляя в марте прошлого года, что больше баллотироваться не будет, а то в беседе с турецким певцом на съезде правящей партии в январе 2025-го роняя загадочную фразу: «Если ты “за”, то и я “за”». Казалось бы, следующее всеобщее голосование должно состояться нескоро, еще только в 2028 году, но многие считают, что Эрдогану следует поспешить с определением своего политического будущего.
Пока что правящая Партия справедливости и развития (ПСР) остается ведущей политической силой, но и оппозиционные соперники наступают на пятки.
![](https://cs.kiozk.ru/content/gjf/tpw/muh/zqswnbxxl53z6f0igvkaghe/art/102668/sm80h3mc.jpg?v=1&temp_url_sig=F1f_l9GrX2gGZn6aAYBIbg&temp_url_expires=1739366656)
Общественный раскол
Интересно, что абсолютистская, казалось бы, власть правителя Турции не транслируется в рейтинги. Особенностью современного турецкого политического ландшафта является расколотость общества. Электоральные симпатии граждан республики разделены пополам на, условно, сторонников принципов кемализма и (не всегда) умеренного исламизма, что подтверждается не только результатами прошедших в 2023 году президентских и парламентских выборов, но и итогами опросов общественного мнения.
Организованные командой Эрдогана зачистки в военных и гражданских кругах, массовые увольнения и даже аресты, которые некоторые обозреватели назвали «охотой на ведьм», получили особый размах после попытки государственного переворота в 2016 году, но так и не смогли кардинально изменить баланс в пользу ПСР. Несмотря на безраздельное властвование на политическом олимпе, Эрдоган даже на пике своей популярности получал поддержку лишь немногим более половины электората.
Впрочем, неоптимистичен расклад и для главной оппозиционной силы — Народно-республиканской партии (НРП): ее активные пиар-акции по дискредитации правящей партии, указания на ошибки и неудачи ПСР в экономической и социальной сферах, а также критика не всегда оправданных внешнеполитических шагов Эрдогана хотя и привлекают значительное число сторонников, однако недостаточны для уверенной победы на выборах.
![](https://cs.kiozk.ru/content/gjf/tpw/muh/zqswnbxxl53z6f0igvkaghe/art/102668/i8j8pktv.jpg?v=1&temp_url_sig=vIcLmBadTGQ_MxNSuG-VgA&temp_url_expires=1739366656)
Добавляем к этой картине набирающую популярность крайне правую Новую партию благоденствия во главе с Фатихом Эрбаканом, выросшую из родственного ПСР политического движения и уже перетягивающую на свою сторону наиболее консервативные и религиозные части общества, разочарованные в «балансирующей» политике Эрдогана.
Не следует забывать и о сторонниках прокурдских сил с особой повесткой, связанной с вопросами автономии. Сегодня это третья сила по количеству мест в парламенте. В результате получаем пеструю и неоднозначную мозаику, от перестановки фрагментов которой политическая сумма, вопреки законам математики, может изменяться.
Такая гражданская разноголосица отражается на партийной системе, которая все увереннее дрейфует в сторону противостояния коалиций.
С одной стороны, ПСР остается единственной партией, способной претендовать на положение «партии масс», или «партии Турции». Выстроенный и адаптируемый к новым вызовам идеологический партийный курс вкупе со значительными административными и финансовыми ресурсами позволяет сохранять лидирующее положение в политической борьбе. В то же время признаваемая лидерами ПСР потребность в кооперации с другими партийными силами для обеспечения устойчивых позиций в парламенте указывает на снижающуюся маневренность и истощающуюся доминантность.