Что делать с клапаном EGR – чинить, менять или глушить?
Этот вопрос, годами занимающий умы владельцев дизелей, актуален и для бензиновых машин. Многие, и не без основания, связывают EGR с вечно горящей лампочкой CHECK ENGINE, всевозможными проблемами тяги, чёрным дымом из выхлопной трубы и прочими проблемами.
Зачем нужна EGR, и нужна ли вообще?
Для понимая вопроса, давайте ещё раз вспомним её предназначение. Это система рециркуляции отработанных газов, которая может быть реализована двумя способами: путём частичного перекрытия фаз впуска и выпуска, и при помощи внешнего байпаса между впуском и выпуском. Поскольку в первом случае мы ничего просто так заглушить или убрать не можем, то речь пойдёт о втором варианте, когда к обычным впускному и выпускному коллекторам добавлено соединение с клапаном, и возникает искушение всё это аннулировать, отделив выхлоп, с его сажей и копотью, от чистого впуска. Но зачем было направлять выхлоп в камеру сгорания? Вовсе не с целью, как часто считают, дожечь несгоревшее, а чтобы понизить температуру горения, и тем самым уменьшить количество оксидов азота, вылетающих в атмосферу. Сделать это можно было и уменьшая заряд воздуха в цилиндре, но если для бензинового мотора это ещё как-то возможно, то для дизеля наполнение цилиндра штука сложная, а с его низкой всасывающей способностью и вовсе трудноразрешимая. Поэтому придумали просто подмешивать к горючей смеси часть объёма инертных газов, и взяли их из выхлопной трубы. Точно выдержанная температура вспышки в цилиндре особенно важна при послойном горении смеси в современных моторах с непосредственным впрыском, и в общем, здравое зерно в такой элегантно простой идее несомненно было, особенно когда вместо простейших механических клапанов, к регулированию процента возврата подключилась электроника управления двигателем.