Реальная история героини картины Густава Климта «Поцелуй»
Как сложилась бы судьба многих известных художников, не повстречай они на пути свою Музу? Густава Климта вдохновляла Эмилия Флёге — его отношения с этой удивительной женщиной подарили миру гениальные творения. Публикуем главу из книги Анны Матвеевой «Картинные девушки. Музы и художники: от Рафаэля до Пикассо» (АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2024).
Шаг в сторону
Эмилия Луиза Флёге родилась 30 августа 1874 года в Вене в семье фабриканта по производству курительных трубок. Она была младшей сестрой Хелены Флёге, вдовы брата Климта. Еще до его смерти Климт написал портрет семнадцатилетней в ту пору Эмилии, но по-настоящему они сблизились в тот тяжелый год, когда Эрнста не стало и художник находился в глубочайшем кризисе.
Эмилия искренне восхищалась гением Климта, но при этом могла преспокойно сказать ему, что ее портрет не удался и что она не хотела бы видеть его на стене собственного дома.
Эмилия обладала особенной, мерцающей, меняющейся внешностью — такую можно всякий раз открывать для себя заново, что очень важно для художника. Рядом с Эмилией жизнь переставала казаться мрачной: Климт и Флёге помногу гуляли, проводили время на природе, которую оба очень любили, даже стали учить вместе французский.
Климт и ар нуво
Густав, переживая уход отца и брата, нуждался в постоянной поддержке и внимании, ведь в это время ему пришлось принять еще и расхождение с коллегой, Францем фон Мачем. Тот был яростным адептом классической живописи и справедливо подозревал Климта в желании «свернуть куда-то в сторону» с проторенного предшественниками пути.
Разругавшись в процессе работы над очередным заказом — росписью Большого зала Венского университета, бывшие артельщики попрощались навсегда. Фон Мач считал, что у новой живописи — всех этих импрессионизмов, символизмов, модернизмов — нет будущего, а Климт поражался тому, как его друг не понимает очевидного: будущее уже здесь, и только зашоренность мышления австрийских художников не позволяет им это признать!
Франц фон Мач спустя годы стал преподавателем все той же художественно-промышленной школы, в стенах которой они когда-то познакомились с Климтом. Автор знаменитого портрета императора Франца-Иосифа на смертном одре (1916, Бельведер, Вена), фон Мач прожил долгую жизнь и до конца был верен своим принципам. В истории искусства его имя упоминается, как правило, рядом с именем его бывшего друга и соавтора — мятежного Климта.
В 1897 году Густав Климт вместе с единомышленниками, среди которых были Йозеф Мария Ольбрих и Йозеф Хоффманн, объявил о своем выходе из Содружества художников Вены и основал Венский сецессион (от нем. Wiener Secession/Sezession) — общество, название которого в переводе с латинского как раз и означает «выход», «отделение», «обособление» — secessio.
Климт и компания не только боролись с академической косностью, но прежде всего стремились к тому, чтобы Австрия стала родиной нового европейского искусства
Правда, для этого живописцам-революционерам стоило догнать и перегнать Францию, где уже несколько лет царил ар-нуво…
Сецессион — родной брат ар-нуво, модерна, югендштиле: названия разные, но суть одна — для произведений этого стиля характерны орнаментальность, растительные мотивы, богатый декор, мягкие линии и, временами, неприкрытая сексуальность. А у Климта к обязательному списку добавляется еще и обилие золота. Говорят, что любовью к золоченым тонам он обязан посещению Италии — увидев сияющие мозаики Венеции и Равенны, Климт понял, чего не хватало его картинам.
Вскоре венцам предстояло увидеть работы «нового Климта», разорвавшего все связи с академическим искусством, президента Сецессиона и главного редактора журнала Ver Sacrum («Весна священная», лат.). Прославленное имя поначалу работало на него, но публика вскоре забыла о прошлом и впала в негодование при виде картины «Философия», представленной на выставке Сецессиона в 1902 году.
Эта картина была первой частью «трио», написанного по просьбе Венского университета, — две другие, неоконченные, назывались «Юриспруденция» и «Медицина». Увидев «Философию», 87 профессоров университета написали жалобу в Министерство образования, требуя отозвать у Климта заказ.
Зрители назвали «Философию» «неясной и неопределенной», «Медицину» окрестили и вовсе порнографией
Художник справедливо счел себя оскорбленным, вернул университету полученный аванс и продал все три картины коллекционеру и меценату Августу Ледереру. К сожалению, полотна погибли во время Второй мировой войны, когда принадлежавший Ледереру замок Иммерхоф сгорел. Сохранились лишь эскизы и черно-белые фотографии.
Этот случай стоил живописцу много потраченных нервов, поэтому он принял решение никогда более не иметь дел с государством и сосредоточился на частных заказах, благо недостатка в них не было.
В тот период Климт часто писал пейзажи. Безлюдные, пестрые, меланхоличные, они чаще всего воспроизводили сады и деревья и порой напоминали ткань с цветочной набивкой. Летние месяцы Климт, не особо любивший ездить за границу, обычно проводил на озере Аттерзее, в австрийских Альпах, на семейной вилле семьи Флёге — здесь он рисовал, подолгу гулял, катался в лодке. И рядом с ним часто бывала Эмилия — драгоценная собеседница, натурщица и близкий друг.