Троллейбус эффективнее и автобуса, и подавно электробуса

ЭкспертБизнес

Пока шумят провода

Группа специалистов транспортной отрасли настаивает: троллейбус эффективнее и автобуса, и подавно электробуса. И с результатами их расчетов трудно не согласиться

Александр Астапов

Александр Демьянчук/ТАСС

Десятого октября в Общественной палате прошла презентация аналитического отчета «Троллейбусный транспорт в России. Состояние и перспективы рынка». Авторы и докладчики — специалисты и руководители Российского университета транспорта (МИИТ), Международной ассоциации предприятий городского электротранспорта (МАП ГЭТ), петербургского Проектно-конструкторско-технологического института (ПКТИ) и консалтинговой компании Strategy Partners.

Россия по сей день самая троллейбусная страна в мире.

Суммарно протяженность троллейбусных маршрутов в 83 городах страны составляет 9000 километров. На них работают 7148 «рогатых». Но из них четверть старше 15 лет, а 468 машин, или 6% парка, — старше 30. Всего же из парка почти треть (2275 штук) — версии модели троллейбуса ЗиУ-9 образца 1972 года. При том что отечественными заводами освоено производство современных троллейбусов, в том числе с автономным ходом. Эти машины могут проехать участок без контактной сети длиной до 25 километров.

Стоит такая машина на треть больше «нормального» троллейбуса, поэтому используют их ограниченно на части маршрутов. Такая практика распространена, скажем, в Петербурге, где 9% троллейбусов — с автономным ходом. Тем не менее даже такие троллейбусные системы, по словам авторов доклада, эффективнее электробусов в среднем на 30%. Стоимость же эксплуатации троллейбусных систем относительно дизельных автобусов ниже на 1015%.

Проведенные авторами расчеты показывают, что на маршрутах с загруженностью до 350 пассажиров в час выгоднее автобус среднего класса, а до 100 — и вовсе малого. Свыше 2500 пассажиров в час требуют трамвайной линии — современной, выделенной, с двух-трехсекционной «матчастью». А вот в нише 3502500 пассажиров в час наиболее выгодными становятся троллейбусные линии. Таким образом, в городах с населением от 100 тыс. жителей электротранспортом должны перевозиться не менее 70% пассажиров.

И это при том, что троллейбусы в России дороги: цена машины с «удлинителем хода» — 35 млн рублей, «обычной» — до 27 млн, не в последнюю очередь по причине малосерийности, хотя это и меньше цены электробуса — 58 млн рублей.

Самый крупный производитель троллейбусов, ПК «Транспортные системы», в состоянии строить до 150 машин в год — крохи в сравнении с нынешними автобусными производствами. С продукцией которых, по идее, «рогатые» могли бы быть унифицированы по максимуму, как это заведено на европейских заводах, а в 1940-1950-е было и в СССР. Более того, с «поворотом на Восток» упрощается и процесс подбора комплектующих: китайцы давно увлечены электробусами, узлы шасси которых полностью идентичны троллейбусам.

Главная же причина непопулярности этого вида транспорта, по мнению авторов исследования, не дороговизна, а непонимание градоначальниками роли троллейбусов и трамваев в городской экосистеме. И потому власти на местах не идут на обновление этих систем, всего лишь давая им возможность доживать свой век, постепенно ветшая и приходя в упадок. Что в итоге заканчивается ликвидацией троллейбусного движения, как это происходит, к примеру, в Белгороде. При этом модернизация системы потребует инвестиций в размере 1,52 млрд рублей в контактную сеть и 5,5 млрд на полную замену подвижного состава. И это на миллиард меньше, нежели вложения в аналогичную автобусную систему.

Другой случай — Москва, где троллейбусная сеть ликвидирована в пользу электробусов под предлогами эстетического характера. Привели в пример и Липецк, где трамвай заместили троллейбусом для «расчистки» автомобильного движения… и спустя несколько лет перешли на автобусы.

Впрочем, есть и положительные примеры: восстановление маршрутов в Ростове-на-Дону, Чите и Альметьевске, линий Саратов — Энгельс и Махачкала — Каспийск, планируется развитие сети в Челябинске. За 20222024 годы ожидаются поставки более 400 новых троллейбусов. Но это единичные примеры, которых недостаточно как для развития троллейбусных транспортных систем, так и для производства этих машин. Даже для поддержания действующих систем нужно заменять не менее 570 троллейбусов в год, для замены подвижного состава со сверхнормативным сроком эксплуатации — от 750, а для выживания троллейбусных производителей, среди которых два расположены в Беларуси, — от 500 машин в год.

Исходя из этого, а также сугубо социальной роли общественного транспорта как замещающего личный не только «для бедных», но и в принципе с точки зрения общественной пользы, необходима государственная программа развития систем общественного транспорта. Авторы, и в первую очередь Александр Морозов, вице-президент МАП ГЭТ, настаивают на комплексном развитии систем тремя путями одновременно. Во-первых, нужен некий социальный стандарт обеспечения общественным транспортом (расстояния до остановок, интервалы движения, прокладка маршрутов). Во-вторых, перевод управления перевозчиками на брутто-контракты, когда стоимость услуг перевозчика не зависит от количества перевезенных пассажиров, что стимулирует его снижать затраты. А главное, необходима разработка и принятие на федеральном уровне методических указаний по разработке документов транспортного планирования, а также мер по контролю за их исполнением. Предлагается также не только техническая, но и нормативная унификация автобусов и троллейбусов — по нормам безопасности, должностным инструкциям и так далее, вплоть до водительских удостоверений и единой маршрутной сети.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Русский авиапром отвоевывает небо Русский авиапром отвоевывает небо

«Суперджет» и серьезный рывок на пути к обретению звания «российский самолет»

Эксперт
Джефф-громовержец Джефф-громовержец

«Каос»: woke-повестка по-древнегречески

Weekend
Нитрид галлия идет на смену кремнию Нитрид галлия идет на смену кремнию

Самый совершенный в мире транзистор создают ученые из России

Эксперт
В ожидании полярного сияния. О якутской драме «Чума» В ожидании полярного сияния. О якутской драме «Чума»

Какие темы поднимает фильм Дмитрия Давыдова «Чума»

СНОБ
Кофемания охватила крупнейшего ретейл Кофемания охватила крупнейшего ретейл

Розничная сеть «Магнит» запустила в Твери производство по обжарке и фасовке кофе

Эксперт
Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь

Аддитивные технологии обещают приспособить под производство идеальной обуви

Монокль
21 год сражений 21 год сражений

Северная война полностью изменила географию Балтийского региона

Дилетант
Фен-шуй для маленькой квартиры или студии: как создать гармоничное пространство Фен-шуй для маленькой квартиры или студии: как создать гармоничное пространство

Эти простые советы помогут тебе сделать пространство более гармоничным

VOICE
Госсовет: 22 года в архитектуре российской власти Госсовет: 22 года в архитектуре российской власти

Какую роль в системе российской власти играет Госсовет?

Эксперт
Последнее путешествие королевы: как прошли похороны Елизаветы II Последнее путешествие королевы: как прошли похороны Елизаветы II

Как проходила панихида по Елизавете II

Правила жизни
Возможно ли «цивилизационное равнодушие» России к «коллективному Западу»? Возможно ли «цивилизационное равнодушие» России к «коллективному Западу»?

Россия должна найти свой образ будущего, а не искать единства с Европой

Эксперт
Выбираем материнскую плату X99 для мощного, но недорогого компьютера Выбираем материнскую плату X99 для мощного, но недорогого компьютера

Лучшие материнские платы X99 для сборки достойного игрового ПК

CHIP
Что такое Германская Новая Медицина и чем она опасна: объяснение врача Что такое Германская Новая Медицина и чем она опасна: объяснение врача

Германская Новая Медицина — метод лечения, считающийся шарлатанством

Psychologies
«Скажи «лыба»: как появился и почему растет бизнес логопедов «Скажи «лыба»: как появился и почему растет бизнес логопедов

Как развивается логопедический бизнес в России?

Forbes
Баклажан Баклажан

Все о баклажанах: чем полезны, откуда произошли и что из них приготовить

Здоровье
«Под рекой»: история женщины, столкнувшейся со своим прошлым и детскими страхами «Под рекой»: история женщины, столкнувшейся со своим прошлым и детскими страхами

Глава из романа Аси Демишкевич «Под рекой»

Forbes
Накреативил и устал: что руководители думают о сотрудниках-зумерах Накреативил и устал: что руководители думают о сотрудниках-зумерах

Любовь и ненависть к зумерам: как менеджеры находят с ними общий язык?

Forbes
Эксперты назвали максимально надежные автомобили. Их продают в России Эксперты назвали максимально надежные автомобили. Их продают в России

Какие самые надежные новые и подержанные автомобили выделяют эксперты?

РБК
Опыт, который имел реальную цену: 3 бизнес-ошибки основательницы exeDrive Юлии Воликовой Опыт, который имел реальную цену: 3 бизнес-ошибки основательницы exeDrive Юлии Воликовой

Основательница exeDrive Юлия Воликова — о своих предпринимательских неудачах

Inc.
Семь симптомов диабета Семь симптомов диабета

На ранних стадиях диабет хорошо лечится, главное – не упустить время!

Здоровье
Названы 4 секрета вечной любви Названы 4 секрета вечной любви

Какие мысли и поступки помогут создать вечную любовь?

Psychologies
Что такое «коллапс модели», чем он угрожает развитию ИИ и человека Что такое «коллапс модели», чем он угрожает развитию ИИ и человека

Сегодня активно обсуждается «коллапс модели». Насколько это опасно?

ТехИнсайдер
От древнеримских вилл до дальнего космоса От древнеримских вилл до дальнего космоса

Как умами ученых и политиков овладела перспектива создания ядерного оружия

Наука и Техника
Наука, способная предсказывать: как математика помогает бороться с глобальным потеплением Наука, способная предсказывать: как математика помогает бороться с глобальным потеплением

Какую фундаментальную роль математика играет для технологического прогресса?

Inc.
Саранча толпится на улицах Саранча толпится на улицах

Для моделирования городских потоков можно использовать саранчу

Знание – сила
Искусство Искусство

Важнейшие арт-события года по версии RR

RR Люкс.Личности.Бизнес.
10 типов людей, которые всех бесят 10 типов людей, которые всех бесят

Разбираем типажи людей, поведение которых вводит нас в недоумение

Psychologies
Гастрономия Гастрономия

Лучшие шефы: признанные и начинающие. Места, куда всегда хочется вернуться

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Что почитать этой осенью: 5 научно-фантастических книг, которые должны быть в вашем plan to read Что почитать этой осенью: 5 научно-фантастических книг, которые должны быть в вашем plan to read

Подборка книг, которые помогут пробудить креатив и предположить, что нас ждет

ТехИнсайдер
Вера в чудеса Вера в чудеса

Аттракционы небольшого города, раскинувшегося на обоих берегах Волги, — Тутаева

Отдых в России
Открыть в приложении