Как поезда столичного метро из утилитарных машин превратились в символ прогресса

ТехИнсайдерИстория

«Осторожно, двери закрываются»: 90 лет эволюции поездов Московского метро

b92184e740a3a98a893e425547c26382_ce_1920x1280x0x19.jpg
Фото предоставлено Главархивом

90 лет назад по тоннелям Сокольнической линии поехали первые поезда. Сегодня метрополитен столицы — крупнейший в Европе по пассажиропотоку. Но за привычным комфортом стоят десятилетия изобретений и технической смелости. Вместе с машинистами разбираемся, как поезда столичного метро из утилитарных машин превратились в символ технологического городского прогресса.

Первые поезда: тип «А» — будущее на колесах

В начале века городской транспорт Москвы не был «заточен» под удобство. Но от метро и не требовалось «просто быть». Власти задумали его как манифест будущего, и поезда должны были соответствовать.

Вагон типа «А»
Осмотр вагона типа «А» инженерами. Фото предоставлено Главархивом

Проектирование на Мытищинском вагоностроительном заводе началось в 1933 году параллельно со строительством тоннелей. Главный конструктор Петр Травин столкнулся с проблемой: «Какой поезд брать за основу?». Одни считали, что можно пустить существующие электрички, другие, что можно скопировать заграничные поезда. Компания Siemens даже хотела бесплатно привезти в Москву вагон в надежде на крупный контракт.

Ранние составы метрополитена
Ранние составы метрополитена успешно перевозят пассажиров. Фото предоставлено Главархивом

Но Травин пошел своим путем, объединив отечественный и зарубежный опыт. Вагоны создали за рекордные сроки, а за электрооборудование отвечал столичный завод «Динамо». Во время испытаний Сталин лично прокатился на одном из первых составов и остался доволен.

Дмитрий Хабаров, машинист-инструктор электродепо «Красная Пресня». Стаж управления поездами — 24 года

«Первые составы типа "А" состояли из моторного и прицепного вагонов. В моторных монтировались по четыре соединенных параллельно тяговых электродвигателя мощностью 208 л.с. Затем появились четырех- и шестивагонные поезда»

006e61efa3ae30bc8ef908de5daf12f9.jpg

Интерьер типа «А» создавался так, чтобы не напоминать пассажирам, что они едут под землей: кожаные диваны, никелированные поручни, автоматические двери, линолиум на полу, зеркальные окна и светильники в форме тюльпанов. Технически вагоны были простыми, но продуманными: 50 сидячих мест при вместимости в 262 человека. Только за первый год они перевезли 41 млн человек.

Поезда  типа «А»: салон
Так выглядели первые поезда типа «А» внутри. Пресс-служба Московского метрополитена

Улучшения: от «Б» до «Д»

Уже в 1937 году выпустили вагоны типа «Б». В них убрали форточки и сделали вентиляцию, добавили плавный ход и аварийное освещение. Токоприемники начали устанавливать только на моторных вагонах, а стоимость эксплуатации снизилась.

Вагон типа «Б»
Вагон типа «Б». Фото предоставлено Главархивом

Как ни странно, но следующим типом вагонов в 1939 году стал не «В», а «Г», потому что новые составы были созданы для Горьковского радиуса. Сегодня это — «зеленая» Замоскворецкая линия. Такие составы уже похожи на привычные нам из-за сине-голубой окраски. Внутри установили новые светильники, форму вагона округлили и увеличили его на 470 мм — теперь в нем могло разместиться на 2 человека больше.

16f2cba669cbcf109af54350265bfd37_fitted_1920x0.jpg
Сине-голубой состав типа «Г». Пресс-служба Московского метрополитена
812763e76a0550bfda97a5493c0fbc78_fitted_1920x0.jpg
Сине-голубой состав типа «Г». Пресс-служба Московского метрополитена

«В серии "Г" все вагоны стали моторными. Внутри обновили оборудование, поэтому скорость выросла на 10 км/ч, до 75. А чтобы уменьшить износ тормозных колодок стали использовать электрическое торможение. На тот момент это был один из самых современных составов». Дмитрий Хабаров, машинист-инструктор электродепо «Красная Пресня»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Голова профессора Витгенштейна: история величайшего философа XX века Голова профессора Витгенштейна: история величайшего философа XX века

Человечеству Людвиг Витгенштейн запомнился как величайший философ XX века

Maxim
Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат

Как действовать в случае ДТП с электросамокатом

РБК
7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара 7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара

Каким фруктам не место в холодильнике

VOICE
Что имеем – сохраним Что имеем – сохраним

Жаркие дни – весомый повод задуматься, правильно ли ты хранишь свою косметику

Лиза
Цена труда Цена труда

Как меняется уровень заработной платы и производительности труда в России?

Ведомости
Всем оставаться на местах Всем оставаться на местах

Что делать, если выпадают волосы: пошаговая инструкция

Лиза
Дворец чистоты Дворец чистоты

Какими были и остались Сандуновские бани?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Налоговый вычет за автомобиль: как выгодно купить и продать машину Налоговый вычет за автомобиль: как выгодно купить и продать машину

Как эффективно заключить сделку по автомобилю

РБК
Фондовое подспорье: где найти деньги для экономики Фондовое подспорье: где найти деньги для экономики

Путь к улучшению состояния экономики РФ: фондовый рынок как источник инвестиций

РБК
Время на даче: 4 сценария Время на даче: 4 сценария

Несколько работающих идей, как провести уикенд за городом нескучно

КАНТРИ Русская азбука
Кодзима, Миядзаки, Уэда: 3 геймдизайнера-визионера Кодзима, Миядзаки, Уэда: 3 геймдизайнера-визионера

Разбираемся, кто задает тренды в гейм-индустрии

РБК
«Король гремучих змей»: как Кларк Стэнли сколотил состояние на лекарстве, которое оказалось пустышкой «Король гремучих змей»: как Кларк Стэнли сколотил состояние на лекарстве, которое оказалось пустышкой

Масло от всех болезней — история громкой аферы Кларка Стэнли

ТехИнсайдер
Тепло, еще теплее: будет ли профит от таяния льдов в Арктике Тепло, еще теплее: будет ли профит от таяния льдов в Арктике

Как сокращение площади льда в Арктике повлияет на разные отрасли

Монокль
Акцент на глаза Акцент на глаза

Выбираем патчи для глаз на все случаи жизни

Лиза
Лариса Малькова: «Главный вызов сегодня — способность адаптироваться к технологиям» Лариса Малькова: «Главный вызов сегодня — способность адаптироваться к технологиям»

Какие технологии станут завтра драйверами глобального развития?

РБК
Секреты мастерства Секреты мастерства

Princess F58: свежая модель в линейке британской верфи

Y Magazine
Отдых с сюрпризом Отдых с сюрпризом

Пять наиболее распространенных схем обмана, которые могут испортить твой отпуск

Лиза
Прохладная экономика Прохладная экономика

Слабая экономическая активность: аргумент в пользу смягчения монетарной политики

Ведомости
Голод и дядька Голод и дядька

Лечебное голодание — крайне полезная для социального капитала вещь

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Кухня Древнего мира» «Кухня Древнего мира»

О сырах, которые в Древнем Риме считались скромной пищей

N+1
«Звук падения»: одна из самых громких премьер в Каннах — о судьбе четырех девочек «Звук падения»: одна из самых громких премьер в Каннах — о судьбе четырех девочек

В «Звуке падения» уживаются камерное пространство и масштабное время действия

Forbes
Регионы призовут к ответу Регионы призовут к ответу

Почему регионы не достигли показателей строительства инфраструктурных проектов

Ведомости
Как ESG-принципы изменили российский рынок недвижимости Как ESG-принципы изменили российский рынок недвижимости

Зеленый подход к девелопменту: польза и подводные камни

РБК
Гендиректор Уральского завода гражданской авиации Леонид Лузгин: «Байкал» будет сертифицирован в установленные сроки Гендиректор Уральского завода гражданской авиации Леонид Лузгин: «Байкал» будет сертифицирован в установленные сроки

С какими сложностями столкнулись при создании самолета ЛМС-901 «Байкал»

Ведомости
Спаржа Спаржа

Спаржа: простой способ добавить больше пользы в рацион

Здоровье
«Эхо победы в Лондоне-2012 до сих пор работает» «Эхо победы в Лондоне-2012 до сих пор работает»

Сергей Тетюхин о киногеничности олимпийского финала и новом поколении игроков

Ведомости
Ловушка цифрового романтизма: как онлайн-дейтинг эксплуатирует наши уязвимые стороны Ловушка цифрового романтизма: как онлайн-дейтинг эксплуатирует наши уязвимые стороны

Как алгоритмы онлайн-знакомств мешают формированию устойчивой привязанности?

Forbes
Электрическое движение Электрическое движение

Электродвижение в яхтинге: путь к экологичной навигации

Y Magazine
Как на телефоне отсканировать QR-код: пошаговая инструкция для Android и iPhone Как на телефоне отсканировать QR-код: пошаговая инструкция для Android и iPhone

Инструкция, как отсканировать QR-код на экране телефона на Android и iPhone

CHIP
Вернуть по-хорошему Вернуть по-хорошему

Исторические диковинки других стран сейчас стали предметом споров в суде

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Открыть в приложении