Войны сыновей
Единственное, чего не удалось Вильгельму Завоевателю, — построить прочный мир внутри той династии, родоначальником которой он сам и был. Следующие восемьдесят лет после его смерти потомки делили его наследие в кровавых войнах. Начало положили сыновья: двое из них правили Англией, один — Нормандией.

Было у отца три сына…
Тут, конечно, велик соблазн продолжить цитатой из Ершова — «старший умный был детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак». Но эта цитата к трём сыновьям Вильгельма подходит лишь частично. Старшего — Роберта Нормандского, известного также по прозвищу Куртгёз (короткие штаны), — действительно можно назвать детиной, в том смысле, что это был могучий воин, который никогда не боялся лезть в самую гущу сражения. А вот насчёт того, был ли он умён… Наверное, точнее всего будет сказать так: в поступках Роберта порыв всегда брал верх над расчётом.
Поговорим теперь о младшем. Генрих — будущий король Англии, дураком, конечно же, не был. Ровно наоборот. Он был одним из образованнейших людей своего весьма мрачного времени. Об этом среди прочего свидетельствует и его прозвище — Боклерк (от фр. beauclerc). Что оно означает? У историков преобладают две версии: первая — у Генриха был очень красивый почерк, вторая — Генрих просто умел писать. Не смейтесь, знание грамоты не входило в число добродетелей феодала середины XI века. Люди, умевшие читать и писать, встречались среди них редко.
В случае со средним братом — Вильгельмом Рыжим, цитата из «Конька-Горбунка» подошла бы отлично. Вот уж действительно «и так и сяк», только королём Англии, после смерти Завоевателя, стал именно Вильгельм Рыжий, а не его старший брат.

Как же так получилось?
А получилось так очень просто. Старший сын восстал против отца, чем решительно настроил его против себя и навсегда испортил с ним отношения. Около 1066 года, то есть незадолго до похода на Англию, Вильгельм объявил Роберта своим наследником.
Нормандия была формально вассальна французским королям, а политические культуры ранних Капетингов и нормандских герцогов — схожи. Наследник — это не просто наследник, это ещё и соправитель. То есть человек с властью и полномочиями. Вероятно, Роберт полагал, что он действительно будет править. Особенно с учётом того, что вскоре его отец успешно покорил Англию. Вот только сам Вильгельм придерживался другого мнения. При жизни он старшего сына к управлению Нормандией не подпускал, и Роберт не выдержал и потребовал полномочий.
Отец с сыном поссорились, и между ними началась война. Знаем мы о ней не так много. Те хроники, которые описывают её, создавались уже в XII веке, то есть в правление Генриха I, младшего брата Роберта, который с ним, мягко говоря, не ладил.

Но можно сказать следующее: война отца и сына закончилась примирением, а Роберт проявил себя как весьма неплохой полководец, который однажды едва не взял в плен отца. Правда, у него в той войне имелись мощные союзники: Франция и Фландрия.
Позже Вильгельм Завоеватель и непокорный сын поссорились вновь, что едва не привело к изгнанию Роберта. В общем, в 1087-м, находясь на смертном одре, король не пожелал видеть старшего сына наследником и завещал всё среднему — Вильгельму Рыжему.
Юридическая проблема заключалась в том, что даже практически всемогущий Вильгельм Завоеватель не мог завещать среднему сыну все свои владения, то есть и Англию, и Нормандию. Ведь нормандская знать уже двадцать лет как присягнула Роберту. Власти Вильгельма II над собой они не признали. Так и получилось, что наследие отца было разделено. Англия ушла Вильгельму Рыжему, Нормандия — Роберту Куртгёзу.