Торговая архаика: что не так с идеей перехода России и Китая на бартер
Системная бартерная торговля с Китаем может стать перспективой самого ближайшего времени. Осложнившиеся прямые банковские переводы вынудили стороны искать новые варианты взаиморасчетов. Первые сделки могут произойти в сфере агроэкспорта, сообщали ранее СМИ. Как может выглядеть прямой товарный обмен в XXI веке и какие риски таит в себе бартерная торговля с Китаем, разбирался Forbes.
Россия и Китай обсуждают возможность бартерной торговли, сообщил Reuters со ссылкой на источники, и две сделки агронаправленности могут состояться уже этой осенью.
Основная причина перехода с прямых банковских платежей на бартер, по мнению источников агентства, попытка обеих сторон обойти ограничения и возможные трудности, связанные с расчетами через международные платежные системы, находящиеся под контролем США. Обмен товарами поможет частично уйти от контроля западных регуляторов за двусторонними сделками и оградит от некоторых валютных рисков.
Сейчас в России, по информации источников Reuters, прорабатывается нормативная база для бартерной торговли. И основным направлением торговли, вероятно, станет агроэкспорт, хотя собеседник агентства из одной из российских промышленных компаний отметил, что обсуждается и экспорт металлов в обмен на станки из Китая.
Собеседники Forbes оптимизма по поводу бартерной торговли не питают, говоря о всевозможных рисках — от занижения стоимости отечественной продукции до ослабления рубля.
Forbes обратился в Минпромторг за комментариями, но не получил ответа.
Назад в будущее
Опасения Китая попасть под вторичные санкции понятны, говорит директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов, да и торговля с США намного больше в денежном выражении, чем с Россией. В итоге за последний год китайские банки, сначала крупные, а потом и мелкие, стали отказываться проводить транзакции с Россией. «Конечно, бартерные сделки — это откат назад. Но сейчас, когда усиливается санкционное давление и даже мелкие китайские банки сталкиваются с риском вторичных санкций, альтернативы им практически нет», — уверена партнер аудиторско-консалтинговой группы «Юникон» Елена Хромова.
Летом 2024 года платежи между странами в юанях проводить стало почти невозможно, писал Bloomberg. По информации агентства, проблема обострилась после расширения рестрикций США, и транзакции проходят с сильной задержкой или замораживаются, а новые способы оплаты находить все труднее, активно растет число посредников. От китайской стороны действительно получен определенный сигнал, свидетельствующий о полном сворачивании прямых платежей, рассказал источник Forbes из сферы логистики, даже через банки северо-востока Китая, которые в принципе не занимаются расчетами с США и теоретически не должны опасаться их реакции.
Однако Китай продолжает тщательно следовать всем рекомендациям Запада. «Есть мнение у экспертов-востоковедов, что Китай специально доводит ситуацию до абсурда, чтобы в конце концов «распечатать» китайский юань как основную торговую валюту, сначала для России, а после и для других стран Азии. Вытеснить доллар непросто, но подобные манипуляции могут подвинуть рынок», — комментирует Маслов.
Трудности с расчетами с китайской стороной являются результатом оверкомплайенса китайских банков, которые «буквально обнуляют усилия сторон в сфере взаимного обеспечения продовольственной безопасности», хотя прямые банковские переводы, тем более в национальных валютах, официально доступны, говорит представитель российского Союза экспортеров зерна.
При этом Россия рассматривала иные варианты построения финансовых отношений. «Мы как законодатели со своей стороны предложили всем партнерам из дружественных стран нормальную альтернативу — открыть в России филиалы множества любых своих банков, — рассказал Forbes зампред комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов. — Это беспрецедентное решение, даже если взять за точку отсчета уже далекий 1991 год. Наши внешнеторговые партнеры смогут уже осенью этого года спокойно проводить платежи в своей же валюте, внутри собственной системы учета и контроля. Для полноты решения мы попросим ЦБ закрыть от любопытных глаз любую информацию об операциях таких банков».