Алексей Баталов мог достичь успеха где угодно, но остался верен кино

Караван историйЗнаменитости

Баталовы

Алексей Баталов — потомственный мхатовский актер (еще при Станиславском здесь работали многие его предки), который ушел из театра ради кино. Баталов пережил несколько волн популярности, а между ними с азартом плотничал и возился с машинами. Он мог реализоваться в разных профессиях, но остался верен кинематографу.

Анжелика Пахомова

Фото: Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom;

Надежда Баталова: «Во МХАТе служили шесть актеров с фамилией Баталов»

— Надежда, пока мы не ушли в более близкие нам времена, все-таки хочется узнать, откуда идут корни вашей фамилии? Я знаю, что детские годы Алексей Владимирович провел во Владимире...

— Отец родился во Владимире, где жила семья его мамы, Нины Антоновны Ольшевской. Это польская фамилия. То есть по материнской линии у него в роду польские дворяне, перебравшиеся жить в Россию в XIX веке. Существует романтическая легенда: якобы прадед отца, небогатый шляхтич Ольшевский, вознамерился жениться на польской аристократке из рода Потоцких. Родители невесты были против их брака. И молодые уехали, обвенчались без родительского благословения и поселились далеко от родных мест, во Владимире. Никто всерьез не проверял эти сведения, в советское время это было не принято. Но папе семейное предание очень нравилось. Он всегда говорил, что в нем есть польская аристократическая кровь.

А Баталовы были из «простых», так сказать. Прадед приехал из Ярославля в Москву, служил приказчиком у купца и торговал мануфактурой. Но скоро разбогател и открыл собственное дело. На моей памяти это была большая дружная семья, все они были очень добрыми, открытыми и хлебосольными. Настоящие старые москвичи.

Старшая дочь Алексея Баталова Надежда, 2025 год. Надежда Алексеевна Баталова — старшая дочь актера. Родилась в 1955 году, в первом браке Баталова с Ириной Ротовой. В 1980-м окончила МГПИИЯ имени Мориса Тореза по специальности «английский язык». Работала переводчицей, организатором зарубежных театральных гастролей, куратором художественных выставок и пр. Фото: Филипп Гончаров

— Расскажите, пожалуйста, о маме Алексея Владимировича. Ее имя окружено легендами. Играла во МХАТе при Станиславском, подруга Норы Полонской, музы Маяковского, подруга Ахматовой...

— Нина Антоновна Ольшевская, папина мама и моя бабушка, училась в актерской студии МХАТа. Ее учителем был сам Станиславский. Вместе с ней там училась другая польская красавица — Норочка Полонская, последняя любовь Маяковского. Они с бабушкой дружили всю жизнь. Я часто видела Веронику Витольдовну в ардовской квартире на Ордынке. Она там бывала почти каждый день. Помню, с какой грустью и слезами в глазах бабушка сказала, что Норочка решила переехать в подмосковный пансионат для стариков и теперь не может бывать у нас часто. Это было в середине восьмидесятых.

Обе они служили во МХАТе в 20-х и 30-х годах. То было время расцвета театра. Там же играли Николай Баталов, знаменитейший киноартист, и его брат Владимир Петрович Баталов, за которого бабушка вышла замуж и родила сына Алешу. Но, в отличие от брата, Владимир Петрович не был знаменит и обласкан славой. Причем его очень ценил Станиславский и сделал его своим постоянным помощником на репетициях (помрежем). Может, оттого и не давал ему больших ролей. Хотя артистом он был первоклассным. И это утверждали все, кто видел его в небольших ролях на сцене. Но Владимир Петрович отличался крайне неуживчивым характером. Спорил и ссорился с режиссерами, сам придумывал себе сценический образ, грим, походку... В общем, нажил себе в театре немало врагов и часто выходил из себя. В семейной жизни был таким же. Поэтому жена от него быстро сбежала, с двухлетним Алешей на руках.

Фото: «Мосфильм»

— Ваша бабушка была красавицей...

— Да, очень красивая. Высокая, изящная, со смуглой кожей и горячими черными глазами. И голос — низкий, чуть хрипловатый. В нее многие были влюблены. В писательском доме в Нащокинском переулке они с Ардовым жили на первом этаже. А наверху жил Осип Мандельштам. Так он, входя в дом с каким-нибудь гостем, непременно звонил им в дверь. Нина Антоновна открывала, и Мандельштам говорил своему гостю: «Здесь живет очень красивая девушка». По-моему, этого уже достаточно, чтобы судить о ее необычной красоте. А с Виктором Ефимовичем Ардовым они познакомились в поезде. И он ее покорил своим юмором и обаянием. Вскоре они поженились и прожили вместе до конца дней своих. Ардов стал папиным отчимом, именно он растил и воспитывал маленького Алешу с трех лет. Притом что родной отец Владимир Петрович приходил к ним в дом и все они прекрасно общались. Но именно Виктор, как папа его называл, был для него главным авторитетом и советчиком во всем. Решал все проблемы и вытаскивал из неприятностей. Потом в семье родились двое папиных братьев, Михаил и Борис. Тогда они уже переехали на Ордынку, в дом 17, квартиру 13. В этой квартире прошло и мое детство, мама привозила меня к деду и бабушке каждую субботу-воскресенье. Ардов был известным писателем-юмористом, дом всегда был полон гостей, они начинались с утра... Одни уходили, другие приходили. Это был бесконечный водоворот людей, до глубокой ночи. Приходили писатели, артисты, просто родственники и друзья, и друзья друзей. И всех привечали и сажали за стол.

В маленькой «Алешиной» комнате подолгу жила Анна Ахматова, когда приезжала из Ленинграда. Она останавливалась у Ардовых еще до войны. Кстати, здесь, на Ордынке, они встретились с Мариной Цветаевой и проговорили несколько часов, сидя вдвоем в этой комнатке. Начиная с 1946 года Ахматова стала приезжать регулярно. Она любила бабушку, называла ее «моя Нина» и полностью ей доверяла. (Есть надпись на книге Анны Андреевны: «Моей Нине, которая все обо мне знает».) Сюда же к Ахматовой приходил Борис Пастернак, читал стихи и перевод «Фауста». Все это подробно описано в мемуарах моего дяди, протоиерея Михаила Ардова.

Актерская пара Николай Баталов и Ольга Андровская с дочерью Светланой, 1920-е годы. Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

— Ваш папа был любимым ребенком в семье, всеми обожаемым?

— Хорошенький избалованный мальчик с голубыми глазами. Все с ним носились. Он вырос, по его словам, за кулисами МХАТа. Пока бабушка Нина была на репетиции, слонялся по театру. Кстати, кроме родителей и дяди, там служили и две его тетки — Зина и Муся. Последняя была замужем за Станицыным, прекрасным актером и режиссером. Там же играла Ольга Андровская, жена Николая Баталова. А позже их дочь Светлана Баталова тоже стала актрисой МХАТа и вышла замуж за известного актера Петра Чернова. В общем, в театре были все свои.

— А с вашей матерью, дочерью знаменитого художника Константина Ротова, нарисовавшего Дядю Степу, Алексей Владимирович ведь был знаком с детства?

— Мама с папой выросли вместе, живя на соседних дачах в поселке на Клязьме. Они ровесники, оба родились в ноябре 1928 года. Когда началась война, им было по 12 лет. Их увезли в эвакуацию — папу с маленькими братьями в Чистополь, а маму в Алма-Ату. Когда они вернулись в Москву и вновь встретились, между ними вспыхнул роман. Ардовы очень любили мою маму и совершенно не препятствовали этим отношениям. Считается, что мои родители поженились в 1948 году, но у мамы хранилось обручальное кольцо, где было выгравировано: «Ира + Алеша. 1945 год». Надо еще отметить, что к тому времени мама была дочерью врага народа. Ее отца, художника Константина Ротова, арестовали в 1940 году по 58-й статье и отправили в лагерь на восемь лет. В 1948-м срок его заключения закончился, и он вернулся в Москву. Но ненадолго, потому что его вскоре вновь арестовали и отправили в бессрочную ссылку в Северо-Енисейск.

Владимир Баталов. Фото: из архива семьи Баталовых

В 1945 году Алексей Баталов успешно поступил в Школу-студию МХАТ. К экзаменам его готовил отец, Владимир Петрович, да и Нина Антоновна также помогала. А вот с моей мамой дело обстояло сложнее. У нее безусловно были хорошие данные для сцены, она прекрасно пела и танцевала. Нина Антоновна учила с ней басню и отрывки для чтения. И вроде бы первый тур мама благополучно прошла. Однако подвело то, что взяла себе фамилию мужа и была уже не Ирина Ротова, а Ирина Баталова. Это сильно не понравилось приемной комиссии. Так потом в кулуарах и объяснили: «У нас тут уже столько Баталовых, что хватит...» Так мама не стала актрисой. Зато была артисткой в жизни: красивая, веселая, темпераментная, остроумная. Но, главное, она была доброй, всем сочувствовала и помогала. Мама умерла в 2007 году, но до сих пор ее помнят в наших домах. Иногда подходят ко мне на улице, чтобы сказать: «Какая у тебя мама хорошая была...»

Нина Ольшевская. Фото: из архива семьи Ардовых

— А у них хоть когда-то было свое жилье с Алексеем Владимировичем?

— У родителей никогда не было собственного жилья, кроме маленькой комнаты на Ордынке. Но как только в Москву приезжала Ахматова, им приходилось выселяться оттуда. Анна Андреевна подолгу оставалась в Москве, на месяц-два, иногда и дольше. Мама перебиралась жить в квартиру к своей маме и отчиму, а отец оставался на Ордынке, переехав в «детскую» к братьям. Теща его недолюбливала, и у них в доме он жить не мог. Когда родилась я, папы вообще не было в Москве, он снимался в Ленинграде. Там жил у знакомых, точнее, у режиссера Иосифа Хейфица и его жены Ирины, и спал на раскладушке. Денег не было, отец только начинал свою кинокарьеру, мама не работала. Но все-таки он снял комнату, и мама со мной маленькой переехала к нему в Ленинград. Она рассказывала мне так: «В Ленинграде мне всегда было холодно и неуютно. Ты все время болела. Алеша целыми днями на съемках, ты маленькая, больная, капризничаешь. Я думала, с ума сойду одна в чужом городе...» Она не выдержала такой жизни и полгода и вернулась в Москву. Потом оставляла меня на бабушек и ездила к отцу в Ленинград и Ялту, где снимали «Даму с собачкой» и где отец серьезно заболел. У него внезапно обострился туберкулез, и он три месяца провел в больнице. Представляете, режиссер фильма Иосиф Хейфиц остановил съемки, и вся группа ждала, когда отец поправится и сможет продолжать.

В общей сложности папа прожил в Ленинграде лет пятнадцать. Он официально был приписан к киностудии «Ленфильм», где получал зарплату. Через несколько лет ему дали квартиру на Петроградской стороне, окнами на набережную. Очень красивый был вид оттуда. Я помню, как папа настаивал, чтобы меня привезли к нему пожить в Ленинград. Мама не соглашалась, доказывая ему, что там некому будет за мной присмотреть, а сам он постоянно на съемках. Это был их вечный спор, притом что в остальном у них были хорошие отношения, несмотря на развод. И только когда мне исполнилось 12 лет, мама наконец-то отпустила меня, и я приехала к отцу на летние каникулы. Вот тогда мы с ним по-настоящему подружились...

Три брата: Алексей Баталов, Михаил и Борис Ардовы, 1940 год. Фото: из архива семьи Ардовых

— Получается, что они мирно разошлись?

— Внешне да, без всяких претензий и скандалов. Главной причиной было то, что они жили между двумя городами. И еще, конечно, до мамы постоянно доходили рассказы о том, что в Ленинграде вокруг отца крутятся разные дамы. Это были даже не романы, а мимолетные связи с несколькими одновременно, и, разумеется, всем все было известно в этом тесном киношном кругу. Мама страдала, все это было обидно и унизительно. В конце концов она его бросила молча и ушла к другому. Отец даже не сразу узнал об этом. Только когда он приехал в Москву, Ардов сказал ему, что Ира ушла. По воспоминаниям моего дяди, Алеша лежал, отвернувшись лицом к стене, и плакал. Конечно, его жалели, но полностью понимали и оправдывали маму. Она по-прежнему привозила меня, их любимую внучку, на Ордынку. И как бы ничего не изменилось. У меня сохранилась книжечка юмористических рассказов Виктора Ардова с надписью: «Ирочка, помни, ты все равно моя дочка. 1960 год».

А формально родители развелись года через три, кажется... Папа с этим долго тянул, отнекиваясь, что он слишком занят и ему некогда заниматься всякими бумажками. Мама, будучи уже в отношениях с моим будущим отчимом, говорила ему: «Алеша, ну неудобно как-то, давай разведемся как нормальные люди». А он отвечал: «Отстань, Ирка, потом...» Мама не сразу поняла, почему он не хотел разводиться. Просто не намерен был снова жениться на очередной пассии и представлял дело так, что, мол, жена не дает ему развода! Очень удобный предлог, кстати.

Они хорошо понимали друг друга, потому что выросли в одной песочнице, как говорится. Мама прекрасно чувствовала себя на Ордынке, она там была своя. Все праздники и дни рождения шумно отмечались, и за большим столом собиралось много гостей. Выпивали, шутили, и всем было очень смешно, когда мои родители, а им уже было за пятьдесят, начинали горячо спорить на тему, кто из них лучше катался на коньках на Петровке лет тридцать с лишним тому назад... Большие дети, что с них возьмешь!

Алексей Баталов с Анной Ахматовой. Фото: из архива семьи Баталовых

— А какое ваше первое воспоминание о папе?

— Очень яркое и захватывающее. Мне было года три-четыре. Лето, дача в Переделкине, кто-то из соседей заехал к нам на голубом мотороллере. Папа немедленно сел на него верхом, поставил меня перед собой на маленькую площадочку и сказал: «Ну смотри, держись за руль крепко-крепко». Мы немножко поколесили по двору на малой скорости, а затем выехали за ворота. Папа нажал на газ, и мы помчались — да так, что ветер свистел в ушах. Я ничуть не боялась, наоборот, визжала от удовольствия.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лионелла Пырьева. О друзьях и недругах Лионелла Пырьева. О друзьях и недругах

Жизнь и профессия Лионеллы Пырьевой

Коллекция. Караван историй
Саар Харари: «Хочу строить, а не разрушать» Саар Харари: «Хочу строить, а не разрушать»

Расшифровываем язык гаги — танцевальной практики родом из Израиля

Afternoon Seasons of life
Табаковы Табаковы

Олег Табаков — мэтр сцены, голос Матроскина и учитель великих актеров

Караван историй
Необитаемый остров Необитаемый остров

Шесть снимков Ксении Хаунд о заброшенных безлюдных местах

Men Today
Бондарчуки Бондарчуки

Кино как семейное дело: творческая династия Бондарчуков

Караван историй
ИИскусство: кому принадлежат авторские права на творчество нейросетей ИИскусство: кому принадлежат авторские права на творчество нейросетей

О деликатной природе авторского права в мире победившего ИИ

Forbes
Надежда Румянцева. Звезда, которая вовремя покинула экран Надежда Румянцева. Звезда, которая вовремя покинула экран

О любимице советских зрителей Надежде Румянцевой — в рассказе ее мужа

Коллекция. Караван историй
Спокоен как самурай: как японская философия помогает выжить в трудные времена Спокоен как самурай: как японская философия помогает выжить в трудные времена

Что помогает японцам принимать неопределенность?

Forbes
Сила любви Сила любви

Роман Костомаров и Оксана Домнина: одна из самых красивых пар российского спорта

VOICE
Летняя косметичка: что убавить, что прибавить Летняя косметичка: что убавить, что прибавить

Как пережить жару и сохранить красоту? Золотые правила ухода

Добрые советы
Русская чайная машина братьев Баташевых Русская чайная машина братьев Баташевых

В 1909 году Тулу взбаламутили слухи о проезде через город императорской семьи

Караван историй
Флаг Ватикана на Олимпиаде: какое спортивное наследство досталось новому папе Флаг Ватикана на Олимпиаде: какое спортивное наследство досталось новому папе

Какое наследство в области спорта получил Лев XIV

Forbes
Изогнутый экран смартфона — это удобно? Изогнутый экран смартфона — это удобно?

Стоит ли покупать смартфоны с изогнутыми экранами?

CHIP
По пушкинским местам По пушкинским местам

Если бы во времена Пушкина были соцсети, какие места он бы советовал посетить?

Лиза
Незнакомые символы Незнакомые символы

Зачем клубам – даже очень популярным – нужен редизайн эмблемы

Ведомости
От Арктики до Тибета: как российские путешественницы исследовали мир От Арктики до Тибета: как российские путешественницы исследовали мир

Исследовательницы, которые доказали, что жажда открытий не знает границ

Forbes
У Ричарда Османа выходит книга «Мы раскрываем убийства». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок У Ричарда Османа выходит книга «Мы раскрываем убийства». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок

Отрывок из книги «Мы раскрываем убийства» Ричарда Османа

Maxim
Алексей Осадчий: «Один из самых сложных вызовов — интерпретация активности мозга» Алексей Осадчий: «Один из самых сложных вызовов — интерпретация активности мозга»

Как работают интерфейсы «мозг — компьютер», сможем ли мы лечить деменцию?

РБК
Самое полезное время Самое полезное время

Утренние привычки, которые ускоряют уход веса

Лиза
Коротко и ясно Коротко и ясно

Идеи для коротких, но ярких путешествий по России

Добрые советы
Отдых с сюрпризом Отдых с сюрпризом

Пять наиболее распространенных схем обмана, которые могут испортить твой отпуск

Лиза
Не пытайся это повторить Не пытайся это повторить

Cтранные привычки наших предков, которые сегодня шокируют

Лиза
Выйти за ворота Выйти за ворота

Антон Шунин — это целая эпоха в нашем футболе. Как она прошла?

Men Today
Если ты аэрофоб Если ты аэрофоб

Как перестать бояться летать на самолетах

Лиза
Морские спасатели, фантазийный сад и юная натуралистка: 5 комиксов и графических романов, которые понравятся всем Морские спасатели, фантазийный сад и юная натуралистка: 5 комиксов и графических романов, которые понравятся всем

5 комиксов о природе, смыслах и самопознании

Правила жизни
Наш Май Наш Май

Книги с иллюстрациями Мая Петровича Митурича, не сомневаюсь, есть в каждом доме

Наука и жизнь
Астраханское море Астраханское море

Знакомься, наше российское Мертвое море — озеро Баскунчак

Лиза
Признание на стекле: как «Ролан Гаррос» подарил теннису самую узнаваемую традицию Признание на стекле: как «Ролан Гаррос» подарил теннису самую узнаваемую традицию

Почему традиция теннисистов расписываться на линзе камере родилась во Франции

Forbes
Нет 100% гарантии. Дешевле и безопаснее купить авто у дилера или перекупа Нет 100% гарантии. Дешевле и безопаснее купить авто у дилера или перекупа

У кого выгоднее приобрести подержанную машину: у дилера или частного продавца?

РБК
По вертикальной траектории По вертикальной траектории

Об одной вещи, без которой жизнь горожанина превратится в кошмар

Наука и жизнь
Открыть в приложении