Шкафы выросли
Российский мебельный рынок оживился после многолетней стагнации. Основные драйверы — рост продаж ипотечного жилья, локализация европейских производств комплектующих для мебели, улучшение качества российской мебели и госзакупки
Мебельщики подвели итоги прошлого года: неожиданно, после нескольких лет стагнации, мебельная отрасль ожила и стала показывать позитивную динамику. По данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АМДПР), в 2018 году российские производители мебели увеличили выпуск продукции на 8% по сравнению с 2017 годом. В денежном выражении — со 175,6 до 189 млрд рублей. При этом продажи всей мебели на рынке выросли на 30% — с 370,3 до 477,5 млрд рублей. «Предварительные итоги 2018 года дают основания считать, что российский мебельный рынок начал восстанавливаться после кризиса 2015 года, когда он одномоментно просел почти на 15 процентов. Второй год подряд отечественные мебельные предприятия показывают устойчивую положительную динамику: растут и продажи, и объемы производства», — говорит Александр Шестаков, генеральный директор Первой мебельной фабрики, президент АМДПР.
Рост производства произошел в нескольких категориях мебели. Наибольший прирост показал сегмент кухонной мебели: ее производство увеличилось на 16,8%, до 32 млрд рублей; сегмент деревянной мебели для столовой и гостиной вырос на 12%, до 15,8 млрд рублей; выпуск офисной мебели — на 11%, до 31,4 млрд рублей. В разрезе товарных групп рост, по данным АМДПР, отмечен в трех сегментах. Производство шкафов увеличилось на 12%, до 8,22 млн штук: значительные темпы роста зафиксированы в Северо-Западном федеральном округе, где выпуск этого вида мебели вырос на 80%, и в Поволжье (15%). Предприятия этих двух регионов в общей сложности выпускают 80% всех шкафов, производимых в России. На 5%, до 2,24 млн единиц, увеличилось производство диванов и кушеток с деревянным каркасом. Здесь рекордсменами стали предприятия Приволжского федерального округа, нарастившие выпуск на 15%. По-прежнему наибольшее количество этой продукции производят заводы Центрального и Приволжского федеральных округов — на их долю пришлось 70% ассортимента.
Выпуск деревянных кроватей в целом по России за год вырос на 13%, до 1,79 млн штук. Основной объем производства обеспечили мебельные фабрики Поволжья: на их долю пришлось 80% всей выпущенной продукции. Однако наибольший рост показали предприятия Южного федерального округа, нарастившие выпуск кроватей на 60%. Наряду с кроватями больше выпустили и матрасов — 4,1 млн штук, рост на 30%.
Впрочем, рост производства наблюдался первые три квартала 2018 года, а данные за четвертый квартал и за первый квартал 2019-го не самые позитивные: мебельные компании отмечают, что сейчас роста нет и их основная задача — удержаться на уровне прошлого года. А для того, чтобы опять начался рост, должны заработать новые факторы, например законодательные — включение мебели в ипотечные кредиты и разработка регламентов безопасности на импортную мебель, значительная часть которой содержит формальдегиды. Если ограничить ее ввоз, освободится место для отечественных производителей.
Факторы роста
Толчком к росту производства мебели в прошлом году послужили несколько факторов. В первую очередь на мебельный рынок оказывает влияние рынок жилья и динамика спроса на новостройки, которая напрямую связана с доступностью ипотечных кредитов. В прошлом году спрос на новое жилье вырос практически во всех крупных городах страны (см. «Налетай, подорожало!», «Эксперт» № 21 за этот год). Правда, рост наблюдался в основном в первой половине прошлого года, а потом ипотечная ставка начала расти и спрос на жилье стал падать. По данным Центробанка, в начале 2019 года число выданных ипотечных кредитов снизилось на 5%. В этом году в связи с переходом застройщиков на эскроу-счета при реализации проектов строительства жилья ожидается дальнейший рост его стоимости и снижение предложения новостроек, что опосредованно приведет к снижению спроса на новую мебель.
Увеличению спроса на мебель способствовал еще один тренд на рынке недвижимости — растущий интерес покупателей к меблированному жилью. Хотя его доля составляет всего 3% от общего объема сделок на рынке жилья, ожидается, что в ближайшие несколько лет спрос на квартиры с меблировкой от застройщика будет расти: к 2020 году объем таких сделок может увеличиться до 5%. Сейчас меблированное жилье представлено в основном в экономсегменте, но производители мебели полагают, что в перспективе продажа и сдача в аренду квартир с мебелью могут стать актуальными и для среднего сегмента, как это принято в европейских странах.
Помимо этого с 2018 года начал действовать запрет на закупки импортной мебели для государственных нужд в рамках 44-ФЗ (он будет действовать до 2021 года). По данным компании «Гостендер», общий объем торгов составил 33,8 млрд рублей, то есть столько потратили на мебель отечественного производства российские госучреждения. Это довольно много, хотя на рынке мебели в целом мебели, закупаемой для государственных нужд, немного — по данным экспертов, 10–15%.
Развивать качество
«Сейчас в ассортименте отечественных предприятий представлено 80–85 процентов всего мебельного ассортимента на рынке», — рассказывает г-н Шестаков. По его словам, производители предлагают широкий ассортимент изделий для дома и офиса, при этом отмечается постепенное снижение рыночной доли небольших производителей, а лидирующие позиции на рынке занимают крупные игроки. Это «Кухни “Мария”», «Король диванов», «Аскона» (производитель матрасов), Первая мебельная фабрика, «Шатура», «Катюша», «8 Марта». Значительную долю на рынке также занимают розничные игроки вроде Ikea, Hoff, Leroy Merlin, которые одновременно являются и крупнейшими заказчиками мебели. Есть и небольшая ниша премиальных производителей дизайнерской мебели.
Несмотря на рост производства отечественной мебели, значительную долю на нашем рынке занимает импорт. По данным АМДПР, на долю мебели отечественного производства в общем объеме продаж пришлось 50,1%, на долю импортной мебели — 49,9%, причем реализация мебельной продукции, произведенной в странах дальнего зарубежья, в прошлом году увеличилась на 45%, со 144,6 до 210,7 млрд рублей. Крупнейшим импортером мебели в Россию в 2018 году стал Китай: на его долю пришлось 26,1% всей ввезенной продукции. Поставки из КНР выросли на 30% — с 327 млн долларов в 2017 году до 422 млн в 2018-м. В первую очередь речь идет о бюджетной мебели, которая активно продается в таких магазинах, как Ikea, Hoff, Leroy Merlin. Эти магазины берут на продажу и отечественную мебель, но по сравнению с импортной продукции наших производителей там немного. Это связано со спросом на бюджетную мебель: сейчас покупательский спрос стабильно смещается в экономсегмент, поэтому магазины стремятся предлагать совсем дешевую мебель. Российские же производители последние годы активно работают над повышением качества, чтобы и цена на их продукт была выше: «Договариваться нашим производителям о продажах в том же Leroy Merlin непросто: эти ребята борются за очень низкую цену на полке и, чтобы оставаться рентабельными, надо уметь работать с ними», — рассказывает Сергей Авдеев, генеральный директор мебельного концерна «Катюша» (мебель компании продается под брендом «Дятьково»). «Рынок перераспределяется за счет развития этих сильных розничных игроков, они оттянули на себя большую часть покупателей из сегмента “средний минус”», — говорит Сергей Радченко, владелец мебельной фабрики «Ангстрем».
Высокая конкуренция с иностранными игроками привела к тому, что отечественные производители начали вкладываться в улучшение качества своей продукции, прежде всего в дизайн и в развитие технологичности своих изделий. На первом этапе этому способствовало переоснащение производств и закупки иностранных комплектующих. «Мы закупаем только импортные комплектующие, в основном немецкие и австрийские. Такая мебель служит очень долго и даже через десять лет будет выглядеть прилично», — говорит Сергей Авдеев.
Дороговизна качественных импортных комплектующих и необходимость перехода на отечественные при производстве продукции для государственных нужд способствовали тому, что иностранные поставщики стали локализовать у нас свое производство: «Раньше у нас была проблема с древесными плитами для производства мебели. Сегодня все крупные европейские компании построили современные заводы по производству древесных плит в России, которые производят продукцию из отечественного дерева, поэтому ее стоимость получается ниже импортной», — говорит Александр Шестаков. Таким образом, большую часть комплектующих компании закупают в России, за исключением фурнитуры, но она подлежит беспошлинному ввозу (кроме выдвижных систем для ящиков). В итоге российские компании сегодня предлагают качественную мебель по более низким ценам, чем зарубежные.
Другое преимущество российских производителей — развитие технологичности мебели: функциональная мебель пользуется повышенным спросом со стороны заказчиков из транспортной отрасли, аэропортов и сектора HoReCa. Введенный в 2018 году запрет на закупки импортной мебели для государственных нужд в рамках 44-ФЗ освободил большую нишу для наших производителей: «Мы являемся лидером поставки мебели в транспортный сектор, вокзалы, аэропорты, метро. Раньше, например, в аэропорты ставили импортную мебель. У нас мебель становится более технологичной, мы должны учитывать оборудование, которое интегрируется в наши изделия, что позволяет нам создавать более дорогой продукт. У нас продажи уже третий год подряд растут на 20 процентов в год в денежном выражении», — говорит Дмитрий Обручев, владелец Ивановской мебельной фабрики.
Кроме того, компании делают и собственные разработки. На Ивановской мебельной фабрике разрабатывают новые материалы, которые отличают компанию от отечественных и иностранных производителей, например композитные материалы из бересты: «Мы создали композит, позволяющий производить уличную мебель, которую не нужно раз в два года перекрашивать», — говорит г-н Обручев. А, например, концерн «Катюша» делает ставку на дизайн: компания стремится самой первой выводить на рынок мебель нового дизайна. «Мы сами разрабатываем дизайн мебели, работаем с итальянцами и немцами. Все новое, что появляется на рынке, мы производим одни из первых», — говорит г-н Авдеев. Люди больше не покупают наборы мебели и пробуют обустраивать квартиру интерьерами из отдельных коллекций разных стилей. Поэтому производители стремятся делать много новых коллекций в год, использовать широкую цветовую гамму и предлагать разные стилевые направления в дизайне.
В итоге отечественная мебель стала интересна и зарубежным покупателям. По данным АМДПР, в 2018 году экспорт российской мебели составил 375 млн долларов (по курсу 63 руб./долл.) — по сравнению с 2017 годом он вырос на 27% (в 2017 году экспорт мебели составлял 294,1 млн долларов по курсу 58 руб./долл.). «Наша мебель, безусловно, интересна другим странам, так как в России обновляются мебельные предприятия, а благодаря ослаблению национальной валюты производство мебели в России становится более выгодным, чем в других странах», — рассказывает г-н Шестаков.
Один кредит на всё
Несмотря на позитивные изменения в отрасли в прошлом году, мебельщики не ожидают большого роста производства в дальнейшем, если не изменятся экономические условия. Для сохранения динамики роста нужно дальнейшее расширение рынков сбыта за счет таких решений, как включение мебели в ипотеку, принятие запретительных мер, чтобы на рынке не появлялась некачественная импортная мебель, расширение закупок со стороны госкомпаний.
В прошлом году по инициативе правительства РФ было решено включить в перечень критериев стандартного жилья наличие в нем деревянной встроенной мебели, а также разработать механизм приобретения недвижимости с такой мебелью с помощью ипотеки. Заниматься этим поручено Минстрою, Минпромторгу, Минэкономразвития и АО «Дом.РФ». Пока что вопрос находится на самой первой стадии рассмотрения, хотя мебельщики поднимают его уже не первый раз, считая, что включение стоимости мебели в сумму ипотечного кредита повысит спрос на их изделия на 20–40%. «Сегодня человек, который покупает квартиру, не хочет брать еще один кредит на мебель, для него это тяжелая финансовая нагрузка. Мы общаемся с нашими покупателями, и они хотели бы купить квартиру и мебель в ипотеку сразу», — говорит Сергей Радченко.
Впрочем, вариант с меблированным жильем подходит далеко не всем: во-первых, в ипотеку часто покупают жилье и на вторичном рынке, которое по цене ниже, чем новостройки, а во-вторых, многие покупатели новостроек хотят самостоятельно выбирать мебель, причем разных производителей.
Еще одним перспективным направлением для наших производителей может стать запрет на закупку иностранной мебели для госкомпаний. Общий объем торгов в рамках закупок госкомпаниями мебели в прошлом году составил 42,6 млрд рублей, это даже больше, чем по закупкам госучреждений. Пока у госкомпаний нет жестких обязательств закупать отечественную мебель, однако в перспективе такая мера могла бы существенно поддержать отечественную мебельную отрасль. Но в ближайший год запрет на эти закупки вводить не собираются.
Для роста отечественного производства может быть эффективной и разработка регламентов безопасности на дешевую импортную мебель. Российские производители считают, что китайская мебель продается по низким ценам за счет очень низкого качества: «У нас неправильный технический регламент на безопасность мебельной продукции, который никак не связан с европейскими стандартами. Поэтому на рынок попадает несертифицированные продукция из Китая, где много формальдегида, использование которого удешевляет мебель», — считает Александр Шестаков. Возможная мера борьбы с ним — введение новых стандартов безопасности.
На самом деле проблем две: с нашими стандартами безопасности и спецификой проверки продукции. Специалисты считают, что мебельной продукции, не соответствующей стандартам качества, на российском рынке до 40%. Основная проверка продукции проводится на содержание формальдегидов. По данным экспертов, наши стандарты по этому критерию очень жесткие и компании не могут их выдерживать. Тем не менее некачественная продукция поступает в Россию, и это связано с другой проблемой: лаборатории, которые проводят испытания мебельной и деревообрабатывающей продукции, не всегда могут обеспечить надлежащее качество исследований в силу широты профиля своей деятельности и неоднородности используемого оборудования для тестирования — многие из них аккредитованы под десятки технических регламентов. Поэтому некачественная мебель попадает на наш рынок, проходя поверхностную проверку. Для того чтобы проводилось специализированное исследование мебели на содержание формальдегидов, необходимы специализированные лаборатории. В 2017 году АМДПР совместно с производителями мебели планировала создать Национальный центр сертификации и стандартизации мебельной и деревообрабатывающей продукции. Создание такого центра оценивалось в 240 млн рублей при стоимости оборудования 3–4 млн долларов. Высокая стоимость оборудования связана с тем, что необходимо проводить проверку продукции из разного материала — как из цельного дерева, так и из плит ДСП или МДФ. По нашим сведениям, центр так и не был создан из-за нехватки финансирования, однако АМДПР считает, что в будущем он может появиться.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl