Василию Мищенко сказали на экзаменах: «По-моему, это сумасшедший, надо брать!»

Коллекция. Караван историйРепортаж

Василий Мищенко: «Табаков не отпустил меня сниматься к Михалкову»

Беседовала Нелли Скогорева

Фото: Дмитрий Александров

«Приехал Олег Павлович с гастролей, и институт выдал всем справки, что мы зачислены. Я с этой справкой — домой. Отец: «Ты откуда?» — «Я из Москвы, поступил в театральный, вот справка». — «Да ты же учился в Волгограде?!» Шок, пауза, а потом кричит: «Да это же липа! Они там, в Москве, даже деньги фальшивые печатают, а эту фигню им ничего не стоит...»

— Василий Константинович, что вы считаете главным достижением в своей жизни?

— Думаю, то, что я достиг своей мечты, хотя это было очень маловероятно. Причем у меня сбылась не одна, а целых две мечты. Началось все со страстного желания 13-летнего подростка из российской глубинки, влюбленного в группу «Битлз», попасть в Лондон и прикоснуться к жизни своих кумиров. Все получилось. Правда, через целую жизнь, но это не отменяет результата. И об этом я написал в своей повести «Еще вчера», которую мечтаю экранизировать...

Второе желание начало приобретать очертания после неудачной попытки осуществить первое, примерно в том же возрасте, и связано оно с выбором профессии.

— Ваши родители, думаю, не имели никакого отношения к искусству?

— Мои родители познакомились в концлагере. Папа был пленен в первые месяцы войны и угнан в Германию, четыре года провел в лагере. Маму тоже угнали немцы. Там родители встретились, полюбили друг друга. Отца немцы вербовали во власовскую армию, но он не сломался. Рядом с концлагерем было большое поместье, хозяин которого умер перед войной, а сын его воевал на Восточном фронте. Хозяйка не справлялась одна и отобрала моих родителей для помощи по дому. Утром они приходили к ней, работали, а вечером возвращались в лагерь. Это, конечно, облегчило их жизнь в плену. Освобождал их второй фронт, американцы. Стояло два эшелона — один на запад, второй на Россию. Предлагали: «Выбирайте, куда хотите». Конечно, домой. Долгое время отец никуда не мог устроиться на работу. В то время ко всем, побывавшим в концлагере, относились недоверчиво. К счастью, вскоре оказалось, что надо срочно строить поселок Шолоховский. Туда он и устроился на шахту. Кстати, поселок наш назвали в честь геолога, нашедшего там уголь, а не в честь писателя Шолохова, как может показаться.

Фото: Московский Театр п/р Олега Табакова. Василий Мищенко в спектакле «...И с весной я вернусь к тебе...», Московский театр п/р Олега Табакова, 1978 год

— Откуда же у вас появилось это неожиданное желание стать актером?

— Рос я на улице, мы играли в войнушку на полном серьезе, с оружием, которого тогда много оставалось в лесах. В четвертом классе бросали патроны в костер, один взорвался. Двое ребят погибли, я сам получил кучу осколочных ранений... Несмотря на это, мне все равно нравилось изображать героев войны, игра доставляла удовольствие. Думаю, страсть к лицедейству зародилась у меня именно тогда. К тому же на экраны вышел фильм «Неуловимые мстители», в который я просто влюбился.

Написал письмо Эдмонду Кеосаяну, режиссеру фильма: «Я могу скакать на лошади, стрелять, ездить на мотоцикле — полностью готов к съемке! Берите!» (Смеется.) Отправил в Москву «на деревню дедушке». Через какое-то время, когда я уже и забыл про это, приходит из Москвы конверт на мое имя. Открываю — с «Мосфильма»: «Молодой человек, вы в своем письме сделали столько грамматических ошибок, что вас нельзя на пушечный выстрел подпускать к этой профессии. Актер должен быть грамотным, образцовым...» и так далее. Я очень сильно обиделся на «Мосфильм». Ну, думаю, еще не вечер.

Оканчиваем десятый класс. Пьем пиво в пивнушке, и мои дружки говорят: «Напрасно ты в Москву едешь! Там все места продажные, все уже куплено, куда тебе? Наш брат там не пробьется!» Думаю: «Действительно, что же мне делать?» Нахожу поблизости в Краснодаре институт культуры, в котором готовили режиссеров массовых сцен. Родители выделили мне 100 рублей, и я поехал поступать. Специальность сдал, а общеобразовательные экзамены завалил. Деньги, естественно, промотал, так как надо было за койку платить, что-то есть. Еду обратно домой в автобусе Краснодар — Ростов и нахожу там газету «Волгоградская правда» с объявлением: «При Волгоградском театре кукол объявляется трехгодичный одноразовый набор актеров для ТЮЗа и для театра кукол». Господь разбрасывает знаки, главное — не пройти мимо. Приезжаю домой. У папы нервы ни к черту, естественно. «Ну что, — говорит, — промотал? Давай в шахту!» Текст был жестче, конечно... Я ему про кукольный театр втираю. А мама женским сердцем почувствовала и говорит: «Костя, ну пусть он едет, может быть, это его судьба». В общем, поехал туда, год отучился, а брони нет! Значит, нужно в армию идти. Через два года вернулся, а мои однокурсники уже все окончили. Говорят: «Вася, давай мы тебя пристроим в какой-нибудь театр рабочим сцены, а потом поступишь в театральный». Думаю: «Нет, ребята-демократы, так не пойдет! Надо только вперед!»

Но как? Если вернусь домой, отец убьет или пошлет в шахту. Тогда конец мне, никогда не выберусь из своего поселка Шолоховский. И тут на глаза попадается объявление: «На тракторный завод требуется ученик токаря». Общежитие дают и денежку. Вот счастье! Родителям соврал, что продолжаю учиться дальше. Сам до лета проработал на заводе, получил разряд какой-то, о чем есть запись в трудовой книжке, и все — в Москву! У меня тогда был единственный знакомый в Москве, Саша Карин, который учился на третьем курсе Щепкинского училища, а позже стал каскадером. Он приютил меня в своем общежитии и стал натаскивать на поступление. Репертуарчик у меня был — что-то я все же вынес из учебы на кукольника. Но говор мой был с мягким «г», как говорили в моих краях.

Марина Неелова, Валентин
Гафт, Василий Мищенко
и Галина Волчек в спектакле
«Ревизор», театр
«Современник», 1983 год. Фото: из архива В. Мищенко

— Это же почти приговор для актера...

— Прихожу я в Школу-студию МХАТ и читаю программу со своим «г». Они спрашивают: «Вы откуда?» — «Из Ростовской области». Говорят: «Вот и возвращайтесь домой, и чтобы ноги вашей не было у нас во МХАТе!» Вот это было фиаско! Пошел я дальше в «Щуку». Курс набирала Яцкина, которая и пропустила меня на второй тур. Я, окрыленный, прохожу мимо ГИТИСа. «Дай, — думаю — загляну и туда». А там курс набирали Владимир Алексеевич Андреев и Олег Павлович Табаков. Я к Андрееву, тогда вообще не знал, кто такой Табаков. И здесь прошел на второй тур. Тут студенты-старшекурсники, которые помогали салагам, говорят: «Давай к Табакову!» Захожу на экзамен, смотрю — сидят: один — с расщелиной между зубов, второй — «японец». Потом оказалось, это были Костя Райкин и Валера Фокин. (Смеется.) Один другому говорит: «По-моему, это сумасшедший, надо брать!» Забегая вперед, уже на втором курсе, когда делали этюды, Фокин лег на пол и оттуда наблюдал за моим лицом, что со мной происходит.

Я решил учиться у Табакова. Оставалась мелочь — сдать историю и пройти фониатора. Смотрит он на меня и припечатывает: «Ваш голос не будет выдерживать нагрузки, вы профнепригодны!» А Табаков в это время был на гастролях в Саратове. Я звоню ему — что делать? Он отвечает: «Иди в приемную ректора и жди там». Сижу в приемной до упора, уже к вечеру вызывает ректор и говорит: «Завтра сдавайте историю, приедет Табаков — разберется». Приехал Олег Павлович с гастролей, и институт выдал всем справки, что мы зачислены. Я с этой справкой — домой. Отец: «Ты откуда?» — «Я из Москвы, поступил в театральный, вот справка». — «Да ты же учился в Волгограде?!» Шок, пауза, а потом кричит: «Да это же вранье! Они там, в Москве, даже деньги фальшивые печатают, а эту фигню им ничего не стоит...» Доказать свою причастность к актерству удалось только с помощью кино. На третьем курсе я снялся в фильме «Спасатель» и привез родителей на премьеру. Фильм начинается с моей фотографии, где я в военной форме, и со слов «Здравствуй, мама, это я!». Они схватились за голову и весь фильм проплакали...

— «Спасатель» — это и было началом «вашего кино»?

— Еще до съемок «Спасателя» мне удавалось с присущим мне «талантом» портить отношения с режиссерами продемонстрировать эту особенность. (Смеется.) Во время учебы Табаков всегда нас пристраивал на съемки, чтобы какие-то денежки получали. Мы помогали группе строить, подметать и так далее. Когда учился на втором курсе, Олег Павлович снимался у Никиты Михалкова в фильме «Несколько дней из жизни И.?И. Обломова». Там, кстати, начал сниматься и Калягин, но потом его целиком вырезали. Юрий Богатырев, который играл Штольца, написал тогда мой портрет, он остался мне на память... Я, конечно, тоже помогал на съемках. Михалков мне говорит: «А что ты в массовке не снимешься? Все студенты снимаются». Я нагло отвечаю: «Я у вас в массовке сниматься не буду!» Он: «Почему?» — «Потому что хочу играть роль!» И правда, через какое-то время мы с Никитой Сергеевичем договорились, что я буду играть у него в проекте «Валентин и Валентина». Это кино в итоге не получилось, и он начал готовиться снимать «Пять вечеров», где я должен был играть Славку. Тоже не состоялось...

А случилось так, что я снялся у Сергея Соловьева в «Спасателе». Это моя первая роль — и сразу Венецианский кинофестиваль! И тогда Никита на меня обиделся. Мне оператор Паша Лебешев потом передал разговор с Михалковым. Когда мы ехали в Вышний Волочек на съемку «Спасателя», я спрашиваю: «Что я ему сделал?» Он отвечает: «А он любит открывать имена». Это была ревность, что не он, а Соловьев открыл меня. Мы с Никитой и сейчас прекрасно общаемся, но он свое слово сдержал и никогда меня уже не снимал. К слову сказать, я его понимаю.

Василий Мищенко в спектакле
«Карамазовы и ад», театр
«Современник», 1996 год. Фото: Александр Иванишин/театр «Современник»

— А со Славкой не получилось по вашей вине?

— Мы начали готовить дипломный спектакль по пьесе Алексея Казанцева «С весной я вернусь к тебе...», написанной им по подлинным письмам Николая Островского и по роману «Как закалялась сталь». Я играл там Павла Корчагина и самого Николая Островского. Уже имелся подвальчик на улице Чаплыгина, который выбил Олег Павлович. И Табаков не отпускает меня сниматься к Михалкову: «Васька, — говорит, — ты еще наснимаешься, а нам надо свой театр делать, это же первый дипломный спектакль». И отдает ему Игоря Нефедова. Олег Павлович очень ценил преданность театру. Иногда это шло вразрез с твоими интересами.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Инна Ульянова: «Мы, женщины, любим обманываться» Инна Ульянова: «Мы, женщины, любим обманываться»

«Ее Маргарита Павловна чуть было не погубила всенародно любимый фильм»

Коллекция. Караван историй
А как у них? А как у них?

6 рецептов пасхальных куличей из разных стран

Лиза
Семнадцать мгновений Победы Семнадцать мгновений Победы

Лиознова сняла не просто ленту, а культовую, всенародно любимую картину

Коллекция. Караван историй
Трактор заедет в конкурентную нишу Трактор заедет в конкурентную нишу

Производство тракторов во Владимире: инвестиции, технологии, команда

Монокль
Ирина Азер. Про золотые слитки, съеденные тюльпаны и дядю Гошу Вицина Ирина Азер. Про золотые слитки, съеденные тюльпаны и дядю Гошу Вицина

Ирина Азер. Актриса и дочь богатейшего человека в Тегеране

Коллекция. Караван историй
Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги

Специалист в области разработки ПО — о том, для чего нам нужен и не нужен ИИ

Монокль
Игорь Золотовицкий: «Ефремов и Табаков всю жизнь были рядом, притом что они могли ссориться, годами не разговаривать» Игорь Золотовицкий: «Ефремов и Табаков всю жизнь были рядом, притом что они могли ссориться, годами не разговаривать»

Наше актерское дело трудное и непредсказуемое

Караван историй
Светлана Коркошко: «Одиночество — это моя природа» Светлана Коркошко: «Одиночество — это моя природа»

«Я долго не могла переступить порог моего любимого МХАТа после его раздела»

Коллекция. Караван историй
Бренд народного происхождения Бренд народного происхождения

Как в России развиваются художественные промыслы

Эксперт
Управление клубом: искусство балансировать между хаосом и порядком Управление клубом: искусство балансировать между хаосом и порядком

Егор Турчинский, Кирилл Павлов: можно ли сегодня зарабатывать на клубном бизнесе

Forbes
Как выбрать мойку высокого давления: основные характеристики Как выбрать мойку высокого давления: основные характеристики

Список критериев, по которым стоит выбирать мойку высокого давления

CHIP
Глобализация по-азиатски: как Восток диктует моду, финансы и контент Глобализация по-азиатски: как Восток диктует моду, финансы и контент

Почему Запад больше не задает моду, а учится у Азии

Правила жизни
Социальные круги: почему мы не можем дружить со всеми Социальные круги: почему мы не можем дружить со всеми

Отрывок из книги «Homo Amicus. Деловой человек в поисках друга»

Forbes
В древнем левантийском поселении изготавливали пурпур на протяжении 500 лет В древнем левантийском поселении изготавливали пурпур на протяжении 500 лет

В Тель-Шикмоне примерно 500 лет находился крупный центр по производству пурпура

N+1
Мир с репарациями и контрибуциями Мир с репарациями и контрибуциями

Сейчас происходит переход от однополярной к многополярной модели мироустройства

Ведомости
Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое» Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое»

Актриса Мария Мацель — о том, как снимаются фильмы-сны

Ведомости
Есть, чтобы жить Есть, чтобы жить

Люди в три раза меньше болели бы раком, если бы только правильно питались

Лиза
Гладкая мускулатура самолета – электродвигатели Гладкая мускулатура самолета – электродвигатели

Как выглядят авиационные электродвигатели, где установлены и как управляются?

Наука и техника
Монеты в восточной пыли Монеты в восточной пыли

Важным источником наших знаний об античной истории являются монеты

Знание – сила
Город храмов-кораблей и черной лисы Город храмов-кораблей и черной лисы

Тотьма — один из ближайших к столице порталов в мир Русского Севера

Weekend
Мифы о щитовидке Мифы о щитовидке

Все ли, что мы знаем о щитовидной железе, соответствует действительности?

Лиза
5 лучших ролей Криспина Гловера 5 лучших ролей Криспина Гловера

4 фильма, где сыграл замечательный актер Криспин Гловер. Смотрим и вспоминаем!

Maxim
Керосиновая история Керосиновая история

Жизнь в послевоенном социализме делится на «время керосина» и «время газа»

Знание – сила
Цена свободы Цена свободы

Свобода от российских энергоресурсов обошлась экономике Евросоюза в €1,3 трлн

Ведомости
Секрет похудения, который заключается не в голодании или подсчете калорий Секрет похудения, который заключается не в голодании или подсчете калорий

Какое воздействие на организм окажет один день без углеводов?

ТехИнсайдер
Химики воспроизвели межзвездный синтез всех молекул цикла Кребса Химики воспроизвели межзвездный синтез всех молекул цикла Кребса

Химики в лаборатории синтезировали весь набор карбоновых кислот из цикла Кребса

N+1
10 вещей, которые нельзя стирать вместе, если ты не хочешь, чтобы они износились раньше времени 10 вещей, которые нельзя стирать вместе, если ты не хочешь, чтобы они износились раньше времени

Какие вещи никогда не следует совмещать в стиральной машине?

VOICE
Оппонента не выбирают Оппонента не выбирают

Как изменилась политическая картина в Турции после ареста мэра Стамбула

Эксперт
Там, где свет слушает звук Там, где свет слушает звук

Как и для чего создаются гиперспектрометры и мультиспектральные камеры

Наука и жизнь
У нас секса нет? У нас секса нет?

Из-за чего мужчины комплексуют в постели?

Лиза
Открыть в приложении