Саша Золотовицкий — о том, в чем разница между абсурдом и безумием в театре

ВедомостиРепортаж

Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол

Наталья Витвицкая
пт. 1.08.2025

Алексей Орлов / Ведомости

Саша Золотовицкий в свои 27 лет успел поставить спектакли в МХТ имени А. П. Чехова, Театре имени Вл. Маяковского, «Шаломе», РАМТе, Пространстве «Внутри». Его недавняя премьера – спектакль «Катарсис, или Крах всего святого» по одноименному тексту Дмитрия Пригова – вышла в Театре на Таганке. Золотовицкий принципиально не хочет пока называться «Александром» и упорно гнет свою линию в театре – выбирает редкие тексты и взрослые темы, сохраняя детский вайб в спектаклях, которые нравятся всем возрастным категориям. В интервью «Ведомостям» режиссер рассказал, как он выбирает тексты для своих постановок, почему все его герои – инфантилы и в чем разница между абсурдом и безумием в театре и жизни.

– Как родилась идея ставить «Катарсис, или Крах всего святого» Дмитрия Пригова в Театре на Таганке?

– Когда я учился в 11-м классе, я впервые прочитал стихи Пригова и он сразу вошел в пантеон моих кумиров, любимцев и ролевых моделей по жизни. Людей, на которых мне хочется быть похожим. Позже, учась в Школе-студии МХАТ у Дмитрия Владимировича Брусникина, я прочитал все приговские пьесы. Дмитрий Владимирович подкидывал нам множество пьес, хотел, чтобы мы с ними что-нибудь сделали. Пьесы все безумные абсолютно. Я их читал и думал: «Когда-нибудь я стану режиссером и что-нибудь такое поставлю». На третьем курсе мне попался «Катарсис», и я сразу понял – да-да-да, это она! Так что получается, что я достал эту пьесу из режиссерского портфеля. (Улыбается.) На дне этого портфеля она пролежала долго. Я всем ее предлагал, никто не соглашался. Что, кстати, часто бывает с моими любимыми текстами.

– Что конкретно в этом тексте Пригова ваше любимое? Что волнует или триггерит?

– Я, как истинный нарцисс и режиссер, пытаюсь нащупать свою тему и своего персонажа в пьесе, которую ставлю. В Пригове мне нравится глобально все. Но, вчитываясь именно в «Катарсис», я понял, что это мой тип героя. Я себя с ним ассоциирую. Неврастеничный, не очень здорово относящийся к искусству человек.

– Что значит «не очень здорово относящийся к искусству»?

– Пригов-персонаж одержим искусством, он не может без него. И мне кажется, Пригов-человек тоже. Меня очень зацепила его фраза о том, что он работает как атомный реактор, который нельзя останавливать. Ему все время нужно «производить» стихи. Иначе он взорвется, случится ядерная катастрофа. У меня самого сейчас закончился выпуск спектакля – как раз «Катарсиса», – и я в панике. Мне физически нехорошо, мой организм начинает задавать вопросы: «Что происходит, почему я не на репетиции сейчас?» Я чувствую в этом какую-то близость с Приговым. Он очень ироничен и самоироничен. И это его самоощущение очень мне близко. Я сейчас не про соизмеримость таланта, а именно про самоощущение.

– Вы делали что-то специально, чтобы приручить приговское безумие, лучше его понять?

– Приручить его точно невозможно. Так что нет, я просто с ним живу, много его читаю. Когда я ставил спектакль, у меня было чувство, что я три месяца живу с Приговым в одном доме. У нас был ритуал с ребятами: с какого-то момента мы начинали наши репетиции с того, что рандомно открывали книгу Дмитрия Александровича и рандомно выбирали строчку. Это было наше напутствие на день. У Пригова радикальная поэзия, такая провокативная даже – не в смысле формы, но содержания. Он очень часто уходит в очень грубые вещи. Но суть не в этом. А в том, что я работаю по заветам Олега Львовича Кудряшова, своего мастера в ГИТИСе, а он учил нас всегда делать research – слушать и читать интервью автора, которого ставишь, читать статьи о нем, вообще все, что есть. В этом смысле мне было чуть проще – Дмитрий Александрович наш современник и я мог «работать» с его прямой речью, голосом, мог нащупать его настоящего.

– Что вы в нем для себя открыли во время работы над спектаклем?

– Понял, что Пригов очень трагичная фигура. Я раньше этого не чувствовал. Думал, что он самодостаточный, всем средний палец показать может. А оказалось, он уязвимый, трепетный, чувствующий человек. Последние пять лет актуален спор между модернистами – «пост-» или «мета-». Пригов оказался катастрофическим «мета-». У него даже есть сборник «Новая искренность» (другое название метамодернизма. – «Ведомости»), написанный еще в 90-х. Тогда даже понятия такого не было.

«Я не работаю этюдным методом»

– Расскажите, как проходили репетиции.

– В какой-то момент я понял, что немножко загонял ребят, и Настя Захарова, которая играет Елизавету Никищихину (а это очень затратная роль: она все время кричит плюс у нас там идут постоянные повторы сцен, которые нужно оправдывать), пришла ко мне со словами: «Я больше не могу».

– Что вы делаете, когда актеры говорят вам, что больше не могут?

– «Настенька, надо. Завтра уже банкет». А вообще, наверное, как и многие коллеги, я считаю, что репетиция должна проходить весело. И я пытаюсь сделать так, чтобы было весело.

– На репетиции вы приходите с готовыми предложениями или придумываете спектакль вместе с актерами?

– Я не работаю этюдным методом. Всегда стараюсь что-то придумать заранее, принести на репетицию каркас, предложить рисунок. Но в любом случае без актеров не может ничего происходить. Это всегда синергия. У меня, как у настоящего зумера, «застольный» период длится три часа на первой репетиции, а дальше мы уже «на ногах». Но повторюсь, мне кажется, важно прийти с предложением, я не чувствую в себе ни веса, ни права говорить: «Идите домой, делайте этюды, потом мне покажете».

– Вы уже упоминали, что ваши любимые тексты театры редко соглашаются ставить. Это ваша принципиальная позиция – выбирать новую, малоизвестную, часто радикальную литературу. Вы боитесь классики?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Китайцам включили зеленый Китайцам включили зеленый

Китайским автопроизводителям упростили выход на российский рынок

Ведомости
От него мы впервые узнали об антропогенном потеплении От него мы впервые узнали об антропогенном потеплении

Михаил Будыко понял, что льды Арктики будут стремительно таять, еще 55 лет назад

Наука
Слово издателя Слово издателя

Культурный и социальный капитал определяет направление капитала финансового

СНОБ
Будет ли у России атомный авианосец? Будет ли у России атомный авианосец?

Каким будет облик российского авианосца будущего?

Наука и техника
Ксения Хаирова Ксения Хаирова

О Валентине Талызиной, актрисе поистине уникальной

Караван историй
Древние люди жили в Индонезии 1,5 миллиона лет назад Древние люди жили в Индонезии 1,5 миллиона лет назад

Ученые обнаружили на острове Сулавеси древнейшие каменные инструменты региона

ТехИнсайдер
С Ордой и молитвой С Ордой и молитвой

Православная церковь установила с Ордой собственные, довольно прочные отношения

Дилетант
За себя и за того хана За себя и за того хана

Иногда монголы помогали русским в их разборках с соседями...

Дилетант
Причудливая лилия кардиокринум Причудливая лилия кардиокринум

Что помогает садоводам-любителям выращивать редкий кардиокринум?

Наука и жизнь
Белеет робот одинокий Белеет робот одинокий

Какими будут МРТК, основой которых должны стать безэкипажные катера

Ведомости
Слушаю, босс! Слушаю, босс!

Фатальные ошибки в общении с руководством и советы по их исправлению

Лиза
Чем ты это сказала? Чем ты это сказала?

Кто говорит с нами из колонок?

Men Today
Cеребряное ожерелье Cеребряное ожерелье

3 проверенных маршрута по Серебряному ожерелью России

Лиза
Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы

Волонтерские программы в России: от Камчатки до Санкт-Петербурга

Forbes
Найден способ омолодить стареющие клетки мозга Найден способ омолодить стареющие клетки мозга

Обратить старость вспять реально, причем на это понадобится всего один день

ТехИнсайдер
Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Патрис Лумумба был одним из самых мужественных лидеров своего поколения

Знание – сила
Без паники Без паники

Как не дать гиперответственности превратить жизнь в постоянный стресс

Лиза
Пушки или масло Пушки или масло

Как технологии двойного назначения помогли послевоенной конверсии

Эксперт
Почему в некоторых озерах вода розового цвета? Почему в некоторых озерах вода розового цвета?

Почему по всему миру можно найти розовые озера?

ТехИнсайдер
Цвет жизни Цвет жизни

Оттенки зеленого в интерьере: правила оформления и удачные сочетания

Лиза
Правильное утро Правильное утро

Секреты завтрака на диете

Лиза
Реинкарнация под запретом Реинкарнация под запретом

Какие киножанры больше всего любят вьетнамцы и кто контролирует прокат страны

СНОБ
По законам моды По законам моды

Почему предпочтения в одежде так сильно меняются из поколения в поколение?

Вокруг света
Куда «ветер примчал нас» Куда «ветер примчал нас»

Экипаж парусной яхты «Ойкумена» движется по Эгейскому морю к мысу Малея

Дилетант
Где дружба — система, а помощь — профессия! Где дружба — система, а помощь — профессия!

Зачем успешным людям идти в благотворительность?

Men Today
Цветовые ошибки: как один оттенок способен испортить весь интерьер Цветовые ошибки: как один оттенок способен испортить весь интерьер

Какие ошибки в выборе цвета стен способны испортить весь интерьер?

VOICE
Скрытая углеводная нагрузка: так ли полезны «здоровые» сладости и что нам не договаривают маркетологи Скрытая углеводная нагрузка: так ли полезны «здоровые» сладости и что нам не договаривают маркетологи

На что обратить внимание в составе «здоровых перекусов»

ТехИнсайдер
Это все ваше воспитание Это все ваше воспитание

С какого возраста начать прививать детям хорошие манеры и этикет

Grazia
На своем маршруте На своем маршруте

Не я выбрала профессию, а она – меня

Лиза
Бактерию обвинили в гибели миллиардов морских звезд у западного побережья Северной Америки Бактерию обвинили в гибели миллиардов морских звезд у западного побережья Северной Америки

Биологи выяснили, что было возбудителем истощающей болезни морских звезд

N+1
Открыть в приложении