Валерий Тодоровский — о втором сезоне сериала «Оптимисты»

ЭкспертРепортаж

Валерий Тодоровский: «Фильм — это всегда какое-то количество совпадений»

15 февраля в эфире телеканала «Россия-1» — премьера второго сезона сериала «Оптимисты»

Вячеслав Суриков

Кинорежиссер, сценарист и продюсер Валерий Тодоровский

«Оптимисты» — сериал, который погружает зрителя в жизнь советских дипломатов 1960-х годов. Его первый сезон вышел в эфир канала «Россия-1» три года назад. Режиссер-постановщик сериала — Алексей Попогребский. Главные роли сыграли Владимир Вдовиченков, Северия Янушаускайте, Артем Быстров, Риналь Мухаметов, Егор Корешков. Один из продюсеров сериала — Валерий Тодоровский. Накануне выхода второго сезона «Оптимистов» «Эксперт» поговорил с ним о том, из каких составляющих складывается судьба телевизионных и кинопроектов.

— Как стало понятно, что сериал «Оптимисты» заслуживает продолжения?

— Во-первых, в этом случае было огромное желание режиссера Алексея Попогребского сделать второй сезон. И это большая редкость. Это я знаю по себе: сделав один сезон, тебе далеко не всегда хочется входить второй раз в ту же реку. Но у Алексея было ощущение, что он что-то недорассказал, как будто он начал рассказывать историю и оборвал ее на самом интересном месте. Во-вторых, возникла хорошая идея, как можно развить этот сезон и усилить его. Это не просто продолжение первого сезона. В сериал была впущена свежая кровь: в нем появились Сергей Безруков и Елизавета Боярская, которых в первом сезоне не было. И третье: Антон Златопольский, сопродюсер и генеральный директор телеканала «Россия-1», решил, что эта история может выстрелить во втором сезоне и вообще с ней не хочется расставаться, хотя при показе первого сезона не было каких-то выдающихся рейтингов. Мы собрались и решили, что стоит рискнуть и сделать второй сезон. Пока не пожалели об этом ни разу.

— Откуда взялась идея внедриться в мир дипломатов?

— Сценарист Михаил Идов написал пилот, который какое-то время лежал-пылился где-то на канале. Антон Златопольский обратил на него внимание и решил, что это незаслуженно брошенная идея. Ее надо было реанимировать и начать работать. Он предложил мне это прочитать, я прочитал, и мы начали это обсуждать, в том числе с самим Мишей Идовым. Нам надо было понять, кто может быть его режиссером, потому что без серьезной фигуры режиссера очень трудно двигаться дальше. Я показал это Алексею Попогребскому, и у него глаза загорелись. И тогда стало понятно, что игра стоит свеч, потому что был хороший режиссер, была интересная, достаточно новая фактура, был пилот, который, конечно, требовал еще большой работы, но в нем уже что-то намечалось. И тогда все это и сдвинулось.

— Что такое хороший режиссер с точки зрения продюсера? В чем вы видите наиболее сильные стороны Алексея Попогребского?

— Вы затрагиваете самый больной вопрос в продюсировании нашего кино в целом. Естественно, хороший режиссер — это талантливый режиссер. У него должен быть режиссерский талант. Определить его не всегда бывает просто. Ты не можешь схватить его и сказать: вот здесь его талант. Ты можешь видеть его по предыдущим работам, а если он дебютант и у него нет предыдущих работ, ты можешь это почувствовать в разговорах, в обсуждениях. Но когда речь идет о сериале, это должна быть некая режиссерская воля, выдержка, потому что, когда надо снять восемь серий, а иногда и двенадцать, на одном таланте тут не выедешь. Алексей Попогребский, помимо того что он талантливейший режиссер, что он неоднократно доказывал своими фильмами, еще и высокоорганизованный, очень системный человек, который знает, чего он хочет, и не разбрасывается. Это непростой фильм, это эпоха, это костюмы, костюмированные массовки, старинные автомобили, определенный стиль. Чтобы снять этот фильм, надо уметь всем всё объяснить и объединить всех этой идеей, надо уложиться в эти сроки, эти бюджеты и все остальное. Это сочетание очень многих человеческих и профессиональных качеств, которые позволяют человеку делать такие фильмы. Алексей — один из редких людей, которые это могут. Побольше бы таких режиссеров в нашем кино.

— Трудно ли найти актеров для такого рода проектов? Насколько у вас сложился свой круг актеров, на которых вы можете положиться при решении той или иной творческой задачи?

— В таком проекте, как «Оптимисты», конечно, предполагается участие звезд. Было бы странно сделать шпионский триллер без знаменитых артистов. Такое когда-то было бы возможно, но явно не сейчас. И надо еще добавить, что звезд в стране не так много. Если вы захотите напрячься и вспомнить, то обнаружите, что есть десять-двенадцать актеров и актрис, которые под это понятие подходят. Поэтому не всегда бывает такой большой выбор. Но в этом случае я в восторге от этого дуэта, совершенно искренне вам это говорю, потому что я думаю, что Сережа Безруков — выдающийся артист, и он не играл еще такого, как и Лиза Боярская. Это удачнейший кастинг. И мы сохранили всю молодежь из первого сезона: это и Риналь Мухаметов, и Артем Быстров, и Егор Корешков. Плюс у нас появляется здесь восходящая звезда — очень красивая и талантливая Лиза Янковская. В этом случае можно кастингом хвастаться. Если говорить вообще о принципах кастинга, то все зависит от проекта. Есть проекты, для которых ты можешь искать совсем начинающих, никому не известных артистов, как это было у меня когда-то на фильме «Стиляги», когда я взял просто студентов, потому что было много молодых ролей и в фильме должна быть свежесть. А бывает, что берешь классиков, как я снимал Олега Янковского в фильме «Любовник». Разные проекты — разные кастинги, на которые тратятся разные усилия, одной системы здесь нет. Я не могу сказать, что у меня годами снимаются одни и те же, я отношу себя к тому кругу режиссеров и продюсеров, которые стараются все время расширять эту труппу. Я все время стараюсь искать каких-то новых людей.

— Что значит «быть в труппе Валерия Тодоровского»?

— Когда я говорю «труппа», я имею в виду, что, если артист однажды у меня снялся, значит, он уже свой, родной, даже если это было двадцать лет назад. В 1991 году, в своем первом большом фильме «Любовь», я снимал Евгения Миронова. Это была одна из самых первых его киноролей и, на мой взгляд, очень удачная. С тех пор я ни разу не снимал Женю ни в одном из своих фильмов и очень сильно из-за этого переживаю. У меня просто не было роли для него, потому что он большой артист и, чтобы его снимать, надо предложить ему что-то стоящее. Но тем не менее я считаю его человеком из своей труппы, потому что я его снимал и нас многое связывает. Конечно, я его позову, как только будет что-то интересное для него. Но я его снимал тридцать лет назад. Внимание, тридцать! Мне даже не верится, когда я произношу эту цифру. Я сам вроде не такой старый, но я снимал Женю тридцать лет назад и с тех пор ни разу этого не делал.

— Почему не случилось второго сезона у сериала «Оттепель»?

— Я хотел сделать второй сезон. Более того, у меня была придумана история для второго сезона, по-моему, очень хорошая, и уж точно не уступающая той, которую мы рассказывали в первом. Но я не смог собрать команду. Для того чтобы сделать второй сезон, для начала надо написать сценарий. Мои сценаристы к тому времени стали режиссерами и стали снимать свои проекты. А для того, чтобы написать хороший сценарий второго сезона, им бы пришлось год над ним просидеть. А они уже были к этому не готовы. Артисты стали мегазвездами. Их можно было бы собрать всех в определенное время, но в какой-то момент я почувствовал, что я начинаю биться об стенку, как будто мне это больше всех надо. А я как раз начинал разговор с того, что желание режиссера сильно определяет судьбу проекта, как это было с Попогребским, потому что он очень хотел. А я, наверное, не очень хотел второго сезона «Оттепели». Я хотел его сделать, но я не был готов пробивать стены головой ради этого. Тем более что у меня были и какие-то другие идеи. А так как у меня не было рядом такого продюсера-мотора, который взял бы на себе функции пробивания стен, то я в какой-то момент остался один и решил, что я на что-нибудь другое переключусь. Потом я пожалел об этом, но сейчас уже поздно говорить — прошло слишком много времени.

— И сериал «Оттепель», и сериал «Оптимисты» вызывают очень сильные аллюзии к сериалу «Безумцы» Мэттью Вайнера — насколько они уместны?

— Во-первых, я очень люблю этот фильм. Я очень хорошо знаю создателя этого фильма — Мэтта Вайнера. Это мой хороший американский товарищ — шоураннер, сценарист, режиссер. В свое время он меня на «Оттепель» вдохновил. Вдохновил буквально, он мне сказал: «Делай фильм про своего папу. А кем у тебя папа был — кинооператором молодым. Вот сделай про него фильм». Этот сериал заложил моду на ретро, на шестидесятые. Было сделано много фильмов, не только «Оттепель», но и в других странах тоже. На мой взгляд, это очень красивый, очень стильный, очень умный фильм для достаточно избранной аудитории: я знаю много людей, которые не могут его смотреть, потому что считают его скучным, но я его таковым не считаю.

— Насколько исторические сериалы, такие как «Оптимисты» и «Бомба», должны быть реалистичными — похожими на правду?

— Сериалы должны быть похожи на правду настолько, насколько это предполагает проект. Есть фильмы, где очень важна эта правда. А есть фильмы, где много фантазии и ты можешь делать стилизацию. Можно не на сто процентов эту правду показывать, но при этом создавать образ времени. Это вопрос стиля, задача продюсера и самого проекта. В «Бомбе» хотелось сделать правдиво. Мы обложились со всех сторон консультантами и материалами, буквально проверяли каждую фразу. И для меня было очень большой радостью и большим комплиментом, что профессионалы этот сериал приняли, я имею в виду именно ученых-физиков. Я с ними разговаривал, поэтому я смею это говорить. А можно было сделать сериал в стиле «Оптимистов», который, я напоминаю, не просто реалистичное кино про дипломатов, а шпионский триллер. Жанр всегда позволяет немного от правды отходить ради яркости и зрелищности действия.

— Как возникла идея экранизации романа «Обитель», что было первоочередным мотивом?

— Мы прочитали роман Захара Прилепина «Обитель». Мы — это режиссер Александр Велединский и Антон Златопольский. Нам показалось, что этот роман — большое литературное событие, что потом и подтвердилось многочисленными литературными премиями. И нам показалось, что есть шанс сделать большой фильм про Соловецкие лагеря, про Соловки. И когда есть выдающийся роман, есть выдающийся режиссер и есть телеканал, который готов это поддержать, то грех было не сделать этот сериал. Кроме того, там есть мощные человеческие истории, в том числе любовные, о том, как создавалось с нуля здание нового мира. Было потрачено несколько лет, очень много усилий, огромный труд съемочной группы, в первую очередь режиссера.

— Мог бы кто-то, кроме Велединского, снять это сериал? Или в этом случае было первично его желание?

— Первично все. И я первичен, и желание режиссера. Когда у тебя на столе лежит роман и ты хочешь сделать по нему фильм, может понадобиться несколько лет, чтобы найти режиссера, который сможет это экранизировать. Почему именно Саша Велединский? Это один из лучших режиссеров в нашей стране. Он мой большой друг. Он один из первых, кто этот роман прочитал, пришел с ним. И все совпало. Фильм — это всегда какое-то количество совпадений: сложилось так, что этот сценарий прочитал этот режиссер, а его увидел тот продюсер, а этот артист захотел в нем сниматься, потом явились люди, которые захотели это финансировать. А если в этих совпадениях будут слабые звенья, например слабый режиссер, то будет беда. Иногда уходит много времени на то, чтобы это все сложилось. История создания «Обители», как и «Оптимистов», — это история совпадения паззлов. Зритель может это полюбить или нет, но изначально в этих проектах заложена очень мощная основа: книга и сильный режиссер. И не просто книга, а с очень значительной, кровоточащей для нашей страны темой.

— Когда вы беретесь за те самые кровоточащие темы, как вы выбираете точку зрения, которой будете придерживаться в интерпретации исторических событий на экране?

— У человека эта точка зрения либо есть, либо ее нет. Причем эти точки зрения могут не совпадать у продюсера, у режиссера и у исполнителя главной роли. При том что фильм — это не точка зрения, это попытка рассказать человеческую историю, и если это исторический фильм, то это попытка рассказать историю в костюмах, а точка зрения должна быть сформирована у того, кто будет это смотреть, а мы должны максимально ярко, захватывающе, максимально эмоционально эту историю ему рассказать. У меня нет задачи навязать свою точку зрения. В фильме «Бомба» есть персонаж — Лаврентий Павлович Берия. Он там показан как один из крупных функционеров, которые занимались созданием атомной бомбы. И как только фильм вышел, нас сразу начали критиковать, что мы показали хорошего Берию. Но мы его показываем не хорошим и не плохим. Мы показываем его в том положении, в котором он находился относительно этой истории. Он был человеком, который рулил процессом создания бомбы, и мы таким его и показываем. Он при этом был кровавым палачом. Это общеизвестно. Но мы старались максимально дать понимание через других героев, через тот страх, который он им внушает, что он не просто, как у нас любят говорить, эффективный менеджер, но и то, что он очень страшный человек. Но мы не пытались при этом продвинуть какую-то концепцию. Берия просто персонаж второго плана. Это поразительно: мы могли показать его по локоть в крови, но у нас не было повода, потому что мы делали фильм не про это. Очень многое в исторических фильмах остается за кадром. И если действие происходит в 1947 году и ты не совсем маленький ребенок, ты должен понимать, что это за время. Если ты не понимаешь, что это за время, то невозможно в одном фильме все рассказать.

Во втором сезоне сериала «Оптимисты» играют Сергей Безруков, Елизавета Боярская, Анатолий Белый

Фото: из личного архива Валерия Тодоровского, «Россия-1»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вагоны поедут на своих Вагоны поедут на своих

Дефицит железнодорожных колес в России может смениться профицитом

Эксперт
«Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера «Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера

Почему футбольный клуб «Манчестер Сити» переживает самый глубокий кризис

Forbes
Пандемия, китайский фактор и суэцкий кризис Пандемия, китайский фактор и суэцкий кризис

Транспортный коллапс в Суэцком канале

Эксперт
«Голос поэта» «Голос поэта»

О проекте «Голос Поэта» прямо как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах

OK!
Вместо соли Вместо соли

В последнее время ценность соли в глазах человечества сильно упала

Наука и жизнь
Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов» Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов»

В театре завидовали: Кузнецов провинциал, а все снимается и снимается!

Караван историй
Холодный пуск Холодный пуск

Автопрому требуется кардинальная перезагрузка

Эксперт
8 заветных желаний 8 заветных желаний

Как же заставить силу воображения работать? Надо превратить мечты в планы

Лиза
Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей? Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей?

Разбираемся, в чем секрет игры Brawl Stars и стоит ли беспокоиться взрослым

Psychologies
Немое кино Немое кино

Истории, которых не было, но которые могли бы быть

Автопилот
Бесчеловечные хищники морских глубин Бесчеловечные хищники морских глубин

Автономные необитаемые подводные аппараты ВМС США

Обозрение армии и флота
В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века В турецкой пещере нашли практически целую корзину позднего бронзового века

Археологи обнаружили в турецкой пещере Инёню практически целую древнюю корзину

N+1
Астрономы впервые отыскали двойную звезду вблизи сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути Астрономы впервые отыскали двойную звезду вблизи сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути

Астрономы обнаружили двойную звездную систему вблизи черной дыры Стрелец А*

N+1
9 признаков того, что вы едите излишне много соли 9 признаков того, что вы едите излишне много соли

Что указывает на большое количество соли в организме, и как это исправить

ТехИнсайдер
Старость за работой Старость за работой

«Хаяо Миядзаки и птица»: идеальный комментарий к «Мальчику и птице»

Weekend
Назад к истокам: почему создатель соуса Mr. Yoshida's выкупил его назад у Heinz Назад к истокам: почему создатель соуса Mr. Yoshida's выкупил его назад у Heinz

Неожиданные повороты в истории соуса Mr. Yoshida's

Forbes
Слепая правота Слепая правота

Ни в чем не сомневающиеся герои и что с ними не так

Weekend
Болезнь начинается раньше, чем мы думаем: как узнать о деменции за годы до ее проявлений Болезнь начинается раньше, чем мы думаем: как узнать о деменции за годы до ее проявлений

4 симптома, которые могут с высокой вероятностью указать на развитие деменции

Psychologies
Дмитрий Чеботарев: «Мой персонаж не пыльный» Дмитрий Чеботарев: «Мой персонаж не пыльный»

Дмитрий Чеботарев рассказал о погружении в физику и секретных объектах

Grazia
Как подводить итоги года правильно: 5 пунктов, которые поднимут вашу самооценку и мотивируют на движение Как подводить итоги года правильно: 5 пунктов, которые поднимут вашу самооценку и мотивируют на движение

Итоги года: как сделать этот процесс наполняющим, а не разочаровывающим?

Psychologies
Водная палитра Водная палитра

Квартира с высокими потолками, огромными окнами и стилеобразующей панорамой

Идеи Вашего Дома
Границы ключ Границы ключ

Как далеко можно пускать к себе мужчину на разных этапах отношений?

VOICE
Игорь Тарасов. Я — Сноб: директор Национальной оперной премии «Онегин» Игорь Тарасов. Я — Сноб: директор Национальной оперной премии «Онегин»

Артист Игорь Тарасов — об отдыхе без музыки и примере, который подает ему сын

СНОБ
Ученые наконец-то поняли, почему от красного вина болит голова Ученые наконец-то поняли, почему от красного вина болит голова

Какие компоненты красного вина вызывают у нас головную боль?

ТехИнсайдер
Софья Володчинская: «Это чудо, которое случилось со мной больше года назад, продолжается до сих пор» Софья Володчинская: «Это чудо, которое случилось со мной больше года назад, продолжается до сих пор»

Меня начало воротить от театра и от актерской профессии — внутри была пустота

Коллекция. Караван историй
«Я не тороплюсь рассказывать, сколько мне лет»: как проявляется эйджизм при найме «Я не тороплюсь рассказывать, сколько мне лет»: как проявляется эйджизм при найме

Что такое «янгизм» и почему возраст сотрудника — не главное?

Forbes
Люди после трансплантации органов наследуют черты и воспоминания своих доноров Люди после трансплантации органов наследуют черты и воспоминания своих доноров

Сегодня область трансплантации органов отодвигает привычные нам рамки

ТехИнсайдер
Николай, Карачун, Трескунец: правдивая история Деда Мороза Николай, Карачун, Трескунец: правдивая история Деда Мороза

Прежде чем стать дедушкой в красной шубе, Дед Мороз проделал долгий путь

Правила жизни
По законам гостеприимства По законам гостеприимства

Солнечный интерьер, который встречает тепло и радостно

Идеи Вашего Дома
«Немного солнца в холодной воде» «Немного солнца в холодной воде»

Почему янтарь может стоить больше, чем бриллиант?

Зеркало Мира
Открыть в приложении