Библиотеки античности
Первые библиотеки человечества – храмы Муз, хранители знаний и древнейших литературных произведений. Какова их судьба? Что значили они для людей того времени и что значат их утерянные сокровища для нас? Об этом – статья специалиста по античной литературе Любови Борисовны Сумм.
Античная литература, для нас исток и первоначало, в том мире, где она возникла, была новичком, чуть ли не выскочкой. Гомера помещают в девятый-восьмой века до н. э., запись поэм состоялась во второй половине VI века до н. э. – «только что», если сравнить с египетскими папирусами или с глиняными табличками слоговой шумерской письменности третьего тысячелетия до н. э. В такой же глубокой древности возникают и библиотеки – храмовые, государственные, возможно, и частные. Так что первооткрывателями тут эллины вовсе не были, просто удачно сошлись в их руках два основных инструмента – алфавитное письмо (за которое они благодарили финикийцев) и папирус, именуемый финикийским же именем «библ» – отсюда и «Библия», и «библиотека».
Как техническое новшество, письменность могла вызывать и подозрение: инвектива Платона против книг, которые-де приучают полагаться на внешние средства и тем самым ослабляют память и способность самостоятельно мыслить, напоминает современные возражения против гаджетов. С другой стороны, новизна привлекательна, и в греческой драме, разыгрываемой перед поголовно грамотными гражданами Афин, возникали сцены с побуквенным чтением или изображением букв элементами балета. В конце V века до н. э. Аристофан может позволить себе в комедии сопоставление стиля Эсхила и Еврипида, ибо уверен, что среди зрителей «каждый с книжкою под мышкой». Греческая классика, невероятный расцвет Афин V—IV веков до н. э., в значительной мере питается энергией открытия: Мы все можем читать! мы все можем писать! И сам Платон оставил потомкам больше текстов, чем любой автор до него.
Это-то преимущество книг – пережить автора, говорить с теми, кто будет жить в последующих веках, – Платон сознавал. Сознавали и греки , то есть увидели необходимость зафиксировать хранившееся прежде устно. Да, несколько веков передавали Гомера изустно, сложился профессиональный клан исполнителей-рапсодов, люди знали Гомера со слуха наизусть, и это, несомненно, определенным образом выстраивало их интеллект и способствовало формированию единой культуры. Однако не зря же возникла поговорка «были и до Гомера поэты»: эллины догадывались, что часть устного эпоса, а также и лирики, они успели потерять.
В конце VI века до н. э. в Афинах была осуществлена масштабная издательская программа: песни Гомера были записаны, сверены версии, вычеркнуты недостоверные строки, выстроена последовательность. В таком виде «Илиада» и «Одиссея» хранились в афинском архиве и предлагались для нужд школ. Так начинается греческая библиотека – с записи давно бытовавшего устно текста, с пусть еще неумелой, но филологической работы, для нужд города и школ.
За V век до н. э. гомеровские списки распространились по всему эллинскому миру. Записывали свои произведения и греческие драматурги, и не только для того, чтобы разучивать с актерами и хором, но и для вечного хранения в городском архиве. К текстам драм добавлялись дидаскалии – краткое содержание, год постановки, какое место в состязании трех драматургов заняла пьеса. Это прообраз аннотаций и других «текстов к текстам», начало издательской и библиографической работы.
До такого активного использования письменности, то есть до рубежа VI—V веков до н. э., существует лишь поэзия – она гораздо легче запоминается и может выжить устно. И отчасти Платон прав в том, что поэзия обладает множеством мнемотехнических приемов, которые не только способствуют запоминанию конкретного текста, но и развивают собственный инструментарий памяти у каждого слушатели. Греки чтили поэтическое слово именно в устной форме – трепета перед писанной книгой у них так и не возникло, а уж тем более желания объявить ее священной. Возможно, именно пристрастие к устному слову способствовало тому усовершенствованию, которое греки внесли в алфавит: приняли алфавит от финикийцев консонантным