Снимите белое пальто: чем опасны хорошие люди и как не попасть в ловушку спасателя
Спасатели любят проблемы, потому что умеют их решать. Но часто забывают, что за проблемами есть живые люди. Как избежать соблазна быть героем за счет других и в чем разница между сочувствием и эмпатией — в отрывке из книги эксперта по психологии «хорошего человека» Долли Чуг «Снимите белое пальто. Что заставляет хороших людей самоутверждаться за счет окружающих и как этому противостоять».
Социальный психолог и профессор кафедры менеджмента школы бизнеса Стерна Нью-Йоркского университета Долли Чуг считает, что хорошие люди переоценены, и гораздо правильнее стремиться к тому, чтобы быть «хорошеватым» (goodish). Под последним она имеет в виду человека, который осознает все свои несовершенства, не пытается казаться идеальным за счет других, а стремится поступать как можно лучше и по мере сил повышать свой моральный уровень.
«Хорошие» же люди в рамках этой концепции — это те, кто внутренне убеждены, что они абсолютно прекрасны во всех отношениях и находятся на недосягаемой моральной высоте.
Даже самые хорошие люди иногда поступают «плохо», говорит Долли Чуг, но если чужие промахи мы легко замечаем, то свои собственные часто игнорируем, пребывая в иллюзии, что всегда ведем себя идеально, этично и непредвзято. В Школе бизнеса Стерна Чуг с коллегами больше 20 лет ведет исследования того, что она называет «психологией хороших людей», в частности, изучает нарративы о собственной идентичности.
В 2018 году она прославилась, произнеся революционную речь на TED Talk о том, как научиться признавать ошибки и становиться лучше, вместо того, чтобы быть «хорошим». Видео с этой лекцией набрало больше 5 млн просмотров, а вышедшая чуть позже книга рассказывает о тех же этических проблемах более подробно.
Книга Долли Чуг «Снимите белое пальто. Что заставляет хороших людей самоутверждаться за счет окружающих и как этому противостоять» выходит на русском языке в июле в издательстве «Бомбора». Forbes публикует отрывок.
Разные степени человечности
Первый шаг к тому, чтобы почувствовать связь с другим человеком — определить, кто человек, а кто — нет. Используя исследования МРТ, нейробиолог Джейсон Митчелл с коллегами каталогизировали автоматические процессы, которые использует наш мозг, чтобы различать людей и объекты. Если результат «человек», мозг идет дальше, определяя, насколько он «человечен».
Даже среди человеческих лиц мы выделяем некоторые как менее человечные, чем остальные, используя процесс, который психолог Катрина Финчер и ее соавторы называют «обесчеловечивание восприятия». В целом это различие между тем, чтобы увидеть лицо супруга или незнакомого бездомного. Обоих мы воспринимаем как людей, но мы можем не увидеть всю человечность за лицом бездомного. Мы с меньшей вероятностью посочувствуем его страданиям так же, как кому-то, кого мы идентифицируем как более близкого.
Финчер с коллегами отследили эту разницу вплоть до визуального восприятия. Они начали с того, как мы обычно смотрим на чье-то лицо, например, дома или на работе. В обычном случае мы видим лицо, и [подсознание] подключает мега-установку для общей обработки визуальных данных. Этот процесс позволяет нам отличать друг от друга тысячи лиц, даже если их обладатели меняют прическу или стареют. Мы узнаем микродвижения лицевых мышц и понимаем, какие из них сигнализируют о гневе, удивлении, испуге. Мы отслеживаем направление чужого взгляда с точностью, позволяющей определить отклонение фокуса на 1,3 градуса. И делаем все это быстрее, чем вы читаете это предложение.
Однако мы применяем это целостное мастерство обработки не к каждому. С большей вероятностью этот процесс запускается, когда мы воспринимаем человека как личность. Если не думать о нем как о личности или воспринять как угрозу, визуальное восприятие заработает иначе. Вместо общего анализа, позволяющего заметить малейшие нюансы, мы полагаемся на более фрагментарную обработку лиц. Мы видим черты лица — нос и глаза — как отдельные визуальные стимулы, а не часть целого. В результате когнитивный процесс определения мыслей, эмоций и мотивов этого трехмерного человеческого существа не включается. Мы буквально воспринимаем бездомного незнакомца меньше человеком.
Психологи считают, что обесчеловечивание восприятия играет функциональную роль в ситуации нужды и конкуренции. Когда нужно с кем-то бороться за ограниченное количество пищи, очень полезно не беспокоиться о его или ее человечности. Возможно, что утилитарная функция обесчеловечивания даже шире этого конкурентного контекста. Например, мы «кодируем» людей более низкого социального класса или другой расы, или тех, кто не входит в нашу группу (даже одной с нами расы) как менее человечных. Такие лица мы с большей вероятностью будем судить и наказывать. Обесчеловечивая кого-нибудь, мы более склонны причинять им боль и менее вероятно этим обеспокоимся. Психологически нам легче изолировать и наказывать их.