Атлантида Донта
Бельгиец Эрик Донт — создатель садов с узнаваемым стилем. Работает по всему миру: в Бельгии, Испании, Швейцарии, Франции, США, Португалии. Брутальный скелет архитектуры — простые линии планировки, фрагменты стен, лестницы, каналы — и почти дикие застилающие этот жесткий каркас растения. Сад будто бы бесконтролен, живет своей жизнью.

В садах Эрика мы не увидим милых глазу растительных групп, броского цветения, экзотических коллекций; даже четкой границы, где начинается сад, не будет. Это будто бы археологические раскопки, заросшие фрагменты архитектуры исчезнувших цивилизаций, где неожиданные артефакты, руины, полуприкрытые землей, укутаны в ажурную вуаль природы. Ностальгия, уважение к прошлому (то ли существовавшему, то ли нет) и общий посткультурный вайб — таков Эрик Донт.
«Сад — это не “сделанное” пространство, сейчас это скорее место, где человек взаимодействует с природой, — говорит Эрик Донт, сдержанно улыбаясь. — Именно поэтому оно уже культурное, а не дикое. Сегодня принято “прятать” автора и дизайн, делать их невидимыми. Отсюда и дикий вид посадок, хотя мы тщательно создаем их годами. Несколько веков назад граница “сад-природа” была жесткой, в исторических садах ее хорошо видно. Сейчас же она пропала».

А как бы вы обозначили разницу между садами для молодых и тех, кому за пятьдесят? Есть ли она? И если да, то в чем? Идеи, ожидания, приемы дизайна?
Когда ты занимаешься ландшафтной архитектурой, неминуемо думаешь о длинных дистанциях. Посадка дерева — это позитивное действие, направленное в далекое будущее. В этом философия нашей профессии. Для молодых и старших это дерево приносит разные плоды.
Когда маленький ребенок видит, как родители сажают дерево и ухаживают за ним, он приобщается к культуре, учится наблюдать за природой, чувствует преемственность. Это дерево будет частью его жизни и самоидентификации («Мне было десять, когда мы с папой посадили эту яблоню»).