Василию Мищенко сказали на экзаменах: «По-моему, это сумасшедший, надо брать!»

Коллекция. Караван историйРепортаж

Василий Мищенко: «Табаков не отпустил меня сниматься к Михалкову»

Беседовала Нелли Скогорева

Фото: Дмитрий Александров

«Приехал Олег Павлович с гастролей, и институт выдал всем справки, что мы зачислены. Я с этой справкой — домой. Отец: «Ты откуда?» — «Я из Москвы, поступил в театральный, вот справка». — «Да ты же учился в Волгограде?!» Шок, пауза, а потом кричит: «Да это же липа! Они там, в Москве, даже деньги фальшивые печатают, а эту фигню им ничего не стоит...»

— Василий Константинович, что вы считаете главным достижением в своей жизни?

— Думаю, то, что я достиг своей мечты, хотя это было очень маловероятно. Причем у меня сбылась не одна, а целых две мечты. Началось все со страстного желания 13-летнего подростка из российской глубинки, влюбленного в группу «Битлз», попасть в Лондон и прикоснуться к жизни своих кумиров. Все получилось. Правда, через целую жизнь, но это не отменяет результата. И об этом я написал в своей повести «Еще вчера», которую мечтаю экранизировать...

Второе желание начало приобретать очертания после неудачной попытки осуществить первое, примерно в том же возрасте, и связано оно с выбором профессии.

— Ваши родители, думаю, не имели никакого отношения к искусству?

— Мои родители познакомились в концлагере. Папа был пленен в первые месяцы войны и угнан в Германию, четыре года провел в лагере. Маму тоже угнали немцы. Там родители встретились, полюбили друг друга. Отца немцы вербовали во власовскую армию, но он не сломался. Рядом с концлагерем было большое поместье, хозяин которого умер перед войной, а сын его воевал на Восточном фронте. Хозяйка не справлялась одна и отобрала моих родителей для помощи по дому. Утром они приходили к ней, работали, а вечером возвращались в лагерь. Это, конечно, облегчило их жизнь в плену. Освобождал их второй фронт, американцы. Стояло два эшелона — один на запад, второй на Россию. Предлагали: «Выбирайте, куда хотите». Конечно, домой. Долгое время отец никуда не мог устроиться на работу. В то время ко всем, побывавшим в концлагере, относились недоверчиво. К счастью, вскоре оказалось, что надо срочно строить поселок Шолоховский. Туда он и устроился на шахту. Кстати, поселок наш назвали в честь геолога, нашедшего там уголь, а не в честь писателя Шолохова, как может показаться.

Фото: Московский Театр п/р Олега Табакова. Василий Мищенко в спектакле «...И с весной я вернусь к тебе...», Московский театр п/р Олега Табакова, 1978 год

— Откуда же у вас появилось это неожиданное желание стать актером?

— Рос я на улице, мы играли в войнушку на полном серьезе, с оружием, которого тогда много оставалось в лесах. В четвертом классе бросали патроны в костер, один взорвался. Двое ребят погибли, я сам получил кучу осколочных ранений... Несмотря на это, мне все равно нравилось изображать героев войны, игра доставляла удовольствие. Думаю, страсть к лицедейству зародилась у меня именно тогда. К тому же на экраны вышел фильм «Неуловимые мстители», в который я просто влюбился.

Написал письмо Эдмонду Кеосаяну, режиссеру фильма: «Я могу скакать на лошади, стрелять, ездить на мотоцикле — полностью готов к съемке! Берите!» (Смеется.) Отправил в Москву «на деревню дедушке». Через какое-то время, когда я уже и забыл про это, приходит из Москвы конверт на мое имя. Открываю — с «Мосфильма»: «Молодой человек, вы в своем письме сделали столько грамматических ошибок, что вас нельзя на пушечный выстрел подпускать к этой профессии. Актер должен быть грамотным, образцовым...» и так далее. Я очень сильно обиделся на «Мосфильм». Ну, думаю, еще не вечер.

Оканчиваем десятый класс. Пьем пиво в пивнушке, и мои дружки говорят: «Напрасно ты в Москву едешь! Там все места продажные, все уже куплено, куда тебе? Наш брат там не пробьется!» Думаю: «Действительно, что же мне делать?» Нахожу поблизости в Краснодаре институт культуры, в котором готовили режиссеров массовых сцен. Родители выделили мне 100 рублей, и я поехал поступать. Специальность сдал, а общеобразовательные экзамены завалил. Деньги, естественно, промотал, так как надо было за койку платить, что-то есть. Еду обратно домой в автобусе Краснодар — Ростов и нахожу там газету «Волгоградская правда» с объявлением: «При Волгоградском театре кукол объявляется трехгодичный одноразовый набор актеров для ТЮЗа и для театра кукол». Господь разбрасывает знаки, главное — не пройти мимо. Приезжаю домой. У папы нервы ни к черту, естественно. «Ну что, — говорит, — промотал? Давай в шахту!» Текст был жестче, конечно... Я ему про кукольный театр втираю. А мама женским сердцем почувствовала и говорит: «Костя, ну пусть он едет, может быть, это его судьба». В общем, поехал туда, год отучился, а брони нет! Значит, нужно в армию идти. Через два года вернулся, а мои однокурсники уже все окончили. Говорят: «Вася, давай мы тебя пристроим в какой-нибудь театр рабочим сцены, а потом поступишь в театральный». Думаю: «Нет, ребята-демократы, так не пойдет! Надо только вперед!»

Но как? Если вернусь домой, отец убьет или пошлет в шахту. Тогда конец мне, никогда не выберусь из своего поселка Шолоховский. И тут на глаза попадается объявление: «На тракторный завод требуется ученик токаря». Общежитие дают и денежку. Вот счастье! Родителям соврал, что продолжаю учиться дальше. Сам до лета проработал на заводе, получил разряд какой-то, о чем есть запись в трудовой книжке, и все — в Москву! У меня тогда был единственный знакомый в Москве, Саша Карин, который учился на третьем курсе Щепкинского училища, а позже стал каскадером. Он приютил меня в своем общежитии и стал натаскивать на поступление. Репертуарчик у меня был — что-то я все же вынес из учебы на кукольника. Но говор мой был с мягким «г», как говорили в моих краях.

Марина Неелова, Валентин
Гафт, Василий Мищенко
и Галина Волчек в спектакле
«Ревизор», театр
«Современник», 1983 год. Фото: из архива В. Мищенко

— Это же почти приговор для актера...

— Прихожу я в Школу-студию МХАТ и читаю программу со своим «г». Они спрашивают: «Вы откуда?» — «Из Ростовской области». Говорят: «Вот и возвращайтесь домой, и чтобы ноги вашей не было у нас во МХАТе!» Вот это было фиаско! Пошел я дальше в «Щуку». Курс набирала Яцкина, которая и пропустила меня на второй тур. Я, окрыленный, прохожу мимо ГИТИСа. «Дай, — думаю — загляну и туда». А там курс набирали Владимир Алексеевич Андреев и Олег Павлович Табаков. Я к Андрееву, тогда вообще не знал, кто такой Табаков. И здесь прошел на второй тур. Тут студенты-старшекурсники, которые помогали салагам, говорят: «Давай к Табакову!» Захожу на экзамен, смотрю — сидят: один — с расщелиной между зубов, второй — «японец». Потом оказалось, это были Костя Райкин и Валера Фокин. (Смеется.) Один другому говорит: «По-моему, это сумасшедший, надо брать!» Забегая вперед, уже на втором курсе, когда делали этюды, Фокин лег на пол и оттуда наблюдал за моим лицом, что со мной происходит.

Я решил учиться у Табакова. Оставалась мелочь — сдать историю и пройти фониатора. Смотрит он на меня и припечатывает: «Ваш голос не будет выдерживать нагрузки, вы профнепригодны!» А Табаков в это время был на гастролях в Саратове. Я звоню ему — что делать? Он отвечает: «Иди в приемную ректора и жди там». Сижу в приемной до упора, уже к вечеру вызывает ректор и говорит: «Завтра сдавайте историю, приедет Табаков — разберется». Приехал Олег Павлович с гастролей, и институт выдал всем справки, что мы зачислены. Я с этой справкой — домой. Отец: «Ты откуда?» — «Я из Москвы, поступил в театральный, вот справка». — «Да ты же учился в Волгограде?!» Шок, пауза, а потом кричит: «Да это же вранье! Они там, в Москве, даже деньги фальшивые печатают, а эту фигню им ничего не стоит...» Доказать свою причастность к актерству удалось только с помощью кино. На третьем курсе я снялся в фильме «Спасатель» и привез родителей на премьеру. Фильм начинается с моей фотографии, где я в военной форме, и со слов «Здравствуй, мама, это я!». Они схватились за голову и весь фильм проплакали...

— «Спасатель» — это и было началом «вашего кино»?

— Еще до съемок «Спасателя» мне удавалось с присущим мне «талантом» портить отношения с режиссерами продемонстрировать эту особенность. (Смеется.) Во время учебы Табаков всегда нас пристраивал на съемки, чтобы какие-то денежки получали. Мы помогали группе строить, подметать и так далее. Когда учился на втором курсе, Олег Павлович снимался у Никиты Михалкова в фильме «Несколько дней из жизни И.?И. Обломова». Там, кстати, начал сниматься и Калягин, но потом его целиком вырезали. Юрий Богатырев, который играл Штольца, написал тогда мой портрет, он остался мне на память... Я, конечно, тоже помогал на съемках. Михалков мне говорит: «А что ты в массовке не снимешься? Все студенты снимаются». Я нагло отвечаю: «Я у вас в массовке сниматься не буду!» Он: «Почему?» — «Потому что хочу играть роль!» И правда, через какое-то время мы с Никитой Сергеевичем договорились, что я буду играть у него в проекте «Валентин и Валентина». Это кино в итоге не получилось, и он начал готовиться снимать «Пять вечеров», где я должен был играть Славку. Тоже не состоялось...

А случилось так, что я снялся у Сергея Соловьева в «Спасателе». Это моя первая роль — и сразу Венецианский кинофестиваль! И тогда Никита на меня обиделся. Мне оператор Паша Лебешев потом передал разговор с Михалковым. Когда мы ехали в Вышний Волочек на съемку «Спасателя», я спрашиваю: «Что я ему сделал?» Он отвечает: «А он любит открывать имена». Это была ревность, что не он, а Соловьев открыл меня. Мы с Никитой и сейчас прекрасно общаемся, но он свое слово сдержал и никогда меня уже не снимал. К слову сказать, я его понимаю.

Василий Мищенко в спектакле
«Карамазовы и ад», театр
«Современник», 1996 год. Фото: Александр Иванишин/театр «Современник»

— А со Славкой не получилось по вашей вине?

— Мы начали готовить дипломный спектакль по пьесе Алексея Казанцева «С весной я вернусь к тебе...», написанной им по подлинным письмам Николая Островского и по роману «Как закалялась сталь». Я играл там Павла Корчагина и самого Николая Островского. Уже имелся подвальчик на улице Чаплыгина, который выбил Олег Павлович. И Табаков не отпускает меня сниматься к Михалкову: «Васька, — говорит, — ты еще наснимаешься, а нам надо свой театр делать, это же первый дипломный спектакль». И отдает ему Игоря Нефедова. Олег Павлович очень ценил преданность театру. Иногда это шло вразрез с твоими интересами.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Баталовы Баталовы

Алексей Баталов мог достичь успеха где угодно, но остался верен кино

Караван историй
Беспределы роста. Для избранных? Беспределы роста. Для избранных?

Как будет развиваться глобальная энергетика в ближайшую четверть века

Монокль
Вячеслав Фетисов: «Пятьдесят процентов моего успеха — моя жена» Вячеслав Фетисов: «Пятьдесят процентов моего успеха — моя жена»

То, что ей пришлось пережить со мной, мало какая жена выдержит!

Коллекция. Караван историй
Шляпки, розы и Симона Байлз: как скачки в Кентукки стали успешным спортивным ивентом Шляпки, розы и Симона Байлз: как скачки в Кентукки стали успешным спортивным ивентом

Как на ипподроме удалось создать яркие традиции и монетизировать их

Forbes
Бондарчуки Бондарчуки

Кино как семейное дело: творческая династия Бондарчуков

Караван историй
Революция как массовый психоз? Революция как массовый психоз?

Учёный или шарлатан? Как разбирали труды Чижевского в 1940 году

Дилетант
Не только «Малкольм и Мари»: 10 мелодрам, построенных на диалоге Не только «Малкольм и Мари»: 10 мелодрам, построенных на диалоге

10 драматичных фильмов про отношения, построенные на насыщенных диалогах

Esquire
Клещ выходит на охоту Клещ выходит на охоту

Чем опасны клещи?

Лиза
Клара Лучко. Настоящая казачка Клара Лучко. Настоящая казачка

По-настоящему в моей жизни было двое мужчин: первый супруг и нынешний

Караван историй
Это не лень, а депрессия: 5 сигналов, что тебе нужна помощь Это не лень, а депрессия: 5 сигналов, что тебе нужна помощь

Как отличить депрессию от усталости или лени

VOICE
Прекрасная эпоха Прекрасная эпоха

Премьерный балет «Две Анны» – посвящение двум великим женщинам Серебряного века

Grazia
Джинсовая революция Джинсовая революция

Как бренд Guess однажды навсегда изменил всю джинсовую индустрию

Grazia
5 лучших ролей Криспина Гловера 5 лучших ролей Криспина Гловера

4 фильма, где сыграл замечательный актер Криспин Гловер. Смотрим и вспоминаем!

Maxim
Ее уже не спасти: 7 признаков того, что вам пора заменить духовку Ее уже не спасти: 7 признаков того, что вам пора заменить духовку

Признаки, сигнализирующие о том, что духовка нуждается в замене

ТехИнсайдер
От бронирования переговорной до входа в бизнес-зал: где используется биометрия в России От бронирования переговорной до входа в бизнес-зал: где используется биометрия в России

Зачем нужна биометрия и как ее использовать в России

ТехИнсайдер
У нас секса нет? У нас секса нет?

Из-за чего мужчины комплексуют в постели?

Лиза
Тонкости переобувки: чем опасны старые шины и как избежать штрафов за утилизацию Тонкости переобувки: чем опасны старые шины и как избежать штрафов за утилизацию

Чем опасна пыль от истирания колес и почему покрышки нельзя сжигать в костре?

ТехИнсайдер
Мир с репарациями и контрибуциями Мир с репарациями и контрибуциями

Сейчас происходит переход от однополярной к многополярной модели мироустройства

Ведомости
Новые методы помогут искать воду в лунных кратерах и глубоко под поверхностью Новые методы помогут искать воду в лунных кратерах и глубоко под поверхностью

Ученые пытаются определить, где и сколько льда находится на Луне

ТехИнсайдер
10 спортсменов, построивших бизнес на игровых номерах: от Овечкина до Джордана 10 спортсменов, построивших бизнес на игровых номерах: от Овечкина до Джордана

Как спортсмены увековечивают в брендах не только свое имя, но и игровой номер

Forbes
Авианосцы ВМС Индии XXI века Авианосцы ВМС Индии XXI века

История постройки авианосца «Викрант»

Наука и техника
6 самых популярных сюжетов снов 6 самых популярных сюжетов снов

Какие сюжеты снов чаще всего снятся людям?

ТехИнсайдер
Европейская оборона Европейская оборона

Между выводом американских войск и «разумной достаточностью»

Деньги
Терапия CRISPR/Cas помогла снизить «плохой» холестерин при семейной гиперхолестеринемии Терапия CRISPR/Cas помогла снизить «плохой» холестерин при семейной гиперхолестеринемии

Как помогла терапия CRISPR/Cas при семейной гиперхолестеринемии

N+1
Поставки по расписанию Поставки по расписанию

Что экспортировал СССР во время войны

Эксперт
«Санкционный механизм — это “Титаник”, но Трамп хочет договориться» «Санкционный механизм — это “Титаник”, но Трамп хочет договориться»

О том, как выстраиваются отношения российского и американского бизнеса

Эксперт
У себя дома У себя дома

Современный европейский интерьер с арт-объектами

SALON-Interior
«Издательский проект Петра Первого: Илья Копиевский и новые русские книги» «Издательский проект Петра Первого: Илья Копиевский и новые русские книги»

Как был устроен перенос научно-технических знаний на русский язык

N+1
Хуже станет всем Хуже станет всем

ВТО прогнозирует сокращение в 5 раз американо-китайской торговли

Ведомости
К чему приведет отмена лимитов по IT-ипотеке К чему приведет отмена лимитов по IT-ипотеке

Банки положительно оценивают отмену лимитов по IT-ипотеке

Ведомости
Открыть в приложении