Коллекция. Караван историйСобытия
Леонид Быков. В бой идут одни герои
Фильму «В бой идут одни «старики» более полувека. Но он до сих пор вызывает у зрителей и улыбки, и слезы, трогает своей пронзительной искренностью. Может быть, оттого, что в этой киноленте режиссер Леонид Быков воплотил свою самую заветную мечту — взмыть в небо за штурвалом самолета...

В 1944 году в освобожденном от фашистов Краматорске давал концерт необычный музыкальный коллектив: выступал хор «поющей эскадрильи» 5-го гвардейского истребительного авиационного полка. Среди слушателей выделялся паренек с горящими от восторга глазами. Он завороженно слушал, как поют боевые летчики. А затем в составе детского хора сам выступил в честь героев войны. Это был 15-летний Леня Быков. Пройдет 30 лет, и режиссер Леонид Быков расскажет о «поющей» эскадрилье в фильме «В бой идут одни «старики»...
В детстве Леня грезил авиацией: для миллионов советских мальчишек 30-х годов профессия летчика была самой романтической и героической. Когда же началась Великая Отечественная война, мечта стала осознанным и острым желанием. Семью Быковых (его отец работал вальцовщиком на металлургическом заводе) эвакуировали из Донецкой области в Барнаул. Оттуда 14-летний Леня отправился в городок Ойрот-Тура (теперь это Горно-Алтайск), где располагалась эвакуированная из Ленинграда школа военных летчиков.
Но мальчика не взяли, хотя Быков и приписал себе пару лет. Уж больно щуплым и маленьким (рост всего 163 см) он был. Не приняли его «в летчики» и через пару лет, когда Быков решил поступать в авиашколу уже в Ленинграде. К тому моменту война заканчивалась, и учебное заведение расформировали.
Тогда паренек, который был звездой школьной самодеятельности — прекрасно пел, танцевал, бил чечетку, — решил стать артистом. Леонид окончил Харьковский театральный институт и вскоре уже играл главные роли в местном драматическом театре имени Шевченко.
Быстро заметил Быкова и кинематограф: робкий моряк речного флота Петя Мокин в «Укротительнице тигров» запомнился зрителям не меньше главных героев ленты в исполнении Людмилы Касаткиной и Павла Кадочникова. А в 26 лет Леонид сыграл в фильме «Максим Перепелица», который имел грандиозный успех. Роль озорного и очень обаятельного сельского паренька на долгие годы стала визитной карточкой Быкова.

Но сам актер был не очень рад этой всенародной славе. Потому что после режиссеры предлагали ему однотипные комедийные роли все таких же милых, нерешительных недотеп, как Перепелица (например, Эльдар Рязанов пробовал его в «Берегись автомобиля» на Деточкина).
Быков решил, что другие роли придут, если он сам станет режиссером. Ради этого Леонид переехал в Ленинград. Но первый самостоятельный фильм Быкова, снятый им на «Ленфильме», — сатирическую комедию «Зайчик» о скромном и робком театральном гримере — жестоко раскритиковали в прессе. Это стало для Леонида ужасным ударом: молодой мужчина пережил инфаркт.
Вскоре Быков вернулся на Украину, в Киев — его пригласили работать на Киностудии имени Довженко. Но, как оказалось, там ждали Максима Перепелицу, а не создателя оригинальных, тонких фильмов. Прямой и несговорчивый Быков разругался с руководством студии и остался без работы. И вот с таким невеселым настроением он вместе с Евгением Оноприенко и Александром Сацким вскоре начинает писать сценарий о военных летчиках...
Фильм «В бой идут одни «старики» основан на подлинных событиях Великой Отечественной войны. Сценаристы использовали воспоминания дважды Героев Советского Союза Арсения Ворожейкина и Владимира Лавриненкова и заслуженного летчика СССР Анатолия Иванова. Быков также консультировался с большим количеством ветеранов. Благодаря этому многие киноперсонажи получили реальные прообразы.
Прототипом командира эскадрильи, которого сыграл сам Быков, стали сразу несколько человек: Герои Советского Союза Василий Меркушев и Иван Лавейкин и дважды Герой Советского Союза Виталий Попков. А фамилию своего персонажа и его радиопозывной — Маэстро — Быков взял от Дмитрия Титоренко, ведомого легендарного Ивана Кожедуба. Эпизоды из биографии знаменитого аса тоже включены в фильм. Так, в память об однополчанине и друге Кожедуба Вано Габунии, героически погибшем при таране немецкого мессершмитта, в фильме появился грузин — лейтенант Вано Кобахидзе.
Прообразом капитана Зои Молчановой (ее сыграла Ольга Матешко) стала Герой Советского Союза Надежда Попова, заместитель командира эскадрильи. Но в отличие от Зои, которая в кино погибает, Попова прошла всю войну. Кстати, ее муж, Герой Советского Союза Семен Харламов, выступил главным консультантом картины.
Был на войне и свой Кузнечик (в фильме его сыграл Сергей Иванов) — гвардии лейтенант Борис Киселев. Быков взял историю об этом бойце (а также много других фактов о летчиках) из книги дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского «На глубоких виражах». В ней, например, есть эпизод о том, как летчик попал в плен к своим, и фраза «Я бы, товарищ командир, еще больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельем всех немцев распугали».
Одна из самых пронзительных страниц фильма — трагическая история любви узбекского Ромео и русской девушки Маши. Она тоже взята из жизни. Только реальный летчик носил фамилию не Сагдуллаев, а Марисаев (актер Рустам Сагдуллаев, сыгравший эту роль, оказался тезкой своего киноперсонажа). Мария же, которую сыграла Евгения Симонова, не была летчицей и погибла не в небе, а при бомбежке столовой.
А летчик Виктор Щедронов — Смуглянка — в жизни вообще оказался казаком! Этому герою Быков придал черты своего друга детства Виктора Щевронка, с которым вместе собирался поступать в летное училище. В итоге Виктор воевал в гвардейском кавалерийском полку и погиб в апреле 1945 года при освобождении Чехословакии. И еще один очень личный момент Леонид добавил в сценарий. В память о барнаульской семье Алябьевых, которая приютила Быковых в эвакуации, он дал эту фамилию одному из летчиков (его сыграл друг режиссера Алим Федоринский). Роль планировалась большой, но Алим заболел и на полтора месяца попал в больницу.
Из реальной жизни боевых летчиков Быков взял в картину очень много деталей. И привычку механика крестить перед вылетом самолеты. И рисунок нотного стана на фюзеляже самолета Маэстро: на штурмовике Героя Советского Союза Василия Емельяненко, который до войны учился на композиторском факультете консерватории, был нарисован аналогичный. И ситуацию, когда Титаренко возвращается в полк после боя не на самолете, а на лошади со словами «махнул не глядя». Ветераны рассказывали, что подобная история произошла под Сталинградом: летчик Александр Александров был сбит, но вернулся в расположение части верхом на коне. А еще в картине Титаренко обнаружил замаскированные под копнами сена немецкие танки точно так же, как это сделал Герой Советского Союза Степан Прутков.
Имела место в действительности и сцена знакомства летчиков с девушками, когда мужчины с изумлением обнаруживают, что у красавиц больше орденов и медалей, чем у них. Кукла в военной форме, которую держит одна из девушек, — еще одна реальная деталь фронтового быта. Подобную хранила у себя штурман женского полка ночных бомбардировщиков Галина Докутович.
Название фильма тоже оказалось не придумкой сценаристов. Вновь прибывшее на фронт пополнение не пускали сразу в воздушный бой: неопытным пилотам давали возможность налетать опыт. «Пришел в полк к командиру дивизии Михаилу Михайловичу Громову, — вспоминал ас Виталий Попков. — Сидело нас около сотни, и Громов спрашивает: «Ну, у кого есть боевые вылеты?» Все молчат. А для справки сообщу, что у Хартмана, лучшего летчика фашистской Германии, перед началом войны было 600 часов боевых налетов. У меня был один боевой вылет — будучи инструктором Батайской школы, я летал на прикрытие моста в Ростове-на-Дону — 1 час 34 минуты, но я храбро поднял руку. «Понятно, — сказал комдив, — в бой идут одни «старики».