Лермонтовский завиток
Среди обширной иконографии Михаила Юрьевича Лермонтова особую ценность представляют его прижизненные портреты. Какой из них больше похож на поэта, спорили ещё его современники. Да и сегодня вокруг некоторых произведений идут горячие дискуссии.
Высочайшим приказом 22 ноября 1834 года юнкер Михаил Лермонтов был произведён в чин корнета и выпущен в лейб-гвардии Гусарский полк. В Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где обучался поэт, этот приказ объявили 4 декабря. Надев новую форму, Лермонтов поспешил в свет, куда в прежнем юнкерском звании ему вход был запрещён два года. Встретив на балу свою студенческую любовь Екатерину Сушкову, поэт радостно сообщил: «Меня только на днях произвели в офицеры, я поспешил похвастаться перед вами моим гусарским мундиром и моими эполетами; они дают мне право танцевать с вами мазурку». Кто бы мог подумать, что через полтора века эти самые эполеты сыграют злую шутку с одним из портретов русского гения.
Однокашник поэта Александр Меринский вспоминал: «В конце 1834 года он был произведён в корнеты. Через несколько дней по производстве он уже щеголял в офицерской форме. Бабушка его Е. А. Арсеньева поручила тогда же одному из художников снять с Лермонтова портрет. Портрет этот, который я видел, был нарисован масляными красками в натуральную величину, по пояс. Лермонтов на портрете изображён в вицмундире (форма того времени) гвардейских гусар, в корнетских эполетах; в руках треугольная шляпа с белым султаном, какие тогда носили кавалеристы, с накинутой на левое плечо шинелью с бобровым воротником. На портрете этом, хотя Лермонтов был немного польщён, но выражение глаз и турнюра его схвачены были верно»
В дальнейшем портрет оказался в селе Неёловка Саратовской губернии у брата и наследника бабушки поэта Афанасия Алексеевича Столыпина. Здесь его увидел известный библиофил Михаил Лонгинов, записавший в 1865 году: «Это лучший из известных мне портретов Лермонтова; хотя он на нём и очень польщён, но ближе всех прочих передаёт общее выражение его физиономии (в хорошие его минуты), особенно его глаза, взгляд которых имел действительно нечто чарующее, fascinant, как говорится по-французски, несмотря на то что лицо поэта было очень некрасиво».
Лонгинов прямо указывал, что «оригинал писан масляными красками в натуральную величину художником Захаровым». Собиратель лермонтовского наследия Петр Ефремов также утверждал: «Оригинал был рисован художником Захаровым, масляными красками… вскоре по выходе Лермонтова из Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров».
Саратовский фотограф Антоний Муренко сделал с портрета снимок, по которому издатель Илья Глазунов заказал в Лейпциге гравюру. При этом в мастерской Брокгауза на эполетах Лермонтова вместо одной звёздочки изобразили три, соответствующие чину поручика, а также обкорнали шитьё на воротнике вицмундира. В таком виде портрет был приложен в 1865 году к изданию «Песни про… купца Калашникова» и стал известен публике как работа Захарова.