Коллекция. Караван историйРепортаж
Александр Цыпкин: «Я не читаю свои рассказы ни за какие деньги, когда люди сидят за столами и едят. Ну, пока не читаю»
«Меня не критикуют? Да вы что! Последние девять лет все только и делают, что изо дня в день меня безжалостно размазывают, но сам я пока никак не соберусь сесть и прочесть эти труды».
Александр, человек, создающий такие легкие, остроумные тексты, как вы, сам, надо думать, должен много читать. В детстве, наверное, книгу из рук не выпускали?
— Нет, такого не было. Хотя в подростковом возрасте действительно читал много. При этом какой-то одной любимой книги не назову, ее просто не существовало.
С детских лет меня особо привлекала приключенческая литература. Плюс у нас дома было много разных энциклопедий, в том числе Большая советская. И вот как сегодня люди иногда зависают в Википедии, то есть читают в интернете одну статью за другой, приблизительно так же в свое время я зависал в энциклопедиях.
Как только узнавал некое новое слово или какой-то исторический факт, тут же лез в соответствующую энциклопедию и подолгу сидел в ней, стараясь узнать как можно больше об этом. Книги по истории, нашей и мировой, я тоже очень любил.
Последнее время читаю, к сожалению, гораздо меньше, чем стоило бы, — нет времени.
— Ну конечно, сейчас вы сами писатель!
— Это спорное утверждение. Понимаете, я никогда не писал рассказы для того, чтобы они существовали как рассказы. Я всегда занимался исключительно написанием текстов для их чтения со сцены. По сути, я пишу сценарии своих выступлений, которые потом собираются в книжки, и это, конечно, не может не радовать.
— А что вообще заставило вас взяться в 2015 году за написание «БеспринцЫпных историй»?
— Ничто не заставляло, просто мне нужно было раскрутить свои социальные сети, немного поднять их читаемость, потому что для пиарщика это важно, а я тогда занимал пост пиар-директора в крупной корпорации. Ну и в качестве, скажем так, презентации я разместил одну историю, чтобы было понятно, что у меня есть чувство юмора и прочее. А дальше — банальный дофамин, тщеславие. Ты пишешь пост, он расходится, тебе это нравится, ты думаешь: «Ничего себе!»
Ведь соцсеть дает нам бесконечное количество дофамина. Почему у людей возникает от соцсетей такая серьезная зависимость? Потому что, когда на человека обращают внимание — тем более хвалят, им восторгаются, — ему это нравится.
Дальше — больше. В какой-то момент мне стало жалко, что история пишется, а живет день, два, три от силы — как, впрочем, любая история в социальных сетях. Так совпало, что именно в этот момент меня познакомили с издательством, и мои истории в результате собрались в книжку, которая сразу стала бестселлером, что было не так сложно. Поскольку ее купили в магазинах все мои друзья, она вмиг попала на первые места в рейтингах этих магазинов, а об этом написали в прессе. Словом, ничего сверхъестественного.
— У вас так много друзей?
— Конечно! Я все-таки был достаточно известен как пиарщик, хотя бы в Петербурге, да потом уже и в Москве. На тот момент, когда книжка вышла, в социальных сетях у меня было тысячи две-три подписчиков. Они читали тексты в сети и решили купить сборник, который, по-моему, через три года стал самым популярным изданием в России на одном из сервисов.
— Каков сейчас общий тираж ваших книг?
— Честно говоря, не в курсе, не очень-то за этим и слежу. Думаю, приблизительно тысяч пятьсот, наверное, уже есть.
— Ваши книги вылились в литературно-театральный проект «БеспринцЫпные чтения», и рассказы оттуда сегодня читают со сцены многие известные российские актеры. Как это начиналось? Все, к кому вы обращались, всегда отвечали «да»?
— Это всегда носило ситуативный характер. То есть мы встретились — и «о, давай вот это сделаем!». Одним из первых, кто прочел со сцены мой рассказ, был, если не ошибаюсь, народный артист России Петр Михайлович Семак, потом это сделал Данила Козловский с моим рассказом «Томатный сок».
Очень важным для меня был момент, когда продюсер Аня Меликян сама предложила, чтобы мои рассказы в качестве некоего события, посвященного выходу комедийного фильма «Про любовь. Только для взрослых», прочли Ингеборга Дапкунайте, Вика Исакова и Аня Михалкова. Вот с этого, по сути, все и началось. С Викой и Аней, к слову, мы до сих пор втроем выходим на сцену. И разумеется, знаковая встреча с Константином Хабенским.
— Слышал, что, когда вы позвонили в 2016 году Константину Хабенскому с просьбой почитать ваши рассказы, он вас тогда с кем-то перепутал, верно?
— Я позвонил не ему, а его директору и просил передать Константину Юрьевичу мои рассказы. Да, Константин Юрьевич действительно тогда перепутал меня с другим человеком — со своим знакомым, который занимался торговлей машинами и вдруг написал рассказы. (Улыбается.)
Кстати, когда мы встретились с Хабенским, он уже вспомнил, что в 2008 году я брал у него интервью.
— Какое интервью?
— Дело в том, что с 2007 года я занимаюсь журналистикой, был в Питере редактором глянцевого журнала под названием «Интербизнес». Каждый месяц в течение нескольких лет у меня выходило в нем по пять интервью, включая интервью на обложку. Сколько я их взял у разных знаменитостей, и не сосчитать, наверное, около трехсот. Было много достижений, среди них, например, интервью с Михаилом Горбачевым, с мамой Илона Маска, Шарлоттой Генсбур. Так что у меня параллельно с основной работой — большой журналистский опыт.
— Вы окончили факультет международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета?
— Да, именно так.
— Но по специальности международника никогда не работали?
— Почему, еще как работал! Уже на третьем курсе я работал в представительстве Стокгольма в Петербурге. Работа со шведами продолжалась семь лет. Так что это достаточно большая часть моей жизни.
— Шведским языком, стало быть, владеете?
— Изучал его в университете, правда, не выучил. Ловко переходил на английский, который и правда знал хорошо.
— Насколько мне известно, вы не только сами читаете свои рассказы со сцены, но и выступаете с лекциями в России. О чем они?
— Да, в большом количестве, постоянно. У меня есть лекции и по личному бренду, и по социальным сетям, и по лидерству, и какие-то специально подобранные. Всем этим я тоже давно занимаюсь. А на факультете международных отношений у меня был целый курс по международному пиару.
— Лекции ведь тоже одна из статей вашего дохода?
— Безусловно. Лектор я дорогой и алчный. Отличная комбинация.
— Кому вы их читаете?
— Предпринимателям, деловым людям, сотрудникам компаний, бизнесменам. Но если меня приглашают выступить в вузах перед молодежью, студентами, то я делаю это бесплатно.
— Одно время вы работали бренд-директором в ряде компаний, даже раскручивали казино. Сами играли в блек-джек, в рулетку? Меня интересует, азартный ли вы человек?
— Нет, я спокойно отношусь к азартным играм, просто мне это не очень интересно. Я интересуюсь музыкой, путешествиями, но никак не азартными играми. Но в казино, конечно, играл. Мне кажется, нет человека, который хоть раз не хотел бы при случае это попробовать сделать.