Братья «Не-Пушкины»
Александр Сергеевич Пушкин любил, по выражению поэта К. Ф. Рылеева, «кичиться двухсотлетним дворянством» и включать в свои произведения родственников: в числе действующих лиц «Бориса Годунова» мы находим и боярина Пушкина. Однако о своих троюродных дедах по отцовской линии поэт не писал, и понятно почему. Дальние родственники великого поэта – Сергей Пушкин и его брат Михаил Пушкин, сыновья графа Алексея Михайловича Пушкина, бывшего губернатора Воронежа, – оказались фальшивомонетчиками.
Братья-антиподы
Сергей Пушкин с юности слыл авантюристом, служил в Преображенском полку и выполнял курьерские поручения. Как-то его отправили в Париж с историческими документами и подарками для Вольтера – памятными медалями монетного двора и двумя тысячами рублей. Предполагалось, что французский писатель на основе этих документов сочинит историю Петра Великого. Но, явившись в Париж, Сергей загулял, потом заложил все ценное в ломбард, попал в долговую яму и в итоге был спасен оттуда сотрудниками посольства. С Вольтером он так и не увиделся. Зачем курьеру Пушкину престарелый Вольтер, когда вокруг полно хорошеньких француженок?
Игра в карты тоже была любимым занятием пушкинского родственника. Его то и дело обвиняли в шулерстве, и наконец он ушел в отставку и стал жить только за счет игры.
Иное дело – его брат Миша. Михаил как будто был его полной противоположностью – умница, коллежский советник, опекун воспитательного дома в Москве. Он тоже служил в Преображенском полку и участвовал в событиях 1762 года, когда Екатерина II пришла к власти. Известно, что Екатерина Романовна Дашкова, переодевшись в мундир Михаила Пушкина, сопровождала будущую императрицу в Петергоф. Впоследствии он был ревизором на мануфактурных фабриках Москвы. Это был человек со связями, умеющий производить впечатление на нужных ему людей. Он был в товарищеских отношениях с Михаилом Ивановичем Дашковым, мужем княгини, переодевавшейся в его мундир. Оба Михаила вместе служили.
Впоследствии Дашковы выручали Михаила «из неприятностей, возникших после того, как Пушкин вытолкал из своего дома французского банкира, которому задолжал. Началось следствие, но по заступничеству княгини дело было кончено миром». (В. Руденко «Дело фальшивомонетчиков "бывших Пушкиных"»).
Дашкова писала о Михаиле Пушкине: «Поручик Михаил Пушкин служил в одном полку с моим мужем. Он был очень умен и благодаря его тонкому уму и остроумной беседе пользовался большим успехом у молодежи. У Пушкина отец потерял место и попал под суд за лихоимство в последние годы царствования Елизаветы; жалованье Михаила было невелико, и мой муж великодушно выручал из денежных затруднений как его, так и его брата…»
«Великодушно выручавшему» мужу было в то время не так уж много лет. Жизнь его оказалась коротка: в 1763 в чине вице-полковника лейб-гвардии Кирасирского полка Дашков был отправлен в Польшу с отрядом, чтобы поддержать воцарение Станислава Понятовского, а в августе 1764 года он в возрасте 28 лет умер от ангины в городе Пулавы, на юго-востоке Польши.
Однако еще в октябре 1763 года «подопечный Дашковых переметнулся в лагерь враждовавшего с княгиней Григория Орлова и с его помощью перешел из поручиков лейб-гвардии Преображенского полка на гражданскую службу прокурором в Коммерц-коллегию, членом мануфактур-коллегии и опекуном московского Воспитательного дома с гражданским чином коллежский советник. При этих должностях предприимчивый человек мог развернуться, а денег Михаилу Алексеевичу всегда не хватало: жил он на широкую ногу, кутил, играл в карты»