Фундамент для PropTech
Как боты, ИИ и другие технологии меняют рынок недвижимости
Технологичность сегодня — не просто всеобщий тренд, а скорее новая реальность. Она проникла даже в такую консервативную сферу, как недвижимость. О тенденциях и решениях рынка, которые существуют уже сейчас, рассказывает основатель сервиса поиска квартир в новостройках «Квартиропоиск» Станислав Манин.
Новые цифровые решения
Под PropTech сегодня понимают все технологические решения в сфере недвижимости. Интересно то, что разработка инноваций началась по всему миру и затронула все этапы жизни объекта: планирования и оценки, проектирования, финансирования, строительства, покупки и продажи, эксплуатации. Этот процесс в нашем консервативном сегменте оказался настолько массовым, что пришлось вводить отдельный термин.
В 2022 году мировой объем PropTech оценивался в $29 млрд, а среднегодовой рост — в 16%. Согласно отчету CRETI, он привлекает около 30% мировых инвестиций. Российские компании также показывают рост: ЦИАН, один из самых заметных игроков российского рынка, отчитался о росте выручки на 44% к прошлому году — до 3,2 млрд руб.
Основная задача цифровизации — упростить процессы, устранить посредников, сократить количество этапов на пути пользователя и масштабировать операции на большие аудитории. Сегодня в России можно выделить три основных направления развития технологий, нацеленные:
- на покупателя: помогают проще и быстрее доносить информацию о предложениях и делать выбор среди их огромного числа;
- на финансы: упрощают совершение сделок с недвижимостью и переносят их в виртуальное пространство;
- на собственность: позволяют управлять жилыми домами и другими зданиями.
PropTech меняет то, как люди продают, покупают, исследуют и управляют недвижимостью. Вот какие решения уже есть на рынке.
Помощь покупателям
Самый простой пример PropTech, нацеленного на потребителей, — сайты и приложения для поиска жилья. Онлайн-сервисы давно могут заменить риелтора, как минимум на этапе первичного выбора.
Человек заходит в приложение ЦИАН или «Авито», выставляет фильтры и рассматривает подходящие варианты для покупки или аренды. К базовым возможностям таких сервисов можно отнести как раз выбор локации, площади и количества комнат, этажа. Детали и особенности интерфейса зависят от сценария. Например, в продукте «Сбера» «ДомКлик» акцент сделан на интеграцию с банковскими сервисами. Здесь пользователю легко подобрать ипотеку. Если раньше люди сами искали жилье, шли в банк, заполняли анкету, собирали документы, тратя на это дни, то теперь технологии позволяют сделать все это онлайн за несколько минут. А решение по выдаче кредита приходит в личный кабинет приложения, на email или по СМС.
Новым витком развития таких онлайн-ретейлеров можно считать появление чат-ботов в мессенджерах. Они автоматизируют подбор объектов, выявляют потребности, информируют об этапах строительства домов. Это логично, что технологии поиска жилья пришли туда, где люди проводят много времени: не нужно скачивать другие приложения или заходить на сайт, регистрироваться там, подтверждать номер телефона — все в одном окне.
Российский девелопер ПИК запустил телеграм-бота для съемщиков жилья, которые хотели бы приобрести свое, — «Хочу тут жить». Пользователь указывает ежемесячный платеж за съемную квартиру, а бот предлагает ему доступные варианты с той же суммой ипотеки.
На смену картонным, физическим 3D-макетам жилых комплексов и домов пришли виртуальные с расширенным функционалом выбора квартиры и интерьеров. Такие макеты с помощью камеры телефона можно привязать куда угодно и детально изучить.
На сайтах девелоперов можно встретить 3D-модели и интерактивные карты, которые упрощают выбор квартиры. Потенциальный покупатель заходит и последовательно выбирает дом, корпус, секцию, этаж, квартиру — все это на интерактивной картинке, максимально наглядно.
Реалистичные 3D-модели строящихся ЖК можно встретить в некоторых геосервисах. Например, 2ГИС по заказу девелоперов добавляют такие на свои карты.
Становятся популярными сервисы быстрой оценки квартиры с помощью искусственного интеллекта. В США одной из новинок, изменившей расклад сил, стал Opendoor. Алгоритм на основе больших данных оценивает жилье, и в итоге дома и квартиры продают по установленной им цене. У нас тоже есть уникальный проект на основе ИИ — Realiste, оценивающий стоимость объектов по огромному массиву данных, учитывая даже планы развития городов и инфраструктуры.