Очень долго фантасты не отваживались представить себе путешествие к звёздам

Наука и жизньИстория

Наука в фантастике: эпизоды истории

Антон Первушин.

Звездолёт «Жаворонок» на враждебной планете. Иллюстрация Ф. Пауля к роману Э. Э. Смита «Космический жаворонок». 1928 год. Источник: luminist.org

Со времён античности сочинители описывали фантастические полёты людей к Луне и другим планетам. Но очень долго они не отваживались совершить следующий шаг — представить себе, каким стало бы путешествие землянина к звёздам. Считается, что первое произведение о межзвёздных полётах написал американец Эдвард Смит. Однако внимательное изучение истории фантастики показывает, что у него были предшественники, причём среди зачинателей новой богатой темы в литературе есть и наши соотечественники.

Первые на пути к звёздам

В начале ХХ века любой образованный человек был уверен, что звёзды разнообразны и многие из них похожи на наше Солнце. И ещё он знал, что расстояния до соседних звёзд огромны и измеряются световыми годами. Получалось, что межзвёздное путешествие на самом быстром земном транспорте займёт десятки тысяч лет.

Писатели-фантасты, которые в то время старались следить за достижениями науки, понимали, насколько сложна проблема достижения звёзд. При этом учёные не предлагали сколько-нибудь обоснованных решений преодоления бесконечных пространств, окружающих наш маленький мир. Жанр фантастики «топтался» на месте, не в силах выйти за пределы Солнечной системы, где наверняка есть много интересного. Писатели продолжали раз за разом выпускать однотипные романы о полётах на Луну, Венеру, Марс, реже — к планетам-гигантам и их спутникам. Тексты быстро устаревали, ведь астрономия развивалась, и новые открытия в одночасье перечёркивали общепринятые ранее представления о природе других планет.

В августе 1928 года американский журнал «Amazing Stories» начал публикацию с продолжением дебютного романа Эдварда Элмера Смита «Космический жаворонок» (The Skylark of Space), который сразу обрёл широкую известность среди читателей. Появление такого текста было предопределено развитием жанра, и символично, что его написал новичок.

Американский фантаст и родоначальник «космической оперы» Эдвард Элмер Смит (1890—1965). Фотопортрет из коллекции Джорджа Бэйна. Библиотека Конгресса США. Между 1920 и 1925 годами. Источник: loc.gov

Смит был рядовым американским инженером-химиком, работавшим в пищевой промышленности. В 1918 году он защитил диссертацию «Влияние отбеливания оксидами азота на хлебопекарное качество и коммерческую ценность пшеничной муки» (The effect of bleaching with oxides of nitrogen upon the baking quality and commercial value of wheat flour) и получил степень доктора философии (что примерно соответствует российской степени кандидата наук). Свои произведения он подписывал «E. E. Smith, Ph. D.», за что любители фантастики прозвали его Доком.

Идея написать роман о космических полётах пришла Смиту в голову достаточно случайно. Он увлекался остросюжетной прозой, выписывал приключенческий журнал «The Argosy», зачитывался книгами Эдгара По, Жюля Верна, Герберта Уэллса и Генри Хаггарда, но не думал о том, чтобы самому заняться литературной деятельностью. В 1915 году Смит посещал мужской клуб в Вашингтоне, и как-то раз за беседой там кто-то спросил, какова температура в открытом космосе; потом обсуждение сместилось к возможности достижения других планет и звёзд. Смит проявил хорошую осведомлённость в этих вопросах, и его бывший однокурсник Карл Гарби предложил написать фантастическую повесть. Смит отказался, сославшись на то, что в художественном произведении должна быть романтическая линия, а он наверняка с ней не справится. Тем же вечером Карл рассказал о беседе своей жене Ли, и та взялась помочь. Сначала Смит и Ли Гарби усердно работали над текстом и написали треть, но к концу 1916 года их интерес к нему угас. Через три года Смит вспомнил о задумке, нашёл рукопись и весной 1920 года закончил её под названием «Космический жаворонок». Однако издательства раз за разом отклоняли получившийся роман, и опубликовать его решился только журнал «Amazing Stories», что оказалось удачным решением.

Обложка августовского выпуска журнала фантастики «Amazing Stories» за 1928 год с иллюстрацией к роману Э. Э. Смита «Космический жаворонок»; автор иллюстрации — Фрэнк Пауль. Источник: luminist.org

В «Космическом жаворонке» рассказывается о приключениях инженера-химика Дика Ситона, который случайно открыл эффект направленного выделения внутриатомной энергии в образце чистой меди под воздействием нового химического элемента «Икс», обнаруженного в платине, и силового поля, создаваемого ускорителем частиц. Ситон сразу понял, что эффект может быть использован не только для получения дешёвого электричества, но и для движения транспортного средства, способного разогнаться до сверхсветовой скорости. Пользуясь финансовой поддержкой своего богатого друга Мартина Крейна, он построил космический корабль «Жаворонок». В то же время у него появился конкурент — талантливый учёный Марк Дюкен, беспринципный негодяй, не гнушающийся бандитизмом ради единоличного успеха. Он попытался выкрасть запасы элемента «Икс», накопленные Ситоном, и убить самого инженера, но после того как зловещий план сорвался, Дюкен придумал новый: он тоже построил корабль, похитил Дороти Вэйнман, невесту Ситона, и направился с ней в дальний космос, чтобы затем шантажировать жениха. Разумеется, Ситон и Крейн отправились в погоню за ними, преодолевая за несколько часов тысячи световых лет. Корабль Дюкена притянула «мёртвая» звезда, и ради своего спасения злодей согласился сотрудничать, отказавшись от преступного замысла. Из-за манёвров вокруг звезды путешественники израсходовали запасы меди и вынуждены были в её поисках посетить множество негостеприимных миров.

Двигатель звездолёта «Жаворонок». Иллюстрация Ф. Пауля к роману Э. Э. Смита «Космический жаворонок». 1928 год. Источник: luminist.org

Как художественное произведение «Космический жаворонок» выглядел совершенно беспомощным даже по меркам своего времени, но он встретил восторженный приём у читателей «Amazing Stories». Издатель Хьюго Гернсбек, комментируя завершение публикации романа в своём журнале, заявил: «Мы уверены, что вы согласитесь с нами в том, что это одна из самых выдающихся научно-фантастических историй десятилетия; межпланетная история, которую не скоро сумеют затмить. На неё будут ссылаться все поклонники научной фантастики в течение многих лет». Он оказался прав: Смита сразу произвели в классики жанра, а любое его последующее произведение, написанное в том же ключе, что и «Космический жаворонок», гарантированно повышало тираж журнала.

Пытаясь объяснить феноменальную популярность романа, критик и историк фантастики Сэм Московиц писал в 1964 году: «Воображение писателей-фантастов буквально загнивало, ограниченное рамками Солнечной системы, пока, наконец, в 1928 году „Космический жаворонок” Эдварда Э. Смита не раздвинул духовные горизонты до вдохновляющего чуда Галактики...» Похоже охарактеризовал значение романа английский фантаст Брайан Олдисс в монографии «Пикник на триллион лет» (Trillion Year Spree, 1986): «Персонажи Смита преодолевали световые годы играючи, как в боулинг, а серьёзные факты науки он использовал для придумывания невероятных приключений. Смит вывел вестерн в небо».

С ними соглашался и советский исследователь жанра Вл. Гаков* в книге «Четыре путешествия на машине времени. Научная фантастика и её предвидения» (1983): «Автор „Космического жаворонка” — невольная „звезда” научной фантастики, ибо писатель откровенно слабый, способный воздействовать разве что на воображение американского мальчишки, запоем поглощавшего всю фантастику без разбора полвека тому назад, — оказался пионером. Первый полёт к звёздам совершён в его романе, и имя его будет занесено на скрижали космической летописи».

* Вл. Гаков — совместный псевдоним Владимира Гопмана, Андрея Гаврилова и Михаила Ковальчука; с начала 1980-х — сольный псевдоним М. А. Ковальчука.

Отчасти они правы. Эдварда Смита действительно ценили за богатство воображения и смелость, с которой он «вышел» на межзвёздные просторы. Сам он не считал «Космического жаворонка» сколько-нибудь научным, потому что прекрасно знал, что движение быстрее скорости света невозможно, о чём сказано в тексте романа. Будучи учёным, он написал «реалистичное» произведение — «Космические гончие Межпланетной корпорации» (Spacehounds of IPC, 1931), однако читатели «Amazing Stories» возмутились тому, что действие нового романа происходит в Солнечной системе, и прямо потребовали у автора вернуться к галактическому антуражу.

И всё же новаторство Смита вызывает сомнение, ведь и до его «Космического жаворонка» появлялись тексты, отличавшиеся размахом воображения и посвящённые полётам к звёздам.

Быстрее света

Вероятно, самым ранним произведением о событиях, происходящих за пределами Солнечной системы, которое можно отнести к научной фантастике, следует считать повесть «Звезда, или Пси Кассиопеи» (Star ou Ψ de Cassiopée: Histoire merveilleuse de l’un des mondes de l’espace, nature singulière, coutumes, voyages, littérature starienne, poëmes et comédies traduits du starien, 1854). Её написал французский хирург Шарлемань Дефонтенэ, поклонник немецкого сказочника Эрнста Гофмана. Повесть является изложением древних рукописей, обнаруженных рассказчиком внутри метеорита, упавшего в Гималаях. Оказалось, что они содержат историю высокоразвитой цивилизации «стариан» — человекоподобных обитателей планетной системы у Пси Кассиопеи, состоящей из четырёх светил. С большой фантазией Дефонтенэ описывал другой мир, его природу и общество, которое не только благоустроило свою планету, но и начало успешную экспансию в космос.

Знатоки фантастики относят к числу ранних произведений о межзвёздных полётах и небольшой роман знаменитого популяризатора науки Камиля Фламмариона «Люмен» (Récits de l’infini. Lumen. Histoire d’une comète dans l’infini, 1872), написанный в форме диалога между живым человеком и душой умершего, которая совершила путешествие в систему Капеллы — Альфы созвездия Возничего. Хотя Фламмарион старался придерживаться передовых астрономических представлений о звёздах, «Люмен» трудно назвать сколько-нибудь научным повествованием, ведь оно основано на довольно путаных представлениях автора о загробной жизни с возможностью переселения душ.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Энергия на длинную дистанцию Энергия на длинную дистанцию

Сможет ли управляемый термоядерный синтез заменить углеводородное топливо

Наука и жизнь
Последствия неправильной сушки: как помыть зонт, чтобы избавиться от затхлого запаха Последствия неправильной сушки: как помыть зонт, чтобы избавиться от затхлого запаха

Как правильно мыть зонт дома?

ТехИнсайдер
Созданная указом Екатерины Великой Созданная указом Екатерины Великой

Ее привычно называют «Публичка». Сколь многое готовилось именно здесь!

Знание – сила
Мне не страшно Мне не страшно

Почему нас пугает возраст и как этому можно противостоять

VOICE
Стрельцы: преступление и наказание Стрельцы: преступление и наказание

Стрелецкий бунт 1698 года: «усердие в усмирении» достигало высот заоблачных

Дилетант
Скрытые герои гоночной трассы: люди, без которых невозможны автогонки Скрытые герои гоночной трассы: люди, без которых невозможны автогонки

Мы решили рассказать о скрытых героях гоночной трассы

Maxim
Я художник, я так вижу Я художник, я так вижу

Об удачных ошибках в мире искусства

Grazia
Котокафе и йога со щенками: почему эксперты резко против «развлечений» с животными Котокафе и йога со щенками: почему эксперты резко против «развлечений» с животными

Почему контактные зоопарки, кафе с котами и квесты со зверями опасны?

Forbes
На счастье На счастье

Как привлечь удачу в свою жизнь и стать везучей

Лиза
6 неочевидных признаков рабочего стресса. Как восстановиться после выгорания? 6 неочевидных признаков рабочего стресса. Как восстановиться после выгорания?

Как понять, когда причиной вашего стресса является именно работа?

Psychologies
Софья Синицына: «Моя Фрида в «Мастере и Маргарите» — это посвящение папе...» Софья Синицына: «Моя Фрида в «Мастере и Маргарите» — это посвящение папе...»

А папа посоветовал: «Иди в артистки! Они всегда интересно и красиво живут»

Коллекция. Караван историй
Хватит валять дурака: 10 рабочих советов, как перестать лениться Хватит валять дурака: 10 рабочих советов, как перестать лениться

Как разорвать этот порочный круг и победить чувство лени

ТехИнсайдер
Опасно для здоровья: 7 продуктов, которые не следует разогревать повторно Опасно для здоровья: 7 продуктов, которые не следует разогревать повторно

При повторном нагревании эти продукты могут стать токсичными

ТехИнсайдер
Вас дурачат: как понять и обезвредить манипуляторов Вас дурачат: как понять и обезвредить манипуляторов

Какие «крючки» используют мошенники и манипуляторы и как им противостоять

Psychologies
Как и почему в России хотят «выращивать» ипотечных заемщиков на спецдепозитах Как и почему в России хотят «выращивать» ипотечных заемщиков на спецдепозитах

В первом чтении принят законопроект о договорах жилищных сбережений

Forbes
Как зародился образ женщины-домохозяйки и при чем здесь капитализм Как зародился образ женщины-домохозяйки и при чем здесь капитализм

В какой момент женщина стала ответственной за домашний уют?

Psychologies
«Рушится контакт с миром»: как магическое мышление влияет на наше поведение и чем оно опасно «Рушится контакт с миром»: как магическое мышление влияет на наше поведение и чем оно опасно

Почему магическое мышление стало трендом? Как сохранить здравый смысл?

Psychologies
Когда 70 тысяч лет назад люди покинули Африку, они на 20 тысяч лет остановились на Иранском нагорье Когда 70 тысяч лет назад люди покинули Африку, они на 20 тысяч лет остановились на Иранском нагорье

Одним из важнейших центров расселения Homo sapiens стало Иранское нагорье

ТехИнсайдер
Андрей Богатырев: «Кино — это прежде всего миф» Андрей Богатырев: «Кино — это прежде всего миф»

Режиссер Андрей Богатырев о том, как кино интерпретирует историческую реальность

Монокль
Никита Волков: «Делай всё во время и не сомневайся» Никита Волков: «Делай всё во время и не сомневайся»

Актер Никита Волков — о ремейках, выборе ролей и жизненном уроке на тему любви

VOICE
4 направления для премиальных путешествий 4 направления для премиальных путешествий

Направления для тех, кому нужно больше, чем «все включено»

СНОБ
Одна семья Одна семья

Президент РФБ Андрей Кириленко — о том, как спорт объединяет людей

RR Люкс.Личности.Бизнес.
О чем не говорят мужчины: 3 самых популярных запроса к психологам О чем не говорят мужчины: 3 самых популярных запроса к психологам

Чем же делятся мужчины с терапевтами?

Psychologies
Выдавливание эпителия бронхов назвали ключевым механизмом патогенеза астмы Выдавливание эпителия бронхов назвали ключевым механизмом патогенеза астмы

В основе патологических процессов при астме лежит выдавливание эпителия бронхов

N+1
Упоминания в твиттере не повысили цитируемость научных статей Упоминания в твиттере не повысили цитируемость научных статей

Публикация в твиттере лишь незначительно влияет на частоту цитирования

N+1
Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться

Щавель насыщен витаминами и органическими кислотами, а потому очень полезен

РБК
Самый яркий гамма-всплеск породил очень мало тяжелых элементов Самый яркий гамма-всплеск породил очень мало тяжелых элементов

«Джеймс Уэбб» нашел сверхновую, связанную с ярчайшим гамма-всплеском в истории

N+1
Одуванчик: сорняк, еда, лекарство Одуванчик: сорняк, еда, лекарство

Самый распространенный и самый полезный российский сорняк

Наука
Сказочный мир и нетривиальный сюжет: 5 книг в жанре мифологического фэнтези Сказочный мир и нетривиальный сюжет: 5 книг в жанре мифологического фэнтези

Подборка современных книг, которые оперируют мифами разных народов

ТехИнсайдер
Академик Андрей Книппер Академик Андрей Книппер

Жизнь и труды советского и российского геолога Андрея Книппера

Знание – сила
Открыть в приложении