Дина Насырова: Быть ювелиром в России чрезвычайно трудно
«Сноб» запускает новый сезон проекта «Индустрия», на этот раз посвященный ювелирному искусству. Первой гостьей стала Дина Насырова, с 1997 по 2023 год она была директором ювелирного бренда Ilgiz F., а теперь развивает собственные проекты и поддерживает российских молодых ювелирных дизайнеров. В беседе со «Снобом» Насырова рассуждает о глобальных проблемах отечественной ювелирной индустрии и о том, зачем нужны профессиональные выставки и галереи произведений ювелирного искусства.
В чем принципиальное отличие российской ювелирной индустрии от мировой?
Россия — единственная страна в мире, у которой золото, бриллианты и вся первая группа камней — это валютный резерв. Если вы пойдете по улице с пакетиками драгоценного металла или камней и у вас не будет документов на них, то при возможной проверке на вас заведут дело, причем уголовное.
А сам контроль в чем состоит?
Если человек хочет создать компанию, которая будет переходить из поколения в поколение, если хочет доверительных отношений с клиентом, если хочет производить аутентичные работы, которые отражают его внутренний мир и помогают клиенту воплотить желания, такой человек всегда будет ратовать за качество. Это же очевидно! В 2002 году я стажировалась в Италии. Так вот там никто никого не контролирует. Да, есть выборочные проверки, и, если в металле, из которого сделано украшение, определяют примеси, не отвечающие стандартам, ювелира лишают лицензии — он просто не сможет использовать свое клеймо. Понятно, что ни один уважающий себя производитель не будет обманывать потенциального покупателя.
Ювелиру в России, для того чтобы приобрести для работы металл и камни, нужны разрешительные документы. Далее необходимо обязательно поставить пробу на готовое изделие, для этого существует Пробирная палата. Но им более-менее все равно, на что они ставят клеймо (до последнего времени его наносили ударным способом) — сколько украшений они нам испортили! А теперь еще ввели обязательную маркировку каждого изделия, чтобы по единой базе можно было отследить путь его создания. Таким образом Министерство финансов, которому подотчетна ювелирная отрасль, старается уберечь потребителя от обмана и подделок.
А покупатели действительно проверяют эту маркировку?
Конечно нет! Наши покупатели настолько доверяют нам, что даже пробу на золоте не смотрят. Они покупают вещь, которая им нравится. А Минфин требует, чтобы все ювелирные производители без исключения приобрели оборудование, которое формирует эти QR-коды, программы, которые присваивают каждому изделию УИН и вносят эти идентификационные номера в единый реестр. Для малого бизнеса все это сложно и дорого, а кроме того сильно тормозит творческий процесс. И вот еще что: QR-код, может быть, и позволит идентифицировать изделие, но от подделки дизайна не спасает.
То есть ювелирная отрасль проходит по ведомству Министерства финансов?
Да, и это, насколько мне известно, единственный случай такой иерархии в мировой практике. Если бы ювелирное искусство относилось к ведомству культуры, или хотя бы Минпромторга, думаю, ситуация была бы иной. Ведь Минфин ничего не развивает: его основная функция — фискальная. Отсюда весь этот учет и жесткий контроль со стороны государства. И никакой помощи. Мне кажется, например, текстильному дизайну город все же оказывает поддержку: есть недели моды, маркетплейсы, гранты, в торговых центрах организуют аллеи молодых дизайнеров. Почему-то есть представление о том, что ювелиры — очень богатые люди. А это обычные люди, просто они имели неосторожность выбрать вместо холста и красок золото и камни, которые априори стоят намного дороже. Так что быть ювелиром в России чрезвычайно трудно.