Правила цветочного короля
За пятнадцать лет Борис Горкунов построил тепличную империю овощей и цветов с выручкой 17 млрд рублей и чистой прибылью 7 млрд рублей в год. О своих правилах ведения бизнеса он рассказал «Моноклю»

Автобус проезжает пункт охраны тепличного комплекса «Ярославский» и движется вперед по асфальтированной дороге, предоставляя возможность рассматривать из окна впечатляющие высокие сооружения белого цвета — настоящий загородный поселок для растений в закрытом грунте, общая площадь которого превышает 17 га. Если снаружи теплицы выглядят большими, то внутри — огромными, с бесконечными рядами растений за стеклом в разной степени роста. Гостей встречают цветы — тысячи орхидей и роз, собранных в яркие, запоминающиеся инсталляции, — и сам владелец бизнеса, фамилия которого одновременно является названием бренда — Борис Горкунов.
После торжественной части мероприятия, посвященного запуску проекта по выращиванию орхидей, он показывает свое хозяйство, которое не только одно из передовых по уровню оснащенности и технологий, но и движется прямым курсом на импортозамещение горшечных цветов. В активе холдинга «Горкунов» таких комплексов семь, по совокупной площади это более 100 га, по географии — от Ярославля до Новосибирска. Причем объемы цветочного бизнеса таковы, что горшечные розы уже почти стопроцентно заменяют импорт, орхидеи займут треть рынка в этом году, а через несколько лет полностью закроют спрос; активно растут продажи цикламенов, хризантем, бегоний.
Борису Горкунову семьдесят лет, он относится к поколению руководителей, которые свое становление начинали на предприятиях СССР — и лучшие практики управления захватили с собой в будущее. Потом прошли предпринимательскую школу 1990-х — с закалкой в потерях и переменах нарождающегося капитализма, зато в 2000-е вошли закаленными бойцами — с опытом жизни и первоначальным капиталом. Личность и характер Горкунова формировались в суровых условиях. Родился на Алтае, в детстве переехал с семьей на Сахалин, где ему суждено было оказаться в детдоме и интернате, затем самостоятельно содержать себя в студенческие годы. Лидерские качества его натуры проявились рано, с самого начала трудовой деятельности ему стали доверять руководящие должности. В перестроечные времена он отказался от должности на госпредприятии и занялся предпринимательством. Позже в его жизни был период работы в команде губернатора острова Сахалин, но в итоге он вернулся в бизнес.
Новой страницей в его деловой биографии стал переезд в Москву в середине 2000-х и создание холдинга в тепличной индустрии. А поворотным моментом уже в истории холдинга стало развитие нового направления — цветочного. На рынке промышленных теплиц никто не занимался выращиванием цветов полного цикла. В декабре 2024 года вышла в свет книга Бориса Горкунова «Правила для мужчин», в ней он рассказал, что коллеги не верили в успех его замысла, с критикой выступали экономисты и финансисты компании, и только когда цветочный проект превзошел результаты овощного, их мнение переменилось. Зато сейчас многие на рынке завистливо вздыхают: надо же, как повезло, как угадал — сделать холдинг с цветами! И бизнесмен с ними охотно соглашается: да, угадал.
В своей книге Горкунов опубликовал кредо — это парафраз слов из с трактата XVII века «Путь идущего в одиночку», написанного японским фехтовальщиком Миямото Мусаси: «Жить будешь своим бизнесом всю жизнь, до того времени, когда откажешься за него бороться и им заниматься. Это и есть твой путь, идущего в одиночку». А еще: всегда помни, что «главная проблема на производстве — это ты, а не рабочие и специалисты».
Мы попросили Бориса Горкунова подробнее рассказать о том, как он управляет бизнесом.
— Борис Васильевич, у вас много разных направлений бизнеса, кроме овощных и цветочных теплиц, черная икра «Горкунов», к примеру. Вы по какому принципу собираете предприятия в свой холдинг?
— С чего вы взяли, что у меня разные направления? Если разные — это непрофильный бизнес, я от него избавляюсь. Рыбоводческий завод и производство стерляжьей и осетровой черной икры я передал своей дочери. Есть еще там транспортные, логистические компании. Но обычно вся эта диверсификация плохо заканчивается, когда слишком много всего. Диверсификация хороша, когда ведешь от начала до конца какой-то продукт: если выращиваешь зерно, к примеру, то цикл должен завершаться его переработкой. В бизнесе лучше специализироваться на одном направлении, тогда он достигает большего результата. А если нет специализации и есть возможность куда-то отправить бизнес — лучше так и сделать. Я вот детям отдаю.
— Но ведь когда-то вы сами выбрали эти направления, занимались ими. А потом стало неинтересно? К примеру, вы еще бычков начинали выращивать.
— У нас есть в активе закрытый грунт и открытый, где мы зерно выращиваем. Но зерно растет летом, а чем занять людей зимой? Вот и подумали заняться животноводством. Посмотрели на это внимательно — нет, в этом бизнесе очень сложно достичь хороших показателей, рентабельности. Проверили на одном предприятии, на втором — не пошло. Избавились, и все, не наше это.
— То есть вы легко расстаетесь с проектами? А не возникает привязанности, к тем же животноводческим фермам на Алтае, где природа красивая, воздух чистый?
— Вот такие человеческие слабости проявляются, когда тебе что-то на халяву досталось. А когда тратишь свои деньги и у тебя постоянно убытки от этого бизнеса, то слюни и слабости быстро проходят. Когда видишь, что сегодня потерял на этом деле десять миллионов, завтра потеряешь сто миллионов, а потом и миллиард — так зачем? Какой смысл бороться за это дело?
— Нужно ли предпринимателю иметь эмоциональную связь с продуктом, который он выпускает? Вот вы любите цветы?
— Человек всегда должен быть эмоциональным. Если человек, мужчина или женщина, не эмоционален, то он просто дебил. А когда человек свои мысли, доводы эмоционально излагает, то вы сразу видите, что он собой что-то представляет, он хочет чего-то добиться. А диванный скучный персонаж, у которого в жизни только пиво и телевизор, — что он может сделать, кому понравиться?
— Так вот про цветы: вы и розы — что между вами?
— Тут другой подход. Каждому должно нравиться дело, которым он занимается. Мне нравится заниматься бизнесом, ставить новые цели, достигать результатов. Цветы — это элемент бизнеса, но могут быть огурцы и помидоры, не имеет значения. Другой вопрос, что цветы очень нравятся моей жене и она хочет заниматься ими больше, чем другими культурами. И я ей даю такую возможность — у нас же семейный бизнес, я прислушиваюсь к ее мнению.
В то же время на цветы я смотрю прежде всего как на бизнес, он должен быть прибыльным. Пока тепличные овощи более доходны, но скоро рынок насытится ими полностью, это уже очевидно, и они станут менее маржинальными. А на цветочном рынке всего двадцать процентов занимает отечественная продукция, остальное везут из-за границы. Что касается сегмента горшечных цветов, то он был полностью импортным, пока мы не стали его развивать. Здесь хорошая рентабельность, но ниша невелика, поэтому мы и спешим ее полностью занять. Конкуренции со стороны отечественных производителей не боимся — не скоро еще появится компания, которая сможет освоить такое сложное производство и выращивать цветы с помощью микроклонирования, а мелким хозяйствам и фермерам такое не под силу. Значит, конкурировать будем только с импортом, и здесь у нас больше преимуществ по ряду показателей, так что легче нам завоевывать их рынки, чем им осваивать наш.
— Это сейчас очевидно, что в свое время вы удачно выбрали направление тепличных овощей и цветов. А какой алгоритм применять начинающим предпринимателям в определении ниши для применения своих сил?
— Да куда угодно можно пойти. Вон, бери таможенные списки и читай, что завозят в страну, чего не хватает на внутреннем рынке. Потом выбери, что тебе нравится, — это и производи. Импортозамещение — вот главная возможность для развития бизнеса, пока еще ниши есть свободные. И не надо умничать, искать экспертов, лекции долго слушать. Закажи себе маркетинговое исследование, и все эти яйцеголовые, которые в интернете сидят и делают аналитические записки, в лучшем виде распишут, что собой представляет твой сегмент рынка, кто конкуренты, насколько они эффективны, какой состав прибыли у них. Это самый дешевый вариант не делать ошибок.

Единоначалие без самодурства
— Поделитесь секретом: как организовать систему управления бизнесом, чтобы он был максимально эффективным?
— Как и везде, должна быть система единоначалия: сотрудник подчиняется главному специалисту, специалист — директору предприятия, а тот — управляющей компании, где находятся самые грамотные и авторитетные руководители, которых уважают и слушают. Но, конечно, подчинение без крайностей, потому что бизнес самодурства не терпит, нельзя все функции руководства предприятием передавать управляющей компании — только ключевые, контрольные, распределительные, а вся система производственных, кадровых решений остается на предприятии. У нас управляющая компания маленькая, всего семнадцать человек, а совокупная численность задействованных в производственных процессах — более двух тысяч. Я знаю, что некоторые раздувают свои управляющие компании, забирая на себя всю систему экономистов, кадров и даже бухгалтерию, оставляя за предприятиями на местах функции учета. Время доказало, что это неправильно, люди на производстве не могут хорошо работать, имея только одни обязанности и никаких прав. Так рушится логика управления.
За много лет построения бизнеса ни в Америке, ни в Советском Союзе, ни в Японии никто не придумал лучше обычной формулы решения производственной задачи: определить, что нужно сделать, за какой срок, и назначить ответственного исполнителя. Система управления должна быть сбалансирована, и в нашей компании, на мой взгляд, так и есть, поэтому она пока работает эффективно.
— А как вы поняли, что надо находить баланс в управлении компанией?