Правила игры
Неумолимая статистика свидетельствует о том, что в последние годы дети чаще погибают именно в качестве пассажиров. Как изменить ситуацию?
Сотрудники ГИБДД с началом учебного года активизировали не только пропагандистскую активность, направленную на несовершеннолетних участников движения, но и взялись за рейдовую работу по выявлению нарушений правил перевозки маленьких пассажиров. Напомним, что штраф составляет 3000 рублей.
Школы и детские сады – самые распространенные места дежурства экипажей. Что же нужно знать, чтобы правильно перевозить детей? Нужные нам нормы содержатся в пункте 22.9 Правил дорожного движения. Больше года назад он был поправлен, став, как ни странно, более лояльным по отношению ко взрослым. Но хотелось бы, чтобы те, от кого зависит безопасность детей, правильно поняли суть написанного в законе.
До 7 — в кресле
Ребенка в возрасте до 7 лет сейчас можно перевозить только в детском удерживающем устройстве, проще говоря – детском кресле. Размещать его лучше на заднем сиденье – так безопаснее в случае дорожно-транспортного происшествия. Впрочем, некоторые «начинающие» мамочки-водители предпочитают для установки люльки переднее пассажирское сиденье, чтобы проще было контролировать малыша. В этом тоже есть определенная логика, ведь если ребенок беспокоен, то водитель сильно рискует, постоянно отвлекаясь на него и поворачиваясь назад. Поэтому решение о месте размещения удерживающего устройства надо принимать с учетом конкретных обстоятельств. Если оно установлено спереди против хода, не забудьте отключить подушку безопасности.
Увы, на некоторых автомобилях такая возможность – дополнительная опция. Если в вашей машине она отсутствует, то от этого способа установки придется отказаться.
Никаких адаптеров!
Что касается перевозки детей постарше – от 7 до 11 лет включительно, то тут у взрослых появляется выбор. На переднем сиденье альтернативы специальным детским сиденьям по-прежнему нет. Зато на заднем можно выбирать: удерживающее устройство или обычный «взрослый» ремень безопасности.
Иные приспособления типа адаптеров ремня безопасности, придающих ремню, как уверяют производители, оптимальное положение на теле ребенка, с прошлого года стали вне закона. Дело в том, что испытания на манекенах и заключения судебно-медицинской экспертизы по реальным, увы, случаям показали, что от подобных адаптеров больше вреда, чем пользы: поясная ветвь ремня безопасности поднимается выше тазовой кости и в случае серьезной аварии способна травмировать внутренние органы маленького пассажира. В то же время простое исключение из ПДД упоминания адаптеров создало бы правовой пробел, в который попали современные акселераты, не достигшие возраста 12 лет, но по росту и/или весу переросшие предельные для применения удерживающего устройства параметры (150 см и 36 кг соответственно). Сюда же можно отнести и проблему перевозки детей-инвалидов, которые из-за патологии не могут воспользоваться детским креслом.
Вот именно для этих случаев и была предложена компромиссная формулировка пункта 22.9 ПДД, дающая возможность в подобной ситуации воспользоваться штатным ремнем безопасности. Те же испытатели уверяют, что это и небесспорное решение, но оно все равно обеспечивает более высокий уровень безопасности перевозки детей, чем применение адаптеров или нахождение в салоне непристегнутого ребенка.
Экономить не стоит
Некоторые взрослые восприняли это нововведение с энтузиазмом. Дескать, теперь нет необходимости тратиться на недешевое детское кресло. О том, что жизнь маленького пассажира подвергается реальной опасности, они, видимо, не задумались. При этом по данным Всемирной организации здравоохранения, правильное применение детских удерживающих устройств способно снизить смертность среди пассажиров в возрасте до 12 лет не менее чем в два раза, а для младенцев – и вовсе на 70%. Речь, разумеется, идет о сертифицированных устройствах, а не о китайских поделках из строительного пенопласта, наводнивших детские магазины и служащих единственной цели – отвести претензии ДПС.
Территория заблуждений
Как ни странно, даже в век информации в обывательской среде до сих пор можно встретить мнение, что требование об использовании детских удерживающих устройств – это всего лишь очередной заговор власти и подконтрольного ей бизнеса в целях обогащения. Реальную же защиту способна обеспечить только любящая мать, а потому ничего заботливее и надежнее ее рук быть не может. Вот только ни одна мама не сможет удержать полтонны веса, в которые превращается малыш массой в 10 кг при столкновении на вполне себе городской скорости 60 км/ч. Но проблема не только в этом. Если женщина не пристегнута ремнем безопасности, то ее тело выступает в роли кузнечного пресса, раздавливая со страшной силой хрупкое тело ребенка о переднюю панель или сиденье. О чем думают родители, освобождая своих чад из тесного «плена» детского сиденья и позволяя бесконтрольно перемещаться по салону на скоростной магистрали, тоже можно только догадываться. Все системы пассивной и активной безопасности вместе взятые не способны изменить законов физики, а потому ничем не удерживаемый ребенок при столкновении, как правило, погибает за доли секунды, пробивая своим телом ветровое стекло и вылетая из салона автомобиля. Сторонникам «теории заговоров» советуем пересмотреть многочисленные видеозаписи краш-тестов, которых в достатке на любых видеохостингах.
Фото: Nissan, Volvo
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl