Не игнорировать чужой опыт: кто такие «белые феминистки» и за что их критикуют
Некоторые феминистки закрывают глаза на проблемы, с которыми сталкиваются представительницы других классов и рас, и фокусируются исключительно на борьбе белых женщин за свои права, — за это их окрестили «белыми феминистками». Обычно этот термин используют как уничижительный ярлык. Forbes Woman рассказывает, за что с XIX века и по сегодняшний день критикуют белый феминизм и есть ли он в России.
Как появился белый феминизм
В 1848 году в американском городе Сенека-Фоллз прошел съезд, на котором активистка Элизабет Кэди Стэнтон выступила со знаменитой Декларацией чувств, в которой писала о неравенстве и призывала к предоставлению избирательного права женщинам. Движение суфражисток — женщин, требовавших права голоса, — организовали образованные белые женщины среднего класса и, конечно, в первую очередь они сосредоточились на вопросах, касавшихся их самих. Автор книги «Белый феминизм» Коа Бек пишет, что белые феминистки стремились разделить власть с мужчинами, при этом проигнорировав интересы темнокожих женщин, которые призывали к созданию более инклюзивного феминистского движения.
В 1866 году небелые активистки вместе с белыми Элизабет Стэнтон и Сьюзан Энтони основали Американскую ассоциацию равных прав, главной задачей которой было обеспечение права голоса женщинам вне зависимости от цвета их кожи. Однако члены ассоциации вскоре начали конфликтовать, потому что не сходились во взглядах на общую борьбу. В 1866 году темнокожая активистка Эллин Уоткинс Харпер выступила с речью на Национальном съезде по правам женщин и раскритиковала белый феминизм за расовое угнетение: «Я говорю вам, что если и есть какой-то класс людей, которых нужно избавить от их легкомыслия и эгоизма, то это белые женщины Америки», — заключила Харпер.
Белые суфражистки часто не поддерживали темнокожих девушек. Например, англичанка Миллисент Фосетт была возмущена тем, что женщины из племени маори в британских колониях могли голосовать, в то время как у представительниц британского светского общества этого права не было.
Когда в 1920 году была принята 19 поправка к Конституции США, гарантирующая активное избирательное право для женщин, миллионы афроамериканок все равно на протяжении десятилетий оставались отстраненными от голосования. Поправка не отменила законы штатов, которые не позволяли небелым американцам участвовать в выборах, если они не заплатили специальный налог или не прошли тест на грамотность. Чтобы изменить ситуацию, темнокожая суфражистка Мэри Черч Террил попросила помощи у белых феминисток, на что они ей ответили, что отсутствие у темнокожих женщин гражданских прав является расовой проблемой, а не гендерной, и выходит за рамки требований движения.
Во время второй волны феминизма (1960-е–80-е) активистки из Латинской Америки критиковали европейский феминизм за отсутствие инклюзивности и господствующее положение белых женщин по отношению к женщинам глобального Юга (Индия, Китай, Бразилия, Мексика, страны Африки и другие регионы). В то время белые феминистки говорили о проблеме сексуализированного насилия, выступали за право на карьеру и сексуальную свободу. Коа Бек писала, что в 1960-х ведущая американская белая феминистская организация NOW (National Organization for Women) не принимала к себе женщин с низким доходом, тем самым только подкрепляя неравенство.