Низкие цены сдержали рост экспорта
Однако в натуральном выражении поставки продукции АПК увеличились
В прошедшем году невыгодные мировые цены на пшеницу и подсолнечное масло — ключевые позиции российского агроэкспорта — тормозили его рост в стоимостном выражении, хотя в натуральном вывоз предварительно оценивался выше, чем в 2023-м. При этом, учитывая существующие сложности с проведением платежей и логистикой, а также высокую ключевую ставку ЦБ, участники рынка считают большим достижением даже сохранение объемов внешних продаж.
В 2024 году цены на мировом продовольственном рынке были крайне волатильными и показывали разнонаправленное движение, что серьезно повлияло на экспортную выручку. В результате стоимостной объем поставок снизился примерно на 1 %: к 8 декабря, по данным центра «Агроэкспорт» при Минсельхозе, он был на уровне $38,47 млрд против $38,94 млрд год назад. Однако руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов оценивал, что к концу года отставание удастся преодолеть и по итогам 2024-го экспорт продукции АПК будет на уровне 2023 года, когда он достиг $43,5 млрд. При этом в физическом выражении отгрузки к 8 декабря увеличились на 10 %. 90 % экспорта приходится на дружественные страны.
Зерновые традиционно лидируют
Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько считает, что по итогам года экспорт в стоимостном выражении, скорее всего, сократится, потому что уменьшился экспортный ресурс, прежде всего по зерновым, которые являются важнейшей частью поставок на международные рынки, а мировые цены не выросли. «Еще в феврале 2024 года мы давали нейтральный прогноз по динамике экспорта: его увеличения не ожидалось, напротив, были основания полагать, что будет небольшое снижение, — напоминает он. — Уже тогда было понятно, что в сезоне 2024/25 не будет такого большого ресурса по экспорту зерновых, как в предыдущие годы. Позже стало понятно, что и урожай масличных будет ниже рекорда 2023-го. И эти ожидания оправдались».
Зерновые традиционно преобладают в структуре российского вывоза продукции АПК: их к 8 декабря, по данным «Агроэкспорта», было отгружено на $15 млрд ($14,76 млрд годом ранее). В 2024 календарном году Россия экспортирует около 71,3 млн т зерновых, из которых 57,2 млн т — пшеница, 7,4 млн т — ячмень, 6 млн т — кукуруза. «За весь 2023 год из России было вывезено 68,6 млн т зерновых, в том числе 52,6 млн т пшеницы, 7,4 млн т ячменя и 7,8 млн т кукурузы», — сравнивает руководитель направления анализа аграрных рынков «Русагротранса» Игорь Павенский.
По его словам, в 2024 году, несмотря на общее снижение урожая, существенно выросли поставки пшеницы за счет высоких валовых сборов в Краснодарском и Ставропольском краях и экспортных излишков в Центре и на Волге, которые образовались после рекордных урожаев последних двух лет. «Несколько увеличилась доля в экспорте пшеницы с протеином 11,5 % и 10,5 % по отношению к традиционной экспортной позиции — пшенице 12,5 %, — рассказывает он. — В то же время из-за резкого сокращения валового сбора кукурузы под влиянием засухи ее поставки за рубеж сократились. Производство ячменя также снизилось, но за счет хорошего урожая на Юге в 2024 календарном году экспорт будет на схожем уровне».
По предварительным итогам 2024 года, в топ-5 стран — импортеров основной экспортной позиции, пшеницы, вошли Египет, который закупил в России 10,8 млн т, Турция (5,2 млн т), Бангладеш (3,7 млн т), Алжир (2,6 млн т), Кения (2,4 млн т). В 2023 году в пятерке лидеров были Турция (9 млн т), Египет (7,3 млн т), Бангладеш (2,9 млн т), Алжир (2,5 млн т) и Пакистан с Саудовской Аравией (по 2,1 млн т), приводит данные Павенский. Топ импортеров несколько поменялся: из-за введения ограничений на импорт со стороны Турции в лидеры по закупкам вышел Египет, также был рекордный рост поставок в Кению, запрет на ввоз пшеницы со стороны Пакистана, поясняет он.
Холдинг-экспортер «Доставка морем» в прошедшем календарном году предварительно увеличил отгрузки пшеницы из крупных портов на 25 %. В стоимостном выражении итоги к третьей декаде декабря еще не были подведены, но, по словам регионального представителя компании по югу Дениса Сушкова, особенностью прошедшего года стало закрытие импорта пшеницы со стороны Турции. «Получилось, что по ряду основных культур с малой воды пришлось сработать ограниченно, а именно по этой логистической схеме маржинальность поставок выше», — отмечает он. При этом «Доставка морем» открывала для себя новые направления — например, начала отгрузки в Африку и Ирак. В целом количество партнеров у холдинга увеличилось, также расширилась их география, добавляет Сушков.
«Среди сложностей, повлиявших на рынок, стало значительное снижение экспортных цен на фоне роста себестоимости производства, что сделало вывоз российского зерна менее выгодным для экспортеров и производителей, — говорит Павенский. — Однако мы ожидаем восстановления экспортных цен в первой половине 2025 года, их рост начался уже в декабре 2024-го».
По словам Сушкова, большим вызовом в 2024 году стала адаптация к многозадачной пошлине, которая, с одной стороны, ограничена рыночной стоимостью и курсом валют, а с другой — желаниями и ожиданиями аграриев. Тренд 2024 года — борьба внутренних цен на сельхозпродукцию с внешними. Это обусловлено тем, что основная цель для рынка сегодня — контроль уровня цен и продовольственная безопасность страны, резюмирует он.
Кроме того, в прошедшем году предложение со стороны производителей было очень нестабильным, продолжает Сушков. «Вроде бы и цена на ряд культур была более или менее нормальной, но только для южных аграриев, а в центральной части России и Поволжье, например, логистика вкупе с высокими затратами, по их словам, дала работу на грани себестоимости, — знает он. — Ожидаемое экономистами позитивное явление от снижения стоимости рубля к некоторым валютам также не сложилось, так как эффект “съели” пошлины».
Экспорт масла обновит рекорд
Второе место в структуре агроэкспорта занимает продукция масложировой отрасли. По оценке Масложирового союза, в 2024 году объем производства растительных масел превысит 10 млн т, из них на экспорт будет поставлено около 7,5 млн т — на 830 тыс. т больше, чем в 2023-м. В том числе вывоз подсолнечного масла обновит рекорд и составит не менее 5,4 млн т — на 1 млн т больше, чем в 2023 году. По словам исполнительного директора союза Михаила Мальцева, Россия занимает третье место как экспортер растительных масел на мировой рынок с долей 8 %, уступая Индонезии и Малайзии — главным поставщикам пальмового масла. При этом по общему объему поставок подсолнечного, рапсового и соевого масел наша страна лидирует с долей 20 %.
По оценке агентства OleoScope, за 11 месяцев 2024 года экспорт растительных масел составил 6,68 млн т, что на 8 % больше, чем за аналогичный период 2023-го. В том числе объемы вывоза подсолнечного масла увеличились на 24 %, до 4,99 млн т, его доля в структуре поставок растительных масел превысила 70 %. Основные покупатели — Индия (1,96 млн т), Турция (720 тыс. т) и Китай (551 тыс. т). Экспорт соевого масла прибавил 1 % и достиг 635 тыс. т. Лидерами по его закупкам являются Индия (253 тыс. т) и Алжир (208 тыс. т). Вывоз рапсового масла составил 1,05 млн т, снизившись на 29 % к аналогичному периоду предыдущего года. Более 90 % было отправлено в Китай. Общий экспорт растительного шрота составил 3,67 млн т, что на 0,17 % выше, чем за 11 месяцев 2023 года. Вывоз масличных культур, по оценке аналитиков OleoScope, снизился на 39 %, до 2,51 млн т. По данным на 8 декабря, «Агроэкспорт» оценивал вывоз продукция масложировой отрасли на $7,77 млрд против $7,76 млрд годом ранее.
«Четыре года назад одним из главных достижений в экспорте мы называли то, что преодолели планку в 1 млн т поставок за рубеж. По итогам 2024-го мы приближаемся к 2 млн т экспорта и планируем улучшить результат 2023 года примерно на 15 %, — говорит исполнительный директор «Эфко» Сергей Иванов. — В первую очередь это удалось за счет увеличения поставок на перспективные азиатские рынки: в Китай, Индию и Турцию. На них приходится примерно 80 % общего объема нашего вывоза. В том числе поставки в Индию за год выросли практически в два раза».
Что касается новых направлений поставок «Эфко», то в экспорте брендовой продукции ими стали Индонезия и Сенегал, где теперь представлено масло Altero и «Слобода» соответственно. «На более традиционных и близких нам рынках, таких как Грузия и Армения, мы увеличили присутствие не только в масле, но и в соусной группе, а также начали поставки маргарина “Пышка”. Существенно выросли отгрузки бутилированного масла во Вьетнам и Китай. В КНР по сравнению с 2023 годом ожидаем выйти на результат плюс 40 %», — добавляет Иванов.
«Доставка морем» в 2024 году начала экспорт высокоолеинового масла. «Мы долго пытались наладить работу в этом направлении, в планах на 2025 год — развивать его, — делится Денис Сушков. — Экспортный рынок масел насыщен сильными и крупными игроками, в том числе компаниями-переработчиками. С ними сложно конкурировать».
Поставки мяса прибавили 20%
По словам Дмитрия Краснова, в феврале — марте 2023 года были достигнуты минимумы по ценам на пшеницу и подсолнечное масло, и преодолеть сильное стоимостное отставание агроэкспорта удалось за счет мясной, молочной и готовой продукции. «Мы видим серьезный потенциал в развитии экспорта мясной, молочной продукции, который в 2024 году показал неординарную динамику, — отметил Краснов. — Поставки мяса в стоимостном выражении выросли на 20 %, до $1,5 млрд, в том числе птицы и говядины — на 12–13 %, а свинины — почти на 40 %». Такой показатель в свиноводстве — во многом результат открытия рынка Китая, куда, по словам Краснова, было поставлено около 40 тыс. т продукции. «Мы мало верили, что в первый год удастся достичь таких показателей», — признал он. В физическом выражении вывоз мяса к 8 декабря увеличился на 23 %, до 658 тыс. т.