Вам и не снилось…

Истории взросления любят не только дети — вряд ли кто-то будет с этим спорить. Именно поэтому в самое разное время люди искусства с особым удовольствием изучали траектории подростковых изменений. Джером Сэлинджер, например, написал главный тинейджерский роман всех времен, в котором столкнул ребенка с цинизмом взрослого мира (“Над пропастью во ржи”). Карен Шахназаров зафиксировал поколенческий раскол в “Курьере”, а Питер Уир показал восстание против навязанных ценностей в “Обществе мертвых поэтов". В нашем столетии иллюстрация проблем молодежи стала все чаще перетекать из сложных форм литературных и кинематографических в более доступную для самих же подростков, то есть сериальную. Неслучайно главный стриминговый проект этого года, "Переходный возраст” от Netflix, покорил и критиков, и целевую аудиторию, и их родителей. В этом материале МТ расскажет, почему тин-драмы это не просто поджанр кино и сериалов, но и краеугольная часть современной массовой культуры.

Как менялись подростковые драмы
Если вы родились в 70–80-х, вероятно, знакомство с подростковым кино у вас началось с картин “Вам и не снилось…”, “Чучело”, “Курьер” или американского “Клуба “Завтрак”. Если на десятилетие позднее — вполне возможно, вы вспомните “Мечтателей” Бертолуччи, “10 причин моей ненависти” по Шекспиру и еще с десяток лент в рамках авторского и зрительского кино. В разные периоды прошлого века фильмы для тинейджеров и про тинейджеров действительно пользовались спросом у кинематографистов: еще до выхода вышеперечисленных культовых работ поползновения юных душ исследовали Франсуа Трюффо (“400 ударов”), Элиа Казан (“Великолепие в траве”) и многие-многие другие.

Однако если гипотетический подросток поинтересуется, какие сериалы на схожие темы выходили до наступления миллениума, есть риск не вспомнить и пяти проектов, которые не стыдно посоветовать подрастающему поколению. И на это есть веская причина: зрелые сериальные тин-драмы пришли в наши дома лишь с наступлением золотого века телевидения (речь о середине нулевых — времени, когда в сериалах усложнилось повествование, персонажи получили должную психологическую глубину, а производственная стоимость шоу закономерно увеличилась). В 90-х у молодых парней и девушек было и впрямь мало шоу, с героями которых они могли себя ассоциировать: самые известные, пожалуй, это “Беверли-Хиллз, 90210” и “Бухта Доусона”.