Яндекс.Маршрутизация и тренды в логистике: «Придут роботы и квадрокоптеры»
Тихон Рощупкин 6 лет проработал в «Яндекс.Поиске», после чего до недавнего времени занимал должность технического директора проекта «Яндекс.Маршрутизация». Специально для «ФедералПресс» он рассказал о создании проектов и трендах в современной логистике.
Тихон, расскажите о начале своей работы над проектом «Яндекс. Маршрутизации».
Непосредственно перед запуском «Яндекс.Маршрутизации» у нас было пробное приложение для курьеров, где они могли оптимизировать свои маршруты на день. Мы его пилотировали на крупном e-commerce-игроке и еще одной логистической компании. Именно оно натолкнуло нас на мысль о том, что надо делать «Маршрутизацию», то есть заниматься планированием и распределением заказов между курьерами. Оказалось, что это приносит гораздо больше профита, чем оптимизация маршрутов уже после того, как они были спланированы логистом.
Когда я только пришел в Геосервисы «Яндекса», руководство понимало, что продукты этого направления пользуются широкой популярностью, но платить за них пользователи не привыкли, и перед нами стояла задача найти новые способы монетизации. В процессе проб и ошибок с прототипами новых продуктов мы узнали, что есть большая отрасль логистики, где маршруты до сих пор планируются людьми вручную. Так в 2017 году появился проект «Яндекс. Маршрутизация», где я занял должность технического директора, руководителя разработки и руководил 50 специалистами. Кроме того, я был и СРТО, и отвечал за сам продукт.
Сегодня сервис дает возможность значительно сократить затраты на доставку, предоставляя продукт для решения логистической задачи, которым пользуются крупнейшие игроки на рынке. Детальные карты обновляются два раза в неделю и помогают обслуживать 4 миллиона организаций.
Расскажите подробнее о том, чем вы занимались во время работы над таким сложным логистическим проектом.
В обязанности технического директора входило очень много задач, в том числе:
- Управление разработкой и техническими ресурсами. Я отвечал за создание технического продукта, управление командой разработчиков, аналитиков и других технических специалистов. Планировал потребности в ресурсах, распределял задачи, следил за выполнением сроков и обеспечивал качество разработки продукта. У нас было два горизонта планирования ресурсов разработки: квартальный и двухнедельный. Квартальный позволял обеспечивать ресурсами долгосрочные проекты из дорожной карты, а двухнедельные