Иди и дружи!
Сколько детских песен, стихов и сказок про дружбу существует на свете. Но как быть, если в книжках она есть, а в жизни ребенка – совсем наоборот?

Куда бы ни пришел Сережа, все заканчивается одинаково: обидами и слезами... В школе друзей у него нет: все ребята по группам, а он один. Во всевозможных секциях, куда пыталась отдать его мама, преподаватели жалуются: не умеет общаться, обзывает других, дерется. По словам Сережи, все наоборот: его самого обижают и дразнят. Какой-то замкнутый круг... Если ребенок не вписался, скажем, в школьный коллектив, это может быть досадной случайностью, неприятным стечением обстоятельств: педагог предвзято относится и влияет на авторитет, главный хулиган выбрал жертвой или что-то еще. Вполне возможно, со временем общение наладится само. Но если одна и та же проблема возникает в любом коллективе – и в школе, и в кружке, и на отдыхе, и на детском дне рождения, и в игровой комнате, – если друзей нет и никогда не было, это надо решать.
«Ну пожалуйста, дружи со мной!»
Иногда дети готовы на самые нелестные роли в играх – лишь бы приняли, с готовностью выполняют все поручения, задабривают других детей игрушками и сладостями.
Что делать? Подобным образом ведут себя дети с заниженной самооценкой: им кажется, что «просто так» дружить с ними никто не станет.
Помоги ребенку поверить в себя: хвали его, отмечай успехи и сильные стороны. Расскажи, что отсутствие друзей не говорит о том, что он «плохой». Просто пока не встретил подходящих ребят. И в одиночку можно найти себе дело – построить замок из песка, покидать мяч в кольцо. Как только он перестанет бояться одиночества и цепляться за каждого потенциального друга, отношения со сверстниками улучшатся.
Ребенок начал с кем-то дружить? Предложите позвать друга в гости: вдвоем общаться проще, чем в компании
«Они меня обижают»
Скорее всего, в коллективе его дразнят. Может быть, просто так. А может, выбирают мишенью какую-то черту: рыжий, слишком худой (пухленький), в очках, со смешной фамилией (или необычным именем).
Что делать? Хорошая новость: любая особенность сама по себе не может стать причиной дразнилок. Целенаправленно дразнят тех, кто на это реагирует. Один в ответ на «очкарик, четыре глаза» отмахнется, мол, поновее что придумай. Другой покраснеет, заплачет или бросится догонять обидчика. Угадай, кого будут регулярно цеплять? Объясни ребенку, что дразнятся неуверенные в себе люди, – чтобы почувствовать значимость, а то и отвлечь внимание от собственных недостатков. Научи его спокойно реагировать на обидчика: например, считать в мыслях до 100 (ну хотя бы до 20), мысленно примерять на дразнящего смешные шляпы, отвечать что-то вроде «Посмейся, я рад, что тебе смешно» или просто уходить.
«Сейчас получат у меня!»
Отбирает игрушки, орет «Отстаньте от меня», чуть что обзывает и лезет в драку. «Какой злой, ужасный, кошмарный ребенок!» – то и дело слышит мама. А он просто хочет привлечь к себе внимание, вот только как – не знает. Особенно ярко это проявляется у дошколят. Дети строят песочный замок, а его не принимают. Как быть? Можно предложить: «А давайте еще ров выроем, я помогу». А можно подойти и все сломать, тогда точно заметят.
Что делать? Расскажи, как можно заговорить с ребятами во дворе, попросить принять в игру: подойти, вежливо спросить: «А можно с вами?»; не навязывать свои правила игры. Если откажут – не мешать и не клянчить, так дружбы не добьешься. Лучше просто отойти в сторону и заняться другими делами. Можно дать ребенку с собой игрушки как повод для знакомства – пару машин-самосвалов для песочницы, кукольную посуду или детский бадминтон.
«Не могу их понять, и они меня не понимают»
Он вроде бы и не дерется, и стремится дружить, но почему-то не выходит. Про таких говорят: не вписывается в детский коллектив. Дело в том, что не у всех детей одинаково развит так называемый социальный интеллект. Одни сразу же находят нужные слова, чувствуют невербальные сигналы. Другие же не всегда чувствуют чужой интерес или антипатию, не умеют выразить их сами. Особенно трудно приходится детям с плохо развитой эмпатией (способностью сопереживать). Или «тепличным» детям, которые не ходят в садик, не гуляют во дворе и отлично общаются с любящими родителями, родственниками и друзьями семьи. А с ровесниками – почти нет.
Что делать? Как ни странно звучит, учить. Рассказать, как правильно знакомиться и поддерживать разговор, просить помощи и помогать. Не давай готовые решения, подталкивай к ним: «Как ты думаешь, что можно сказать ребятам во дворе? Поздороваться? Предложить игру в прятки или догонялки? А какую игрушку лучше взять с собой? Может быть, мяч или фрисби, чтобы можно было играть вместе?» Объясняй, по каким признакам можно понять, что человек хочет или не хочет дружить. Попробуй такую игру: ты произносишь какую-то нейтральную фразу, например «Я сейчас занята, давай поиграем завтра», с разными интонациями (скучающей, насмешливой, дружелюбной), а ребенок пытается угадать. А потом пусть изобразит радость, неловкость, интерес. Ребенок начал с кем-то дружить? Предложи позвать нового друга в гости: вдвоем общаться проще, чем в компании. Чем больше контактов со сверстниками, тем больше шансов на успех.
Сплошные плюсы. Дети, которые научились дружить еще в дошкольном возрасте, в будущем, как правило, не имеют проблем с общением. Они легко находят общий язык со сверстниками и не страдают от отсутствия друзей.
Все возрасты покорны
До 2-х лет ребенку вполне хватает «дружбы» с мамой и папой.
2–3 В этом возрасте появляется потребность в общении со сверстниками. Малыши тянутся друг к другу, однако делиться игрушками не хотят – чувство собственности и эгоцентризм берут над ними верх. Дети играют рядом, но не вместе. Это еще не дружба, а только зачатки дружбы.
3–4 Любимая игрушка в руках другого малыша уже не вызывает страха потерять ее навсегда, дети охотно делятся игрушками, осваивают совместные игры. Друг – любой доброжелательный ребенок, с которым раз-другой лепили куличики.
5–7 Возникают осознанные приятельские отношения. Друзей выбирают, отдавая предпочтение определенным ребятам. При этом девочки стремятся к дружбе с девочками, мальчики – с мальчиками. Появляются «лучшие друзья навек», особенно ярко это выражено у девочек.
8–10 В младшем школьном возрасте активно развивается умение дружить, понимать другого, помогать. Появляются общие интересы, секретики, желание проводить с друзьями как можно больше времени.
11 И СТАРШЕ Друзья становятся самыми значимыми и важными людьми, с их мнением зачастую считаются больше, чем с мнением родителей. Дружба девочек более сентиментальна – с клятвами, признаниями, поцелуйчиками при встрече. Отсутствие близких по духу людей расстраивает подростка, ссора с другом может стать целой трагедией.
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl