Могущество Запада уперлось в потолок
Замысел стран-санкционеров запретить России экспортные поставки углеводородов по ценам, выше назначенных «большой семеркой» потолков, крайне трудно воплотить в жизнь
Старая английская шутка гласит, что джентльмен меняет правила, когда не может выиграть. Поведение США и их союзников в последнее время выглядит отличной иллюстрацией этого принципа. Можно вспомнить, как долго и с каким упрямством страны Запада продвигали приватизацию и рыночную организацию энергетического сектора во всем мире. Можно вспомнить европейскую Энергетическую хартию, которая должна была отдать углеводороды под власть «невидимой руки рынка». И вот вдруг западные элиты действуют как заправские комиссары в пыльных шлемах, с маузерами и революционной сознательностью.
В начале сентября страны G7 договорились установить предельные цены на российскую нефть, поставки по более высоким ценам будут запрещены. Ожидается, что лимит цен будет введен 5 декабря для нефти и 5 февраля 2023 года — для нефтепродуктов. Примечательно, что эти сроки синхронизированы с вступлением в силу принятого ЕС в мае эмбарго на морские поставки этих углеводородов из России. Ограничения разработаны для снижения доходов России и ее способности финансировать военные действия на Украине, а также для уменьшения их влияния на рост мировых цен на энергоносители, отмечается в совместном заявлении G7.
Конкретные отметки «предельных цен» официально не назывались. В начале июня звучали предложения установить лимит в половину текущей стоимости. По данным Bloomberg, обсуждались отметки 40–60 долларов за баррель.
С углем в ЕС не стали ограничиваться полумерами и со всей пролетарской решительностью 15 августа ввели эмбарго на поставки угля из России.
А вот с газом вышла заминка. Цены на газ также бьют исторические рекорды, и, само собой, классовое сознание западных элит не могло не поднять тему введения предельных цен на газ. Причем, важная оговорка, по газу речь идет о потолке цены для всех поставщиков в ЕС — а кроме России это еще и Норвегия, Алжир, Азербайджан.
Например, министр экологической модернизации и трансформации Италии Роберто Чинголани призывал установить предельную стоимость топлива во всем ЕС в размере 60–65% котировок TTF (на момент сдачи этого номера в печать — около 2000 долларов за тысячу кубометров).
Правда, на газовом рынке рисковать не решились. По состоянию на 16 сентября Еврокомиссия отказалась от идеи установки потолка цен на газ, так как не получила достаточной поддержки со стороны членов блока. Венгры и примкнувшие к ним обладатели здравого смысла закономерно испугались, что такой выверт может быть истрактован «Газпромом» как нарушение контрактных условий, а заменить российского газового гиганта грядущей зимой им попросту некем.
В свете большевистских практик коллективного Запада закономерно встает вопрос, не откажутся ли поставщики энергоресурсов работать на таких условиях. Такой риск действительно есть, ведь в современной экономике страны Запада уже не имеют былой экономической гегемонии. На страны G7 приходится всего 30% мировой экономики. А в силу раздутого сектора услуг реальная их доля в потреблении энергоресурсов еще меньше. Например, на страны ЕС по итогам 2021 года пришлось порядка 11% мирового потребления нефти.
Однако страны Запада контролируют значительную долю мирового танкерного флота и до 90% страхования морских перевозок, ключевой отрасли в морской транспортировке нефти и газа. Собственно, на это адепты идей «предельных цен» и уповают: не возить и не страховать энергоносители по ценам выше потолка.
Поставщики против
Надо ли говорить, что поставщики выступили против идей нерыночного ограничения цен на энергоносители.
По словам вице-премьера Александра Новака, Россия не будет поставлять нефть странам, которые поддержат лимит цен. Попытки вмешательства в рыночные механизмы в столь важной отрасли приведут к ее дестабилизации, они также угрожают всему нефтяному рынку, что может привести к катастрофе в сфере энергобезопасности всего мира.
«И за это в первую очередь заплатят потребители европейские, американские, которые уже сегодня платят высокие цены из-за тех дестабилизирующих факторов, которые они принимают. В частности, санкционные ограничения», — заявил Александр Новак.
Против нерыночного регулирования цен на энергоносители выступила Норвегия. Эта страна, будучи заметным экспортером газа (порядка 110 млрд кубометров в 2021 году), стала непосредственным выгодоприобретателем роста цен на него, за что подвергалась критике со стороны европейских стран-импортеров. Однако призывы «делиться надо!» официальный Осло не впечатлили.
Постоянный заместитель министра нефти и энергетики Норвегии Андреас Эриксен заявил, что установление предела цен на газ может привести к усугублению энергетического кризиса в Европе: «В первую очередь потому, что основная проблема в Европе на данный момент — нехватка энергоресурсов. И лимит на цены не решает ее. Напротив, он может усугубить кризис, что приведет к высокому спросу на рынке и введению различных мер нормирования, которых еще не было».
Иные экспортеры углеводородов также выступали с критикой идей «предельных цен».
Азия нам поможет
Во сколько обойдется России потенциальная остановка поставок углеводородов странам Запада?
По данным таможенной статистики, в 2021 году поставки нефти и нефтепродуктов из России в страны ЕС составили 36,7 млрд долларов, или 52% от общего объема российского нефтяного экспорта в денежном выражении. Экспорт газа из России в ЕС по итогам 2021 года составил 3,6 млрд долларов, или 41% всего экспорта.
Внушительные объемы. И их надо перераспределять. Что уже активно происходит.
Так, координатор Совета национальной безопасности США по стратегическим коммуникациям Джон Кирби заявил, что США озабочены сообщениями о росте поставок из России в Китай и Индию.
По данным таможенных органов, закупки российской нефти Китаем по состоянию на июнь выросли на 55% по сравнению с прошлым годом и достигли отметки 8,4 млн тонн, что в пересчете равняется 1,9 млн баррелей в сутки (при общем объеме добычи порядка 10 млн баррелей в сутки). То есть это пятая часть всей российской добычи.
Аналогичные процессы наблюдались и на маршрутах поставок в Индию. В мае–июне объем нефтяного импорта вырос на 15%, а в июле еще на 23%, подобравшись к показателю 950 тыс. баррелей в сутки. Россия стала ведущим (наряду с Ираком) поставщиком нефти в Индию, на нефтяном рынке которой еще в прошлом году наше присутствие было минимальным.