Как поезда столичного метро из утилитарных машин превратились в символ прогресса

ТехИнсайдерИстория

«Осторожно, двери закрываются»: 90 лет эволюции поездов Московского метро

b92184e740a3a98a893e425547c26382_ce_1920x1280x0x19.jpg
Фото предоставлено Главархивом

90 лет назад по тоннелям Сокольнической линии поехали первые поезда. Сегодня метрополитен столицы — крупнейший в Европе по пассажиропотоку. Но за привычным комфортом стоят десятилетия изобретений и технической смелости. Вместе с машинистами разбираемся, как поезда столичного метро из утилитарных машин превратились в символ технологического городского прогресса.

Первые поезда: тип «А» — будущее на колесах

В начале века городской транспорт Москвы не был «заточен» под удобство. Но от метро и не требовалось «просто быть». Власти задумали его как манифест будущего, и поезда должны были соответствовать.

Вагон типа «А»
Осмотр вагона типа «А» инженерами. Фото предоставлено Главархивом

Проектирование на Мытищинском вагоностроительном заводе началось в 1933 году параллельно со строительством тоннелей. Главный конструктор Петр Травин столкнулся с проблемой: «Какой поезд брать за основу?». Одни считали, что можно пустить существующие электрички, другие, что можно скопировать заграничные поезда. Компания Siemens даже хотела бесплатно привезти в Москву вагон в надежде на крупный контракт.

Ранние составы метрополитена
Ранние составы метрополитена успешно перевозят пассажиров. Фото предоставлено Главархивом

Но Травин пошел своим путем, объединив отечественный и зарубежный опыт. Вагоны создали за рекордные сроки, а за электрооборудование отвечал столичный завод «Динамо». Во время испытаний Сталин лично прокатился на одном из первых составов и остался доволен.

Дмитрий Хабаров, машинист-инструктор электродепо «Красная Пресня». Стаж управления поездами — 24 года

«Первые составы типа "А" состояли из моторного и прицепного вагонов. В моторных монтировались по четыре соединенных параллельно тяговых электродвигателя мощностью 208 л.с. Затем появились четырех- и шестивагонные поезда»

006e61efa3ae30bc8ef908de5daf12f9.jpg

Интерьер типа «А» создавался так, чтобы не напоминать пассажирам, что они едут под землей: кожаные диваны, никелированные поручни, автоматические двери, линолиум на полу, зеркальные окна и светильники в форме тюльпанов. Технически вагоны были простыми, но продуманными: 50 сидячих мест при вместимости в 262 человека. Только за первый год они перевезли 41 млн человек.

Поезда  типа «А»: салон
Так выглядели первые поезда типа «А» внутри. Пресс-служба Московского метрополитена

Улучшения: от «Б» до «Д»

Уже в 1937 году выпустили вагоны типа «Б». В них убрали форточки и сделали вентиляцию, добавили плавный ход и аварийное освещение. Токоприемники начали устанавливать только на моторных вагонах, а стоимость эксплуатации снизилась.

Вагон типа «Б»
Вагон типа «Б». Фото предоставлено Главархивом

Как ни странно, но следующим типом вагонов в 1939 году стал не «В», а «Г», потому что новые составы были созданы для Горьковского радиуса. Сегодня это — «зеленая» Замоскворецкая линия. Такие составы уже похожи на привычные нам из-за сине-голубой окраски. Внутри установили новые светильники, форму вагона округлили и увеличили его на 470 мм — теперь в нем могло разместиться на 2 человека больше.

16f2cba669cbcf109af54350265bfd37_fitted_1920x0.jpg
Сине-голубой состав типа «Г». Пресс-служба Московского метрополитена
812763e76a0550bfda97a5493c0fbc78_fitted_1920x0.jpg
Сине-голубой состав типа «Г». Пресс-служба Московского метрополитена

«В серии "Г" все вагоны стали моторными. Внутри обновили оборудование, поэтому скорость выросла на 10 км/ч, до 75. А чтобы уменьшить износ тормозных колодок стали использовать электрическое торможение. На тот момент это был один из самых современных составов». Дмитрий Хабаров, машинист-инструктор электродепо «Красная Пресня»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Голова профессора Витгенштейна: история величайшего философа XX века Голова профессора Витгенштейна: история величайшего философа XX века

Человечеству Людвиг Витгенштейн запомнился как величайший философ XX века

Maxim
«Королева небес»: Что известно о самолете за $400 миллионов, который Катар подарил Трампу «Королева небес»: Что известно о самолете за $400 миллионов, который Катар подарил Трампу

Как Америке катарцы подарили самолет.

Maxim
«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
«Подписали — и попали». 3 главные автомобильные аферы последних лет «Подписали — и попали». 3 главные автомобильные аферы последних лет

Когда на кону миллионы и авто, фантазия у аферистов работает без ограничений

РБК
Как научить учиться Как научить учиться

Плохие оценки в школе: ищем ошибки в методе обучения, а не в ребенке

Здоровье
Человек с пистолетом и совестью Человек с пистолетом и совестью

Чем Клинт Иствуд важен не для истории кино, а для нас сегодняшних

Weekend
Что нам зной… Что нам зной…

Как перестроить организм на летний режим

Добрые советы
Шимпанзе используют «деревянный телеграф» для удаленного общения Шимпанзе используют «деревянный телеграф» для удаленного общения

Ученые знают, что шимпанзе барабанят по деревьям, но только сейчас поняли, зачем

ТехИнсайдер
Схватить, покрутить и нести на анализы: что делать, если укусил клещ Схватить, покрутить и нести на анализы: что делать, если укусил клещ

Как защищаться от клещей, и что делать, если паразит все-таки укусил

Forbes
Елена Яковлева: «Я никогда не бываю довольна собой» Елена Яковлева: «Я никогда не бываю довольна собой»

В основном артисты — ленивые люди, они лучше попридержат свои эмоции

Коллекция. Караван историй
Сложный стартап и звездный статус: почему Селены Гомес пока нет в списке миллиардеров Сложный стартап и звездный статус: почему Селены Гомес пока нет в списке миллиардеров

Бизнес-портфель Селены Гомес, главные активы и точки роста

Forbes
Больше движений! Больше движений!

Нужно больше двигаться, а не искать отговорки, почему не можешь

Y Magazine
Акцент на глаза Акцент на глаза

Выбираем патчи для глаз на все случаи жизни

Лиза
Ефремовы Ефремовы

Чета Ефремовых: от основателя «Современника» до звёзд сегодняшнего дня

Караван историй
Петербургские часы Петербургские часы

Константин Чайкин поделился воспоминаниями о городе своего детства и юности

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Пять штрихов к портрету «Афгана» Пять штрихов к портрету «Афгана»

Ключевые задачи и решения 40-й армии в Афганистане

Монокль
Вам и не снилось… Вам и не снилось…

Почему тин-драмы это не просто поджанр кино и сериалов

Men Today
Во II тысячелетии до нашей эры британское олово попало на Ближний Восток Во II тысячелетии до нашей эры британское олово попало на Ближний Восток

Во II тысячелетии до н. э олово поступало из Британии на Ближний Восток

N+1
Налоги между строк: почему российские законы внезапно меняются во втором чтении Налоги между строк: почему российские законы внезапно меняются во втором чтении

Из-за чего возникает «расползание» налогов по непрофильному законодательству

Forbes
Тарифная суматоха Трампа Тарифная суматоха Трампа

Координаты пространства конфликта, разгоревшегося в международной торговле

Монокль
Парадокс усилия: почему наш мозг сопротивляется сложным и долгосрочным задачам Парадокс усилия: почему наш мозг сопротивляется сложным и долгосрочным задачам

Почему мы так часто недооцениваем предстоящую работу?

Forbes
Прямо с куста Прямо с куста

Ягоды — это радость для глаз и праздничный взрыв вкуса. Как за ними ухаживать?

КАНТРИ Русская азбука
Марками по маркетплейсам Марками по маркетплейсам

Как АКОРТ предлагает поступить с маркировками товаров на маркетплейсах

Ведомости
Формула мечты Формула мечты

Каким должен быть идеальный болид?

ТехИнсайдер
Правила цветочного короля Правила цветочного короля

Цветочный король Борис Горкунов — о правилах ведения бизнеса

Монокль
Волна у нас дома Волна у нас дома

Что такое сёрфинг на искусственной волне

Новый очаг
Атомное размещение Атомное размещение

Зачем «Росатом» решил размещать облигаций за рубежом?

Ведомости
Астрономы отыскали удивительно развитую перемычку у спиральной галактики в ранней Вселенной Астрономы отыскали удивительно развитую перемычку у спиральной галактики в ранней Вселенной

Астрономы обнаружили у галактики J0107a необычно развитую центральную перемычку

N+1
Как организм слонов смог победить рак, и может ли человек достичь этого Как организм слонов смог победить рак, и может ли человек достичь этого

Генетическая загадка слонов: почему эти гиганты почти не болеют онкологией?

ТехИнсайдер
Вадим Верник: «Я спросил у Вишневской: «Вы приручили Ростроповича?» Вадим Верник: «Я спросил у Вишневской: «Вы приручили Ростроповича?»

Мне хотелось поговорить с этими легендарными людьми по душам

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении