К чему стоит готовиться российским автомобилистам

АвтоМирАвто

Экологические зоны. Как это работает в Европе?

Изучаем зарубежный опыт, чтобы понять, к чему стоит готовиться российским автомобилистам

Текст Тимофей Исаев

За соблюдение экологических ограничений в Лондоне следят камеры фотофиксации

Сейчас в России готовится к реализации проект по созданию специальных зон, куда будет запрещено въезжать машинам с двигателем низкого экологического класса. По поручению правительства Минтранс РФ уже подготовил новый документ, согласно которому первые экологически чистые зоны появятся в двух крупнейших городах – Москве и Санкт-Петербурге. К октябрю 2019 года Минтранс совместно с МВД разработает поправки в КоАП о введении нового штрафа за въезд с нарушением знака «Экологическая зона», который появился в ПДД в июле 2018 года, но так и ни разу не применялся. Сейчас за такое нарушение теоретически грозит штраф 500 рублей. Но в Минтрансе предлагают ужесточить санкцию.

Судя по всему, в ближайшее время экозоны действительно станут реальностью в двух столицах, а потом эту практику, возможно, распространят и на другие города. Не секрет, что при разработке новой инициативы власти учитывали и зарубежный опыт. Так какие экологические ограничения существуют в других странах?

Великобритания

Экологические зоны (Low emission zone) здесь появились в 2008 году – первая заработала в Лондоне. Сегодня въезд в экозону запрещается грузовикам с двигателями, не соответствующим нормам Евро-4, и микроавтобусам, не соответствующим Евро-3. А как же легковые автомобили? А они от этих требований освобождены, если, конечно, зарегистрированы в Соединенном Королевстве. Иностранцам же нужно регистрироваться в организации Transport for London и проводить соответствующую проверку своего автомобиля. Иначе есть риск получить штраф – от 100 до 200 фунтов стерлингов (примерно 130−260 долларов). Помимо Лондона аналогичные экозоны действуют также в Норидже и Оксфорде.

Британские экозоны стали не самостоятельной, а дополнительной мерой по ограничению движения. С 2003 года в Лондоне действует платный въезд в центр города – 11,5 фунта (почти 15 долларов) в день за исключением выходных и праздников. От платы освобождены владельцы автомобилей, соответствующих требованиям Евро-5 и имеющих выбросы СО2 на уровне ниже 75 г/км, а также владельцы электромобилей и гибридов. В 2020 году в Лондоне может заработать новый, более жесткий стандарт, согласно которому владельцы всех автомобилей с двигателями ниже Евро-4 будут платить за нахождение на территории столицы по 12,5 фунтов (16,2 доллара) независимо от даты и дня недели.

Германия

В Германии экологические зоны в городах появились в 2007 году – в немецкие ПДД внесли изменения, был создан специальный знак (Umweltzone), а с 1 января 2008 года ограничения заработали в Берлине, Кельне и Ганновере. Сейчас экозоны действуют в 58 городах и в 11 Федеральных землях Германии. Самая крупная экозона в Рурской области охватывает 13 городов. Все автомобили в зависимости от уровня вредных выбросов делятся на четыре категории. Первая (самая низкая) включает автомобили без катализатора, с ненастроенным катализатором или с катализатором американского типа первого поколения. К четвертой категории (самой высокой) относятся машины с минимальным уровнем выброса. Старые автомобили тоже могут относиться к четвертой категории, если они прошли переоборудование: установку катализатора и сажевого фильтра (в случае с дизельными двигателями). Каждой категории транспорта соответствует наклейка (Plakette) – красная, желтая или зеленая. Автомобили низшей экокатегории не получают наклеек вообще. В зависимости от ограничений тем или иным ТС запрещено въезжать в центры городов. За нарушение правил водителя ждет штраф 80 евро. На автомобили, зарегистрированные в других государствах, правило тоже распространяется – им также надо покупать наклейку.

В Германии владельца неэкологичного автомобиля, заехавшего под такой знак, ждет штраф в 80 евро

Бельгия

Бельгия тоже ограничивает въезд легковых автомобилей в центры крупных городов. При этом единого подхода в стране нет. Например, с 1 февраля 2017 года в центр Антверпена могут въезжать только легковые автомобили с бензиновыми двигателями стандарта выше Евро-1 и дизельными стандарта Евро-3 и выше. А вот в столицу – Брюссель – с 1 января 2018 года ограничен въезд только для дизельных автомобилей с двигателем стандарта ниже Евро-2. Также с 1 января 2020 года планируется ограничить въезд в центр Гента. Запрет будет действовать для бензиновых автомобилей стандарта ниже Евро-2 и дизельных машин стандарта ниже Евро-4.

Бельгийцы могут купить суточный пропуск для въезда в запретную для неэкологичных машин зону, но только 8 раз за год

В отличие от соседних Германии и Франции, в Бельгии водителю не нужно клеить никаких наклеек. Если автомобиль соответствует необходимым критериям по экологичности, на нем можно свободно ехать в центр города. Если же нет, у владельца есть три варианта: первый – отказаться от поездки на личном авто. Второй – купить суточный пропуск за 35 евро. Такой пропуск доступен владельцам любых машин, однако приобрести его можно не более 8 раз в год. Наконец, третий вариант – это поехать на машине в центр, несмотря на запрет. Поездка обойдется владельцу аж в 350 евро – именно такой штраф действует для тех, кто игнорирует требования бельгийских экозон. Если владелец спохватился, что у него нет пропуска уже после того, как въехал в центр города, он может его докупить без риска получить штраф.

Франция

Во Франции экологические зоны ограниченного движения (Zones à Circulation Restreinte) появились относительно недавно. Первая подобная территория заработала 1 июля 2016 года в Париже, 1 ноября того же года за ним последовал Гренобль, а 12 декабря – Лион.

Въезжать на определенную территорию могут только автомобили со специальной наклейкой (Crit’air), которая присуждается в зависимости от экологического класса машины. Все наклейки делятся по цветам. Самую лучшую – зеленую – получают электромобили и машины, работающие на водороде. На фиолетовую могут претендовать все гибридные автомобили и машины на газе, а также бензиновые автомобили с двигателем стандарта не ниже Евро-5. За ними идут желтая (бензиновые авто с моторами Евро-4 и дизельные с двигателями не ниже Евро-5), оранжевая (бензиновые – Евро-2 и Евро-3, дизельные – Евро-4), красная (дизельные автомобили с мотором Евро-3) и серая (дизели Евро-2) наклейки. В случае, если автомобиль обладает двигателем, не соответствующим этому стандарту, он наклейки не получает.

Наклейки с обозначением экологического класса автомобиля во Франции необходимо приобретать и для машин из других государств

Точно так же, как и в Германии, во Франции для поездки в центр города с экозонами необходимо иметь наклейку – независимо от того, зарегистрирован автомобиль во Франции или нет. Сама наклейка недорогая: всего 3,11 евро. А вот ее отсутствие, равно как и въезд в экозону на автомобиле несоответствующего класса, может привести к штрафу в размере 68 евро, который вырастет до 180 евро, если водитель не оплатит его в течение 45 дней.

Швейцария

В отличие от других стран Европы в швейцарских городах экозоны не применяются вообще. Все дело в том, что местные специалисты засомневались в их эффективности с точки зрения качества воздуха. Хотя попытки ввести такую меру в конфедерации неоднократно предпринимались. Доминик Букели, планировщик, руководитель проекта Fussverkehr Schweiz: «В Швейцарии нет запретов на движение в городах автомобилей с повышенным уровнем вредных выбросов. Или автомобиль проходит соответствующую проверку во время техосмотра и может ездить по всей Швейцарии, или он проваливает тест и не может ездить вообще. Вместо введения запрета на движение старых автомобилей, лучше развивать общественный транспорт: вводить новые маршруты, модернизировать парк техники, делать выгодными тарифы на билеты. Одновременно нужно увеличивать тарифы на парковку личного транспорта. И за счет такого «кнута и пряника» можно удовлетворить транспортные потребности жителей, увеличить скорость движения транспорта и, как следствие, снизить уровень вредных выбросов».

Фото: Lucian Milasan, savoieleysse, philipk76/Fotolia.com; ShutterStock/Fotodom.ru; Transport & Mobility Leuven; LEZ-Belgium.be

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Редкие практики Редкие практики

Сравнительный тест Kia Ceed SW и Ford Focus

АвтоМир
Спейси помог Netflix и закат Facebook: как изменилась репутация американских брендов за год Спейси помог Netflix и закат Facebook: как изменилась репутация американских брендов за год

В США для всех компаний наступил судный день общественного мнения

Forbes
Поколение Z: Почти все, что говорят о нем — ложь Поколение Z: Почти все, что говорят о нем — ложь

Как мифы о молодежи могут стать самосбывающимися пророчествами

Русский репортер
Путин поручил правительству и ФСБ разобраться с теневым оборотом наличных на рынках Путин поручил правительству и ФСБ разобраться с теневым оборотом наличных на рынках

Путин поручил правительству проработать меры борьбы с теневым оборотом наличных

Forbes
Обуть готов! Обуть готов!

Подростковый бизнес: редкие сникеры как символ социального статуса

Robb Report
Правильные пищевые привычки с детства: что важно знать? Правильные пищевые привычки с детства: что важно знать?

Одна из главных задач – научить подрастающего малыша правильно питаться

9 месяцев
Илон Маск из Китая. Кто изобретает заново люксовые электрокары Karma Илон Маск из Китая. Кто изобретает заново люксовые электрокары Karma

Производитель электрокаров Karma существует чуть больше 10 лет

Forbes
«Я удочерила племянницу» «Я удочерила племянницу»

Однажды случилось то, что заставило Ирину взять еще одного ребенка

Psychologies
Зачем финансовой разведке понадобилось блокировать вклады без суда Зачем финансовой разведке понадобилось блокировать вклады без суда

Новый проект от Росфинмониторинга

Forbes
Bloomberg: Работники Amazon подслушивают клиентов через умные колонки, и даже обмениваются особо забавными записями Bloomberg: Работники Amazon подслушивают клиентов через умные колонки, и даже обмениваются особо забавными записями

Работникам Amazon приходится выслушивать то, что слышать совсем бы не хотелось

Maxim
Неверность партнера: какие могут быть причины? Неверность партнера: какие могут быть причины?

Какие невидимые причины могут скрываться за неверностью партнера

Psychologies
Ненастоящий полковник. Новым символом KFC стал молодой Instagram-блогер Ненастоящий полковник. Новым символом KFC стал молодой Instagram-блогер

Символ KFC, полковник Сандерс, сменил имидж

Forbes
Samsung QLED 2019: телевизор, который тебя удивит Samsung QLED 2019: телевизор, который тебя удивит

Телевизор Samsung QLED 2019 идеален во всем

Cosmopolitan
Ваша остановка Ваша остановка

Нужен повод, чтобы поехать в Париж? Grazia нашла даже несколько

Grazia
Крепкая опора Крепкая опора

Наклоны в сторону и скрутки для стабильности спины и грудной клетки

Yoga Journal
Рейтинг гарнитур Bluetooth для телефона: топ-10 лучших в 2019 году Рейтинг гарнитур Bluetooth для телефона: топ-10 лучших в 2019 году

Рейтинг лучших моделей гарнитур Bluetooth для телефона

CHIP
Что делать, если ваш мужчина — геймер Что делать, если ваш мужчина — геймер

Что делать, если ваш мужчина проводит за играми на компьютере все свое время

Psychologies
10 самых перспективных молодых звезд новых медиа 10 самых перспективных молодых звезд новых медиа

Какие проекты развивают самые перспективные блогеры и журналисты

Forbes
Как подключить SSD диск к компьютеру: пошаговая инструкция Как подключить SSD диск к компьютеру: пошаговая инструкция

Подключить SSD к компьютеру можно самостоятельно без помощи специалистов

CHIP
«Что бы ни случилось, я тебе поверю» «Что бы ни случилось, я тебе поверю»

Почему проблема сексуального насилия над детьми касается всех

Русский репортер
Сад–алгоритм Сад–алгоритм

Укромный сад со сложной системой зонирования участка и хитроумной геопластикой

SALON-Interior
Силуэт черной дыры на фоне ее раскаленного обеда: что на самом деле сфотографировали ученые в космосе (и зачем) Силуэт черной дыры на фоне ее раскаленного обеда: что на самом деле сфотографировали ученые в космосе (и зачем)

Кто, как и, главное, зачем сделал первый в истории снимок тени черной дыры?

Esquire
Что в голове у мотоциклиста? Что в голове у мотоциклиста?

Все, о чем мотоциклисты думают и мечтают, чего опасаются

Quattroruote
«Я отказалась от карьеры в пользу жизни» «Я отказалась от карьеры в пользу жизни»

Карьерному продвижению Эми Робертс предпочла жизнь менее стабильную и свободную

Psychologies
Запах Гарри Запах Гарри

Популярность архитектора Гарри Нуриева — как аромат духов

AD
44 размер человечности 44 размер человечности

Почему «Ангару спасения» так сложно спасать людей

Русский репортер
Нежелезный Феликс Нежелезный Феликс

Каким был организатор убийства Григория Распутина

Дилетант
Когда закончится нефть Когда закончится нефть

Медленное угасание отрасли, служащей хребтом российской экономики, неизбежно

Forbes
Эмоции – его стихия Эмоции – его стихия

Новый компактный кроссовер призван привлечь внимание новой для Lexus аудитории

АвтоМир
25 экранизаций Стивена Кинга, которые страшнее «Кладбища домашних животных» 25 экранизаций Стивена Кинга, которые страшнее «Кладбища домашних животных»

Слабонервным лучше отойти от экрана!

Playboy
Открыть в приложении