Феномен высокого места: почему нас так тянет спрыгнуть с края
Так называемый «феномен высокого места» действительно существует — и некоторые не могут справиться с соблазном прыгнуть. Впервые это явление, назвав его поэтично «зов бездны», подметил французский писатель и философ Жан-Поль Сартр.
Желание спрыгнуть с края утеса или с последнего этажа небоскреба кажется иррациональным и наводит на мысли о том, что человек явно мечтает свести счеты с жизнью. На самом деле это не совсем так. А точнее, совсем не так.
Половина из нас мечтает прыгнуть
Половина опрошенных в одном из исследований призналась, что им приходилось испытывать «зов пустоты». Исследование провела Дженнифер Хеймс, профессор клинической психологии из Университета Нотр-Дам, которая изучала суицидальное поведение.
В опубликованном в 2012 году исследовании отмечается, что порядка 50% опрошенных (всего в эксперименте участвовал 431 человек), никогда не предпринимавших попыток убить себя, испытывали желание прыгнуть с большой высоты. Это же чувство появилось у 75% людей, пытавшихся покончить с собой.
Версии биологические и психологические
Среди механизмов, которые заставляют людей так двусмысленно чувствовать себя на краю бездны, — как психологические, так и биологические.
Хеймс предполагает, что все дело в ложном восприятии сигналов, которые посылают в наш мозг «системы безопасности» организма. Так, наша система страха, за которую отвечают миндалевидное тело и другие участки мозга, посылает сигнал в префронтальную кору. Сознание может отметить сигнал, но не подозревать, чем он был вызван.