Бурное развитие электронной коммерции перемещается из столиц в провинцию

ЭкспертБизнес

На маркетплейс за эмоциями

Бурное развитие электронной коммерции перемещается из столиц в провинцию. Основными игроками на региональных рынках сегодня становятся федеральные маркетплейсы, перед которыми стоят сложные задачи по повышению эффективности бизнеса

Лина Калянина, Екатерина Новикова

Через пять лет до 30% розничных покупок будет проходить через маркетплейсы. Михаил Метцель/ТАСС

Российский рынок интернет-торговли — самая динамично растущая отрасль в стране. Число селлеров в этом году увеличилось втрое. Появилось невиданное количество сервисных услуг; наиболее популярная — услуга «одного окна», или «полный аутсорс», когда сервисные компании берут на себя все функции по реализации товара, освобождая от этой головной боли производителей и поставщиков. А основным способом привлечения покупателей стали коллаборации. Таковы основные итоги прошедшего на днях в Москве Международного форума электронной коммерции.

Вслед за людьми и дорогами

Онлайн-торговля непродовольственными товарами активно перемещается в регионы. Не проходит недели, чтобы наши ведущие маркетплейсы — Wildberries или Ozon — не сообщили об открытии очередного распределительного центра или пункта выдачи заказов в том или ином регионе. По данным АКИТ и Сбербанка, за первое полугодие 2022 года, основная доля заказов на рынке электронной коммерции сегодня приходится на Москву (20,59%), Московскую область (10,8%) и Санкт-Петербург (7,33%). Перспективными называют такие регионы, как Краснодарский край, Свердловскую, Ростовскую, Нижегородскую и Самарскую области, Красноярский край и Республику Татарстан.

Быстрее всего развивается торговля в Московской области. За январь-август 2022 года рынок e-com в Подмосковье вырос вдвое: доля продаж через интернет в общем объеме оборота розничной торговли региона составила 8,3% (для сравнения: в 2019 году — 4,7%). В структуре продаж преобладают крупные маркетплейсы, Wildberries и Ozon принадлежат 27 и 11% соответственно. За этот период количество объектов интернет-торговли в Подмосковье увеличилось на 340, из них 230 — пункты выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries и 86 — ПВЗ Ozon.

Рост рынка электронной коммерции в Подмосковье связан с увеличением строительства в регионе и развитием дорожной инфраструктуры. Ожидается, что в перспективе пяти лет прирост экономически активного населения составит от 50 до 70 тыс. человек по таким направлениям, как Горьковское, Новорязанское, Ярославское, Симферопольское. А новая ЦКАД, автомобильная магистраль общей протяженностью 336 километров, позволит активнее развивать логистику в регионе.

Еще одним перспективным рынком эксперты называют Казань — крупный город с хорошей инфраструктурой. Несмотря на то что ведущие маркетплейсы и там сохраняют лидерство, власти активно поддерживают локального игрока — «Казань-экспресс».

В свою очередь, федеральные участники интернет-рынка — Ozon, «Сбермаркет», СТД «Петрович» — уверяют, что не хотят конкурировать с локальными игроками, а напротив, создают площадки для сотрудничества. «Коллаборация равно развитие» — так они описывают перспективы партнерств внутри отрасли. Например, торговый центр «Рио» в Ивановской области, объединяющий в офлайне большое количество российских, узбекских и турецких производителей товаров легпрома, в этом году вошел в десятку лидеров по продажам на маркетплейсе Wildberries. Теперь «Рио» сам планирует стать федеральным маркетплейсом, на котором производители со всей страны смогут продавать свою продукцию.

Программы лояльности многих российских компаний теперь строятся на принципах развития партнерства и расширении пакета предлагаемых покупателям благ (скидок, подарков, кешбэка и т. п.). Например, недавно X5 Group запустила совместное с «Яндексом» продвижение и продажу подписок (программы лояльности). А «Сбермаркет» готов развивать сервисы доставки, сборки товаров и заниматься IT-решениями (онлайн-витрины, создание сайтов для ретейлеров и др.), однако не планирует создавать свой продуктовый бизнес, продолжая работать с крупными партнерами (Globus, Metro, «Ашан», «Магнит», «Лента» и др.), а также с региональным ретейлом.

Региональное распределение рынка интернет-торговли, топ-10

Издержки роста

Но основные страсти разгорелись вокруг маркетплейсов, где было сделано более половины всех онлайн-продаж. «Все туда хотят, все там будут» — так участники форума описывают перспективы развития интернет-площадок. По мнению экспертов, через пять лет на маркетплейсы будет приходиться порядка 30% всей розничной торговли.

Какие же проблемы в данной сфере сегодня могут считаться наиболее серьезными? Для продавцов — дикая конкуренция. Как попасть в верхние строчки в поисковой выдаче? Как поддерживать гибкое ценообразование и назначать конкурентную стоимость? Как вести рекламную политику, чтобы опередить конкурентов и вписаться в кампанию самого маркетплейса? Как сделать карточки товара привлекательными для покупателей? И главное, как рассчитать затраты, чтобы заработать на продажах?

Становится актуальным и выбор товара, поскольку с рынка ушло большое количество международных компаний — производителей и продавцов FMCG. Вероятно, в ближайшее время самой востребованной окажется категория «мебель и товары для дома», так как с рынка ушел очень важный игрок — IKEA. По словам амбассадора Ozon Лео Шевченко, в Wildberries выручка от продажи мебели в июне 2021 года составила 345 млн рублей, а в июле 2022-го уже 837 млн; в целом в этом году онлайн-спрос на мебель отечественных производителей вырос на 40%. Другие востребованные рыночные ниши — детская одежда и мебель, ювелирные украшения, средства личной гигиены, мужская обувь (с рынка ушли многие производители спортивной обуви, которую обычно предпочитают мужчины). По словам участников форума, с точки зрения развития товарных категорий на российском рынке никогда не было таких возможностей, как сейчас.

Перед маркетплейсами также встает целый ряд вопросов — помимо привлечения собственно инвестиций в развитие стационарной инфраструктуры и IT-обеспечения. Как не превратить онлайн-площадку в помойку или барахолку? Как не допустить сбыта контрафактного товара? Как мотивировать продавцов участвовать в ценовых акциях? Как поддержать поставщиков и дать им возможность раскрутиться и выйти на хорошие обороты, ведь маркетплейсы зарабатывают тогда, когда зарабатывают продавцы? Как получать прибыль от логистики, сервиса и рекламы? И наконец, как перейти от продуктового маркетинга к потребительскому, а затем к ценностному, как в офлайн-магазинах, — очевидно, что скоро покупатель и при интернет-шопинге будет ценить прежде всего эмоции и впечатления.

В ответ на подобные запросы появилось огромное количество всевозможных сервисов. Складские и логистические предприятия (например, «Почта России», складской оператор «Бета ПРО», компания СДЭК) начинают предлагать не только услуги по логистике, но и сервисы под ключ, обеспечивая представление продукта на маркетплейсе, его хранение и перевозку, проведение платежей, рекламу и т. д. Причем речь идет о продажах сразу на нескольких онлайн-площадках.

Рекламные компании также проявляют большую активность, обещая клиентам первые строчки в поисковых выдачах. И эта услуга становится востребованной: маркетинговые усилия отнимают у продавцов много времени и сил. К тому же интернет-площадки жестко отслеживают тех, кто занимается самовыкупом продукции (чем больше товаров продано, тем выше поднимается компания в поисковой выдаче на сайте маркетплейса), и вносят их в черный список. В итоге у селлеров остается только два пути продвижения: демпинг и внешняя и внутренняя реклама.

Компания Indeepa представила на форуме программу-репрайсер, автоматически меняющую стоимость товара (гибкое ценообразование) в зависимости от конкурентного окружения и условий работы маркетплейсов.

Профессиональные селлеры сегодня запускают собственные торговые марки, закупая продукты или размещая заказ на производство как внутри страны, так и за рубежом. Эксперт рынка электронной коммерции Юлиана Гордон прогнозирует, что через несколько лет в России появятся инвестиционные фонды, которые будут скупать наиболее успешные отечественные торговые марки на маркетплейсах, как это уже происходит на зарубежных рынках.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Желтые» и «синие» расходятся по разным углам «Желтые» и «синие» расходятся по разным углам

Сделка VK Group и «Яндекса» разделяет сферу влияния российских хайтек-гигантов

Эксперт
«Грустный, но полезный опыт»: как Лера Шулюмова открыла четыре ресторана в Москве «Грустный, но полезный опыт»: как Лера Шулюмова открыла четыре ресторана в Москве

Как исполнение мечты о собственном ресторане привело Леру Шулюмову в суд

Forbes
Готовится ли Тайвань к войне? Готовится ли Тайвань к войне?

Китаевед Андрей Дагаев — о том, как устроено тайваньское общество

Эксперт
Профицит свекловичных гранул Профицит свекловичных гранул

Внутреннему рынку грозит избыток жома

Агроинвестор
Битва за Пакистан Битва за Пакистан

Почему Имран Хан так и не смог удержать власть в Пакистане

Эксперт
От южных гор до северных морей От южных гор до северных морей

Как климатические изменения затронут жителей различных регионов России

РБК
Омниканальная мода Омниканальная мода

Российская индустрия моды стагнирует

Эксперт
Чем дальше в лес: на что способна косметика с грибами Чем дальше в лес: на что способна косметика с грибами

Самые полезные грибы и бьюти-средства на их основе

Правила жизни
Деньги идут на склад Деньги идут на склад

На что может рассчитывать инвестор в коммерческую недвижимость

Эксперт
С огоньком: короткие истории про зажигалки С огоньком: короткие истории про зажигалки

Буквально лет двадцать назад зажигалки носили с собой даже некурящие граждане

Maxim
Пролегомены к «философии нового порядка» Пролегомены к «философии нового порядка»

Книгу «Преображение гуманизма» должен был бы написать философ, но написал физик

Эксперт
5 увлекательных комиксов и графических романов 5 увлекательных комиксов и графических романов

Кто сказал, что комиксы и графические романы — только для детей и подростков?

Maxim
«Мой дом — моя крепость»: 4 совета архитектора для уютного пространства «Мой дом — моя крепость»: 4 совета архитектора для уютного пространства

Как обустроить ваше личное комфортное «гнездо»

Psychologies
Для чего нужна доверенность на автомобиль и как ее оформить Для чего нужна доверенность на автомобиль и как ее оформить

В каких случаях не обойтись без доверенности на автомобиль?

РБК
Большая перемена: зачем девелоперская группа «А101» занялась педагогическим дизайном Большая перемена: зачем девелоперская группа «А101» занялась педагогическим дизайном

Любой новый район Москвы должен быть обеспечен социальной инфраструктурой

Forbes
Хореограф Павел Глухов — о независимости, эмоциональном багаже и Генделе Хореограф Павел Глухов — о независимости, эмоциональном багаже и Генделе

Хореограф Павел Глухов — почему музыка важна для спектакля не меньше танца

РБК
Республика Корея Республика Корея

Интернет по паспорту, христианские секты и турбонационалисты-язычники

Правила жизни
Андрей Шаронов: «У России нет задачи отделиться от всего мира» Андрей Шаронов: «У России нет задачи отделиться от всего мира»

Почему ESG-повестка нужна в первую очередь именно жителям России?

РБК
«Я притягиваю неподходящих мужчин»: как разорвать порочный круг «Я притягиваю неподходящих мужчин»: как разорвать порочный круг

Вы привлекаете один и тот же тип мужчин, который вам категорически не подходит?

Psychologies
9 вещей, которые нельзя делать перед посещением врача 9 вещей, которые нельзя делать перед посещением врача

Чтобы результаты обследований были правильными, важно соблюдать правила

Лиза
«Нам надо поговорить»: 11 ловушек, которых стоит избегать в диалоге «Нам надо поговорить»: 11 ловушек, которых стоит избегать в диалоге

Как избежать наиболее распространенных подводных камней в общении?

Psychologies
Проблемы в семье: как пережить разлуку с родными, как объяснить перемены в жизни детям и как сейчас разговаривать с родственниками? Проблемы в семье: как пережить разлуку с родными, как объяснить перемены в жизни детям и как сейчас разговаривать с родственниками?

Как пережить проблемы в семье и не потерять себя?

Правила жизни
Георгий Эфрон. «Ни к городу и ни к селу — езжай, мой сын, в свою страну» Георгий Эфрон. «Ни к городу и ни к селу — езжай, мой сын, в свою страну»

Дневники Георгия Эфрона как отражение непростой жизни сына Марины Цветаевой

Караван историй
Как снизить нервозность у ребенка Как снизить нервозность у ребенка

Что делать, если ваш пятилетний ребенок заикается и грызет ногти?

СНОБ
Почему забота превращается в гиперопеку: 3 глубинные причины — проверьте себя Почему забота превращается в гиперопеку: 3 глубинные причины — проверьте себя

Как отличить опеку от заботы? Как научиться заботиться правильно?

Psychologies
«Многие из нас как будто мысленно живут где-то еще» «Многие из нас как будто мысленно живут где-то еще»

Игорь Поплаухин о своем фильме про Янку Дягилеву

Weekend
8 экспонатов выставки «Под маской Венеции» 8 экспонатов выставки «Под маской Венеции»

Гости выставки-приключения могли отправиться в Венецию XVIII века

Культура.РФ
Как растянуть шерстяную вещь, которая села после стирки: простое решение сложной проблемы Как растянуть шерстяную вещь, которая села после стирки: простое решение сложной проблемы

Что делать, если после стирки ваша шерстяная вещь стала меньше?

ТехИнсайдер
Продумать все варианты катастрофы: что стоит за страхами современного человека Продумать все варианты катастрофы: что стоит за страхами современного человека

Люди не всегда ощущали такую тревожность. Что это за голос звучит в голове?

Forbes
С тобой плохо, без тебя еще хуже С тобой плохо, без тебя еще хуже

Как распознать зависимые отношения и выбраться из них

Лиза
Открыть в приложении