Психолог Юлия Дердо: Я по пальцам одной руки могу пересчитать семьи, которые бы не столкнулись с изменой
Системный психотерапевт, сертифицированный семейный коуч Юлия Дердо рассказала «Снобу», нужно ли прощать измену, что такое «хорошие ночные отношения» и в каком случае спасать брак не имеет смысла
Интерес к психологии — общемировой тренд. В 2023 году число обращений к специалистам выросло на 60%. С чем связан этот повышенный интерес?
Человеку важно во что-то верить — так устроена психика. Несколько сотен лет мы жили, опираясь на внешние опоры и смыслы. Сначала люди верили в Бога и могли отдать жизнь за веру. Она помогала выжить в концлагерях. В ХХ веке люди стали менее религиозными, но продолжали искать опору, принадлежность к чему-то большему вовне, например, строили коммунизм.
В перестроечные годы появилась «американская» мечта: заработать денег, купить «Бентли» или кольцо от Тиффани. Но, получив это, люди поняли, что счастья больше не стало и оно вообще не зависит от внешних атрибутов успеха. Разочаровавшись во внешних опорах, мы начали искать опоры внутри себя.
Мы — поколение без корней. И не можем верить в то, во что верили наши дедушки и бабушки: они жили в другой стране с иной идеологией. Не получается у нас и опираться на те смыслы, на которые опирались наши родители: они не жили в диджитал-мире. Глубинную связь с религией мы тоже утратили. Поэтому люди и ищут связь с собой и своей душой.
Развитию психологии способствовало государство, которое стало признавать результаты психотерапии. В Москве появились многочисленные бесплатные психологические службы, люди стали больше доверять таким специалистам.
В июне вы стали одним из экспертов шоу «Клиника счастья. Реалити», которое выходит в онлайн-кинотеатре KION. Вместе с эндокринологом и сексологом вы помогаете семейным парам решать проблемы. Часто ли за ними скрываются детские травмы?
Детские травмы часто тянутся за людьми во взрослую жизнь. В одном из выпусков шоу у нас была пара, где девушка постоянно ревновала своего мужчину, ей не хватало его внимания. В процессе терапии мы выяснили, что на самом деле за этим скрывается страх одиночества: моя клиентка рано потеряла маму и неосознанно ждала, что партнер ее заменит.
Однажды ко мне на терапию приходила семейная пара. У них были дети, любовь, но женщина постоянно считала деньги мужа. Во время сессий мы выяснили, что дедушка этой женщины забрал у бабушки все деньги и она умерла в нищете в доме для престарелых. Этот страх передался через поколения моей клиентке. Она поняла, что потерю денег она воспринимает как угрозу жизни, но за все годы брака муж ее ни разу не подводил. Женщина увидела, что ее претензии необоснованны. Семью спасли, хотя там чуть ли не до развода дошло.
Существует ли «запрограммированность» в выборе партнера? Например, девушки тянутся к молодым людям, похожим на отца…
В психологии нет законов, но есть закономерности. По большому счету мы можем только предполагать наибольшую вероятность. Не зря психологи уходят в детство или используют семейные структуры. Мы в чем-то запрограммированы, но не все так прямолинейно. Если у женщины прадедушка погиб в Первую мировую, дедушка — во Вторую, а папа ушел к любовнице, в жизни этой женщины феноменальным образом может появиться так называемый «отсутствующий» мужчина. И с большой вероятностью это может быть или алкоголик, или трудоголик, или иностранец, или человек, впадающий в депрессию на полгода — в общем, он будет подолгу отсутствовать по тем или иным причинам. Я, как психолог, помогаю заметить такие паттерны и их изменить.
С какими проблемами семейные пары обращаются к вам чаще всего?
Проблемы супругов всегда звучат одинаково: «Мы друг друга не понимаем», «Мы не можем друг с другом договориться» или «Нам не о чем разговаривать». Но это не так — мы все говорим на одном языке. Чаще всего такая фраза означает, что один партнер просто не делает то, что хочет другой, или не считается с ним, или обижается на него.
Моих пациентов я делю на три категории. В первую входят те, кто хотят договориться, но не могут. Вторая категория — это когда только один человек в паре готов работать над отношениями. Третий вариант — когда люди уже не хотят спасать семью и приходят на сессии «для галочки». Эти клиенты самые сложные для специалиста.