Как художнику Элю Лисицкому удалось заложить основы современного искусства

РБКИстория

Интегратор и предвосхищатель: как Эль Лисицкий предопределил архитектуру

Как художнику удалось заложить основы современного искусства и не просто подарить миру множество парадоксальных работ, но и «запрограммировать» культурную парадигму в дизайне и строительстве зданий на сотню лет вперед

Автор: Антон Погорельский

Эль Лисицкий за работой над макетом. © Государственная Третьяковская галерея

Автор идеи «вертикального города» и «горизонтального небоскреба». Создатель проунов и фигурин. Основоположник профессии галериста и прародитель веб-дизайна. Изобретатель книг-конструкторов и экспериментатор, предвосхитивший облик городов XXI века. Все это — Эль Лисицкий, выдающийся российский и еврейский художник, соавтор Казимира Малевича и ориентир для каждого современного архитектора. Рассказываем о жизни и творческом пути Эля Лисицкого, а также находим современные работы, вдохновленные наследием мастера.

Начало: провал в академии и еврейский период

Лазарь Лисицкий родился 22 ноября 1890 года в городе Починок Смоленской губернии. Вскоре после рождения сына семья переехала в Смоленск, а позднее в Витебск. Здесь будущий художник начал брать первые уроки живописи.

В 1909 году Лисицкий попытался поступить в Императорскую академию художеств, но отбор не прошел. Согласно официальной версии, он изобразил «Дискобола» — знаменитую статую атлета, который готовится к метанию диска, — без соблюдения академических канонов. Однако есть и другая версия, согласно которой Лисицкий мог не пройти экзамен из-за так называемой процентной нормы: в начале XX века для вузов Москвы и Санкт-Петербурга действовало ограничение на прием евреев — не более 3% от всех студентов. Лисицкий, как еврей, уже не проходил.

«Важно отметить, что непоступление в академию привело не только к тому, что Лисицкий отправился учиться в Германию и получил возможность приобщиться к западноевропейской культуре, что в дальнейшем сыграло важную роль в его жизни, но и к изменению в выборе профессии. Летом 1909 года Лисицкий намеревался стать художником, а уже осенью учился на архитектурном факультете Дармштадтского политехнического института, — рассказал Александр Канцедикас, искусствовед и автор книг. — Сам он позднее будет называть себя архитектором, а в его творчестве особенности профессионального взгляда архитектора на постановку и пути решения задач станут решающим фактором».

В архивах почти нет этюдов и эскизов Лисицкого — его творческий замысел складывался сразу как целостный проект, без фрагментарных набросков. Первый этап творчества Лисицкого принято называть еврейским. Начинающий художник занимался поисками национального стиля, а работал при этом над иллюстрациями к книгам. В 1916–1919 годах Лисицкий создал около 30 произведений в области книжной графики. Самое известное его творение того времени — иллюстрации к книге «Пражская легенда» Мойше Бродерзона 1917 года.

Из Лазаря в Эля. Первое участие Лисицкого в выставке датировано 1912 годом: в тот момент он подписывался своим настоящим именем. Псевдоним «Эль» появился в 1919 году — художник составил его из первых букв своего имени и фамилии на идише «Элиэзер Лисицкий».

В 1914 году Лазарь Лисицкий получил в Германии диплом инженера-архитектора и вернулся в Москву, где стал демонстрировать свои картины на выставках объединений «Мир искусства» и «Бубновый валет». Через четыре года, в 1918-м, Лисицкий познакомился с автором «Черного квадрата». Эта встреча, по мнению исследователей, предопределила дальнейший ход событий в жизни художника и привела к его первому выдающемуся изобретению — к проунам.

«Проект утверждения нового» и Малевич

В 1919 году недавний выпускник создал собственную художественную систему, которую позднее назвал «проун», что расшифровывается как «Проект утверждения нового». По словам Татьяны Горячевой, искусствоведа и историка искусства, слово «проун» одновременно служит именем собственным каждого произведения и термином для обозначения системы в целом.

Эль Лисицкий, Проун. © Государственная Третьяковская галерея
Эль Лисицкий, Проун №55. © Государственная Третьяковская галерея
Эль Лисицкий, Проун. © Государственная Третьяковская галерея
Эль Лисицкий, Проун №84. © Государственная Третьяковская галерея

Весной 1919-го Лисицкий начал преподавать в Витебском народном художественном училище. Вскоре туда же приехал Малевич. Именно тогда в училище развернулся масштабный утопический эксперимент — строительство супрематического мира. «В этом эксперименте Лисицкому отводилась очень ответственная роль — миссия перевода супрематизма в объемные формы; трехмерная интерпретация супрематизма должна была заложить основы архитектурной концепции будущего», — объяснила Татьяна Горячева.

Эль Лисицкий, Проун №43. © Государственная Третьяковская галерея
Эль Лисицкий, Проун, 1924-25. Фотография. © Государственная Третьяковская галерея
Эль Лисицкий, Проун «Супрематизм объема», 1919. Фотография. © Государственная Третьяковская галерея
Эль Лисицкий, Проун. Конструктивистская композиция. Фотография. © Государственная Третьяковская галерея

Что такое супрематизм. Супрематизм — это течение в искусстве авангарда, основоположником которого считается Казимир Малевич. Слово происходит от латинского supremus — «высший», «превосходный». Основными элементами супрематизма были цвет и геометрические формы. Предполагалось, что супрематизм станет искусством будущего и полностью заменит традиционную живопись.

В проунах впервые проявился талант Эля Лисицкого к соединению различных видов искусства друг с другом. Мастер интегрировал приемы архитектурного мышления в геометрическую абстракцию. «Тем самым расширялись границы и того и другого: условность картинной плоскости позволяла воплотить любую степень смелости архитектурной утопии, а инженерная убедительность конструкции придавала картине статус проекта. Используя хорошо знакомые ему приемы архитектуры, Лисицкий оперировал ее базовыми понятиями — массой, весом, пространством, ритмом, эстетизируя их, но не лишая утилитарной функции, присущей архитектурному проекту. Многие работы имели уточняющие названия, фиксирующие архитектурно-инженерную доминанту художественного образа: «Город», «Арка», «Мост», «Дом над землей», «Балка», «Москва», — перечислила Горячева.

Сотрудничество с Малевичем не заканчивалось проунами. В 1919 году художники вместе оформили юбилейные празднества Витебского комитета по борьбе с безработицей, под руководством Лисицкого напечатали брошюру Малевича «О новых системах в искусстве», обложку к которой сделал сам Лисицкий.

Эль Лисицкий, разворот обложки книги Казимира Малевича «О новых системах в искусстве». Витебск: «Артель худ. труда», 1919. © Государственная Третьяковская галерея

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Витамин на букву «С». Что будет, если съесть много аскорбинок: возможные реакции организма Витамин на букву «С». Что будет, если съесть много аскорбинок: возможные реакции организма

Кажется, что аскорбинки можно есть бесконечно. Но это не так

Лиза
Девять технологий, которые не оправдали надежд Девять технологий, которые не оправдали надежд

Могли ли эти технологии перевернуть мир или на них возложили напрасные ожидания?

Монокль
«Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира» «Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира»

Почему на Земле не началась вторая эра динозавров

N+1
Сила граната: природное соединение в его составе может помочь в лечении болезни Альцгеймера Сила граната: природное соединение в его составе может помочь в лечении болезни Альцгеймера

Гранат может улучшить память и сделать лечение болезни Альцгеймера эффективнее

ТехИнсайдер
Френч, Мишальон, Ободников: 5 бестселлеров от непрофессиональных писателей Френч, Мишальон, Ободников: 5 бестселлеров от непрофессиональных писателей

Юрист, журналист, театральная актриса и графиня, которые создали отличные романы

СНОБ
Екатерина Стулова: «Если меня любят, то я готова прыгать через костер, бегать по снегу» Екатерина Стулова: «Если меня любят, то я готова прыгать через костер, бегать по снегу»

Для меня все проекты являются самыми психологически и физически затратными

Коллекция. Караван историй
Астрономы впервые нашли массивные магнитные звезды за пределами Млечного Пути Астрономы впервые нашли массивные магнитные звезды за пределами Млечного Пути

Впервые обнаружены магнитные массивные звезды за пределами нашей галактики

N+1
Виртуальные дали Виртуальные дали

Нейросети врываются в мир кино для взрослых и позволяют нарисовать любой сюжет

Men Today
Верю – не верю Верю – не верю

7 мифов о вине, которые раздражают истинных ценителей популярного напитка

Лиза
«Переедание — это ваша попытка заставить свое тело не чувствовать» «Переедание — это ваша попытка заставить свое тело не чувствовать»

Что такое переедание, о чем оно нам сигнализирует, и как научиться не переедать?

Psychologies
Зерно раскладывают на фракции Зерно раскладывают на фракции

Компании увеличивают производство и экспорт продуктов глубокой переработки зерна

Агроинвестор
Жизнь после измены: как восстановить доверие Жизнь после измены: как восстановить доверие

Как можно восстановить доверие после того, как партнер изменил

Psychologies
Скоро потеплеет: 10-минутный лайфхак, как почистить вентилятор и подготовить его к работе Скоро потеплеет: 10-минутный лайфхак, как почистить вентилятор и подготовить его к работе

Как быстро и качественно почистить внтилятор, не разбирая его

ТехИнсайдер
«Ведая пространство земель нашей империи…» «Ведая пространство земель нашей империи…»

Как Екатерина Великая решала проблемы демографии и освоения пустынных территорий

Знание – сила
Археологи обнаружили древнейшую стоянку людей на Иранском нагорье Археологи обнаружили древнейшую стоянку людей на Иранском нагорье

Группа ученых выявила древнейшую стоянку архаичных людей на Иранском нагорье

N+1
Как сохранять концентрацию: 3 рабочие стратегии Как сохранять концентрацию: 3 рабочие стратегии

Как управлять вниманием и учиться держать фокус в рабочее время и не только?

Psychologies
Серверный ветер: как производительные вычислительные решения меняют лицо рынка Серверный ветер: как производительные вычислительные решения меняют лицо рынка

Как устроен рынок высокопроизводительных вычислительных решений

Forbes
Красный, как помидор: почему во время тренировки краснеет лицо и как это можно предотвратить Красный, как помидор: почему во время тренировки краснеет лицо и как это можно предотвратить

Почему люди краснеют во время занятий спортом?

ТехИнсайдер
Как по нотам Как по нотам

Никола Мельников об источниках вдохновения и подходе к пониманию искусства

Men Today
Ностальгия по великому: 4 самые крутые гидростройки СССР Ностальгия по великому: 4 самые крутые гидростройки СССР

Как решить, какую стройку считать великой, а какую нет?

ТехИнсайдер
«Мониторинг цифровой трансформации бизнеса» «Мониторинг цифровой трансформации бизнеса»

Направления и тенденции цифровизации деловой среды

РБК
10 цитат Альфрида Лэнгле, которые вернут вашей жизни смысл 10 цитат Альфрида Лэнгле, которые вернут вашей жизни смысл

Несколько цитат известного психолога, которые помогут вернуть смысл жизни

Psychologies
Российский турист побывал в КНДР и рассказал о 5 странностях, которые повергли его в шок Российский турист побывал в КНДР и рассказал о 5 странностях, которые повергли его в шок

Что вас точно удивит в Северной Корее

Maxim
5 ошибок, которые могут привести к разводу после 20 лет брака 5 ошибок, которые могут привести к разводу после 20 лет брака

Что такое «серый», или «седой» развод?

Psychologies
«Мы имеем дело с советским конструктом „народного“» «Мы имеем дело с советским конструктом „народного“»

Светлана Адоньева о праздниках и ритуалах, создающих народ

Weekend
Транзитный пассажир Транзитный пассажир

Актер Сергей Горошко перевоплощается легко и очень элегантно

OK!
Почему в самолете при взлете и посадке запрещено опускать спинки кресел Почему в самолете при взлете и посадке запрещено опускать спинки кресел

Почему мы не можем приземляться и взлетать с комфортом?

ТехИнсайдер
«Смотрите, как хорошо я живу!»: стоит ли хвастаться в соцсетях? «Смотрите, как хорошо я живу!»: стоит ли хвастаться в соцсетях?

Нам важно, чтобы другие видели, как хорошо мы живем

Psychologies
Мощный и быстрый «Буревестник»: как устроены ядерные двигатели для ракет Мощный и быстрый «Буревестник»: как устроены ядерные двигатели для ракет

Как работает ракета «Буревестник» с ядерным воздушно-реактивным двигателем?

ТехИнсайдер
Внутреннее ощущение «красоты» важнее, чем внешность Внутреннее ощущение «красоты» важнее, чем внешность

Намного важнее чувствовать себя хорошо, чем выглядеть хорошо

ТехИнсайдер
Открыть в приложении