На линии арта
Директор Музея Москвы Алина Сапрыкина о женском лидерстве, кошмарах музейных работников и о том, что будет, когда к власти придут роботы.
COsmopolitan: Тебя называют одним из самых успешных арт-менеджеров в России. Но понятие «арт-менеджер» двойственно: арт – творчество, вдохновение; менеджмент – контроль, результат. Как удается балансировать между этими понятиями?
Алина Сапрыкина: Всё верно: руководство музеем удивительным образом соединяет креатив и управление. Точно так же во мне самой сочетаются математический и гуманитарный склад ума. Забавно, но с детства я знала, что обязательно стану директором – завода, института, но при этом всегда больше тяготела к творчеству. Окончила философский факультет МГУ. Во время учебы подрабатывала выпускающим редактором на радио. Мы собирали новости для разных программ – от спорта до науки и туризма. В какой-то момент я поняла, что ничего не притягивает меня сильнее, чем искусство и культура.
Как проходит твой рабочий день?
Зависит от текущих выставок и событий: я могу приехать раньше всех, еще до открытия музея, и уехать с работы последняя, а могу весь день провести вне офиса, на встречах. Первым делом я обычно проверяю скопившуюся почту, подписываю бумаги. Каждый мой день – это организация всех процессов, что есть в музее и за его кулисами: от постановки задач до контроля реализации. Вечерами – деловые ужины, вернисажи и мероприятия.
Став директором, ты сильно изменила систему работы музея?
Такая задача передо мной и стояла. Пойми, я пришла в музей не в самые легкие для него времена – пять с половиной лет назад. Только завершили переезд с прежней площадки в комплекс Провиантских складов. Перевоз огромной коллекции артефактов занял три года, так что музей в момент моего прихода был потерян на карте города. Вдобавок многое устарело. А мне хотелось, чтобы музей стал современным и популярным местом и чтобы каждый житель мог найти здесь что-то для себя. Важно было сделать его открытой и многофункциональной площадкой, где есть место и искусству, и урбанистике, и образованию, и технологиям, где проходят не только выставки, но и лекции, и модные показы, и спектакли, и фестивали.