«Галилея археологов»
Археологи давно борются с искушением взять лопату и перекопать поглубже всю Святую Землю в поисках артефактов евангельских времен. Там наверняка покоятся останки множества людей, которые были свидетелями тех событий. Там погребены руины домов, где они жили. Там лежат остатки посуды, которой они пользовались. Там прибились полуистлевшие обломки лодок, на которых плавали тогдашние рыбаки. Особенно интересна в этом отношении Галилея.
В поисках Сократа и «Битлз»
Две тысячи лет назад Иисус из Назарета объявил людям благую весть о Царствии Божием. С его появлением зародилась новая мировая религия – христианство. Это событие определило весь дальнейший ход истории. Сегодня едва ли не каждый третий житель планеты – 2,5 миллиарда человек (!) – считает себя христианином, последователем Иисуса.
Но что мы знаем об основателе этой религии? Кем он был, Иисус?
Он жил на Святой Земле, вел за собой учеников, проповедовал божественные истины, но, в отличие от других основателей мировых религий, – Будды, Конфуция и Мухаммеда, – не оставил следа на скрижалях истории. Не существует сочинений, им написанных; нам не известны и непосредственные свидетельства очевидцев тех событий, в которых участвовал Иисус. О них повествуют лишь его биографии – Евангелия, написанные много позже; римские же историки умалчивают о них, не придают им никакого значения.
Современные богословы и историки стоят перед труднейшей задачей – им надо реконструировать исторический путь Иисуса, распятого вождя небольшой палестинской общины религиозных диссидентов. От археологов ждут аналогичного подвига – им надо отыскать реальные отражения тех судьбоносных событий, что две тысячи лет назад изменили мировую историю.
Однако описать земную жизнь Иисуса отнюдь не легко. Его биография состоит в основном из событий легендарных, донесенных до нас многочисленными преданиями. Ученые не располагают материальными свидетельствами его жизни. Словно бесплотный ангел, прошел он по нашему миру, не оставив потомкам даже ремешка от своей сандалии. Всё, что было тленом и прахом в его жизни, впрямь обратилось в тлен и прах. Нет ни одной строки, начертанной им, как и его прижизненного портрета; нет ничего, что с ним связано.
Для историков это понятная ситуация. Точно так же, как жизнь Иисуса, невозможно документировать жизнь почти любого человека античной эпохи. Право на биографию имели цари, императоры, полководцы, философы. Асоциальный житель римской окраины Иисус, который с ватагой друзей вел жизнь «странствующего учителя мудрости», не заслуживал упоминаний в древних хрониках.
Ни Иисус, ни его ученики не принадлежали к элите тогдашнего общества (в отличие, скажем, от Понтия Пилата). Они были членами одной из тех маргинальных группировок, всякое упоминание о которых власть пыталась уничтожить. Поэтому не сохранилось никаких осязаемых свидетельств их жизни, например, возведенных в их честь построек или хотя бы надписей, высеченных на камне. Ничего из тех материальных свидетельств, что позволяют разглядеть следы жизни человека в темных водах времени.
Любые археологические находки, связанные с Иисусом, сомнительны и спорны. У археологии слишком «крупный масштаб», не позволяющий разглядеть перипетии судьбы отдельного человека и даже отыскать надежные свидетельства его пребывания на земле. Если какие-то предметы и будут найдены, то доказать их подлинность и принадлежность Иисусу крайне трудно. Подобные находки знакомят нас с повседневной жизнью Палестины его эпохи, но не с самим Иисусом или его учениками. Эти артефакты – косвенные свидетельства тех давних событий, но не их очевидцы. Они иллюстрируют отдельные эпизоды Евангелий, но никак не жизнь их главных персонажей.
Что уж говорить об Иисусе, признаются историки! А как быть с другими известными нам людьми античной эпохи?! Возьмем, к примеру, греческого философа Сократа. Мы знаем о нем лишь из сочинений Платона и Ксенофонта. С их страниц перед нами возникает идеализированный образ античного мудреца. У скептиков невольно может закрасться мысль: «А не выдумали ли они Сократа, как Вольтер – своего Кандида или Шекспир – принца Гамлета, или неведомо кто – самого Шекспира?»
И что тогда с Иисусом – вымышленный ли он герой или реальная личность? Евангелия подробно о нем повествуют, они написаны его последователями, – можно сказать, его учениками, пусть и не видевшими никогда учителя. Но так же обстоятельно рассказывают о Сократе и Платон в своих «Диалогах», и Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе» и «Апологии Сократа» – и они были учениками этого мудреца, создавшего свою философию и чуть ли не свою религию. Археологических же свидетельств, относящихся что к Сократу, что к Иисусу, нет.
Вообще, мы почти не располагаем археологическими находками, удостоверяющими сам факт земного бытия большинства известных нам античных героев, – разве что монетками с изображениями правителей далекого прошлого, а потому археологи давно руководствуются следующим правилом: отсутствие доказательств нельзя считать доказательством отсутствия того или иного объекта поиска.
Так что нам остается лишь полагаться на правдивость античных биографов, рассказывавших о жизни как Сократа, так и Иисуса. Нам остается лишь досконально анализировать любые античные тексты, где упоминается Иисус, пытаясь оценить достоверность сообщаемого ими и даже их подлинность. Это касается и Нового Завета, и фрагментов из сочинений античных историков.
Кроме того, продолжаются раскопки в Галилее, Иудее и Иерусалиме – исторических местах, связанных с жизнью Иисуса. Пусть сам он ускользает от наших описаний, зато нам доступно то, что окружало его: постройки того времени, сохранившиеся надписи, монеты. Доступны тексты античных авторов, посвященные той эпохе. Нам доступны, наконец, истории некоторых людей, с которыми судьба сводила Иисуса. Одни, как, например, Понтий Пилат, известны по обнаруженным надписям, а первосвященник Каиафа – даже по принадлежавшему ему семейному склепу.
Биографию же Иисуса приходится восстанавливать по позднейшим пересказам и пересудам, по отражениям в кривых зеркалах мнений тех, кто знал о нем лишь по давним преданиям, передававшимся изустно, как сказки и легенды. Если мы хотим написать эту биографию, мы можем написать только о том, каким Иисуса помнили его современники и ближайшие потомки. Где-то под наслоениями этих литературных образов заключена, как античная реликвия под толщей нанесенного песка, его подлинная земная жизнь.
Археологические находки, сделанные в Тивериаде, Сепфорисе, Магдале, Капернауме и других поселениях Галилеи, неизменно служат иллюстрацией к дошедшим до нас древним текстам, помогая истолковывать неясные места в этих сочинениях и документах. Это касается предметов материальной культуры, географических условий, религиозных ритуалов, подробностей известных событий.
Поэтому задача археологов – исследовать повседневную жизнь тогдашней Палестины, чтобы лучше понимать и представлять себе всё, о чем рассказывается в Евангелиях. Сделанные ими находки призваны не доказывать, а комментировать жизнь Иисуса.
Археологи, работающие в Палестине, уже давно считают своей задачей не обоснование христианской (или иудейской) веры, а формирование непредвзятой картины евангельской (и шире – библейской!) эпохи, определившей духовное и культурное развитие человечества в последующие тысячелетия.
Сегодня они детально изучают условия жизни людей того времени, уровень хозяйственного и технического развития, особенности тогдашней архитектуры и многое другое. Стремятся реконструировать облик городов и поселений, в которых разыгрывалась евангельская история. Собирают всевозможную информацию, касающуюся жизни Палестины в эпоху Иисуса. Их интересует обустройство зданий и характер погребений. Им любопытно, как люди вели домашнее хозяйство, обрабатывали поля и сады, ловили рыбу, и многое другое. Все эти сведения позволяют очень реалистично увидеть то, что описывали евангелисты.