Больше чем муза Ницше и ученица Фрейда: как Лу Саломе стала влиятельным философом
Имя Луизы Саломе зачастую ассоциируется с такими известными личностями, как Пауль Ре, Фридрих Ницше, Райнер Мария Рильке и Зигмунд Фрейд, в жизни которых она оставила след. Однако Луиза прославилась и благодаря ее собственным успехам. Ее книга «Эротика» стала настоящим бестселлером, а сама она уже в 50-летнем возрасте настолько увлеклась психоанализом, что стала одной из первых женщин, практиковавших его. Forbes Woman рассказывает историю Луизы Саломе.
Страсть к познанию
Луиза фон Саломе, или же, как ее называли в семье, просто Леля, родилась в Петербурге в 1861 году в доме генерала Густава фон Саломе и его жены Луизы — дочь назвали в честь матери. Она была шестым и самым младшим ребенком в семье, но от недостатка внимания единственная сестра пятерых братьев и долгожданная дочка отца не страдала. С матерью же отношения были натянутыми. Возможно, это повлияло на то, что в будущем Луиза предпочитала мужскую компанию.
Отец был для нее непререкаемым авторитетом, а братья помогли научиться выстраивать диалог с мужчинами: «Братская сплоченность мужчин в нашем семейном кругу для меня как самой младшей и единственной сестренки столь убедительным образом запечатлелась в памяти, что с тех давних пор она, как бы излучая, переносилась в моем сознании на всех мужчин мира; когда я раньше или позже их где бы то ни было встречала, мне всегда казалось, что в каждом из них скрыт один из братьев».
Училась Лу в маленькой частной английской школе, а дома говорила преимущественно на немецком и французском. Кроме русских нянек в доме прислуживали немцы, эстонцы и татары. Позже такое смешение культур позволило Саломе легко адаптироваться в европейском обществе. При этом попытки генерала Саломе привить дочери любовь ко всему русскому оказались тщетны — девочка плохо говорила на языке страны, в которой жила. Уже взрослую Луизу в Европе считали русской, однако для соотечественников, несмотря на возникшее у нее горячее желание наверстать упущенное и получше узнать Россию, она была иностранкой.
Учеба продлилась недолго. На том, чтобы оставить школу, настоял отец, сказав: «Школьное принуждение тебе ни к чему». Но это не стало последним этапом в образовании Луизы. Девочку тянуло к знаниям, и вскоре она стала самостоятельно учиться дома, а потом, ради больного отца, посещать занятия при евангелически-реформаторской церкви. Их проводил пастор Дальтон, с которым диалог у 16-летней девушки, почти утратившей веру в Бога, сразу же не задался. В конце концов Саломе отказалась от конфирмации (обряд первого причастия в подтверждение веры) и даже примкнула к противнику Дальтона — голландскому пастору Хендрику Гийо, который был домашним учителем детей детей Александра II.
Однажды, услышав его проповедь, она написала ему письмо, начинающееся со слов: «…Вам пишет, господин пастор, семнадцатилетняя девушка, которая одинока в своей семье и среди своего окружения, — одинока в том смысле, что никто не разделяет ее взглядов, не говоря уже о тяге к серьезным глубоким познаниям». Пастор ответил на письмо, они встретились — с того момента Лу погрузилась в учебу. Истории религий, философия, метафизика, теория познания, голландский язык, французская литература — нагрузка была настолько тяжелой, что девушке не раз становилось плохо, вплоть до потери сознания.
О занятиях дочери родители ничего не знали, но смерть отца Луизы подтолкнула пастора рассказать обо всем ее матери. К сожалению девушки, вместо того, чтобы просто доложить о состоянии дел, он неожиданно для всех высказал желание жениться на ней. При том, что сам был женат и имел двоих детей, возраста его ученицы. Юная Саломе, у которой даже в мыслях не было, что все обернется таким образом, отказала учителю. Чувства, которые наполняли ее в тот момент, она описала в своих мемуарах: «Неожиданно все, перед чем я преклонялась, выпало из моего сердца и оставило мои чувства: оно стало чем-то чужеродным. Это нечто вдруг предъявило собственные требования: оно хотело обесценить все мои попытки стать собой». После разговора девушка решила оставить учебу с Гийо и начала готовиться к переезду за границу.