Остафьево: образ места, где всё буквально дышит поэзией

Знание – силаИстория

На аллеях Аполлона

Беседовала Анна Кречетова

У всех, кто побывал в Остафьеве, надолго остается перед глазами образ места, где всё буквально дышит поэзией – и память о гениях и мастерах отечественной словесности, с усадьбой связанных, и неповторимые пейзажи, и архитектура, и прекрасные интерьеры, и интереснейшие экспонаты. А создают этот эффект присутствия труженики музея.

На наши вопросы отвечает заместитель директора по научной и экспозиционно-выставочной деятельности Государственного музея-заповедника «Остафьево» – «Русский Парнас» Елена Ивановна Княжева.

«Знание – Сила»: Елена Ивановна, откуда появилось название «Русский Парнас»?

Елена Княжева: Государственный музей-заповедник «Остафьево» – «Русский Парнас» находится на территории бывшей усадьбы князей Вяземских и графов Шереметевых. Эта замечательная усадьба является памятником архитектуры и садово‑паркового искусства конца XVIII—XIX века.

П. А. Вяземский

Именитые владельцы – князья Вяземские и графы Шереметевы, классическая архитектура, старинный парк с многовековыми деревьями, уютными уголками и липовой аллеей, предания и легенды, тайны прошлого – всё это влекло и влечет сегодня сюда многочисленных гостей. Вся обстановка Остафьева, древняя история этих земель располагали к творчеству. Здесь была создана особая атмосфера, вызывающая интерес к искусству, художественному творчеству, коллекционированию. На протяжении XIX столетия усадьба была связана с культур ной жизнью России, являясь литературной гостиной для многих поколений литераторов: Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева, Ю. А. Нелединского-Мелецкого, В. Л. Пушкина и его великого племянника, П. А. Вяземского, Д. В. Давыдова, Н. В. Гоголя, К. Н. Батюшкова и многих других.

С. Д. Шереметев

Свое второе имя, ‒ «Русский Парнас», усадьба получила, по преданию, благодаря А. С. Пушкину, дружившему с владельцем Остафьева, поэтом, литературным критиком П. А. Вяземским. Александр Сергеевич неоднократно приезжал в усадьбу в 1830—1831 годах. Помимо парка, большое впечатление на него произвела липовая аллея, которая начиналась от северного фасада дома и заканчивалась у «копаного » пруда. По преданию, Русским Парнасом была названа аллея, а затем название перешло на всю усадьбу. Александр Сергеевич сравнивал аллею с греческой горой Парнас, где обитал бог Аполлон и его музы. Остафьево посещали «служители» этих муз, вдохновляясь гостеприимством хозяев и окружающей природой. «ЗС»: Расскажите о наиболее значимых экспонатах музея. Е. К.: Многочисленные посетители, приезжая в Остафьево, знакомятся с историей нашего памятника культуры и узнают о том, что здесь, в 1899 году, к 100‑летию со дня рождения А. С. Пушкина, последними владельцами, графами Шереметевыми, был открыт первый в России частный мемориальный историко-литературный музей, главными экспонатами которого были пушкинские реликвии, переданные П. А. Вяземскому вдовой Пушкина Натальей Николаевной. Среди них: письменный стол поэта, кипарисовая витрина-футляр с жилетом из черного сукна, в котором Пушкин был смертельно ранен на дуэли. К жилету Петр Андреевич Вяземский приложил записку: «Для хранения в Остафьеве. Жилет А. С. Пушкина, в котором он дрался 27 января 1837 года…», знаменитая трость Александра Сергеевича, в ее набалдашнике закреплена пуговица с вензелем Петра I, тринадцать автографов поэта, в числе которых его письма к П. А. Вяземскому, В. А. Жуковскому, П. А. Катенину. В витрине находились прижизненные издания Пушкина: «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Кавказский пленник », «Бахчисарайский фонтан», «Руслан и Людмила», два тома «Современника ». Также в экспозиции музея имелись пушкинские мемории, которые с любовью собирал сын П. А. Вяземского Павел Петрович.

Липовая аллея
Галерея и флигель

Кроме этого, были представлены коллекции предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики, раритетного восточного и западноевропейского оружия, библиотека из тридцати двух тысяч томов, Остафьевский архив.

Музей работал до 1930 года. Затем его закрыли, а все вещи, хранящиеся в доме, вывезли. Сегодня более двадцати учреждений культуры содержат в своих фондовых собраниях остафьевские предметы.

Пруд

В 1988 году музей вновь был открыт как филиал Государственного музея А. С. Пушкина, а с 1994 года – стал самостоятельной структурой федерального подчинения. Тогда же началось комплектование фондов.

Сегодня в наших фондах находится около двадцати одной тысячи предметов, из которых почти половина – мемориальные. Если учесть, что комплектование музея происходило в сложных экономических условиях, в общем-то, неплохая цифра. В основном – закупки, дары, пожертвования. Нужно отметить наиболее значимые для истории Остафьева экспонаты, которые можно увидеть в парадных залах усадебного дома. Это – бронзовые каминные часы в виде портика с фигурами античных богов и героев. Предположительно, часы изготовлены на заказ в единственном экземпляре в конце XVIII – начале XIX столетия.

С. Д. Шереметев с гостями усадьбы в липовой аллее

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Поговорим о космологии Поговорим о космологии

Пять работ, посвященных космологии, с комментариями специалиста

Знание – сила
ПТСР у детей: в чем опасность и как взрослые могут помочь справиться с расстройством ПТСР у детей: в чем опасность и как взрослые могут помочь справиться с расстройством

Как ПТСР проявляется у детей и на что стоит обратить внимание

Forbes
Жизнь Анны Ангеловны, краткая история фаду Жизнь Анны Ангеловны, краткая история фаду

История о том, как появился музыкальный жанр фаду

Seasons of life
Катай на здоровье Катай на здоровье

Как укрепить мышцы кора и натренировать стабилизацию

ЖАРА Magazine
О «LA’Театре» О «LA’Театре»

О театральной повестке в «LA’Театре»

Дилетант
Искусственный белок поменял конформацию в ответ на повышение концентрации ионов кальция Искусственный белок поменял конформацию в ответ на повышение концентрации ионов кальция

Как искусственный белок реагирует на повышение концентрации ионов кальция

N+1
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
Антисмартфоны и цифровые детокс-устройства: как tech-индустрия зарабатывает на нашей усталости от экранов Антисмартфоны и цифровые детокс-устройства: как tech-индустрия зарабатывает на нашей усталости от экранов

Гаджеты, которые помогут вернуть контроль над своим временем

Inc.
Ну и дела… Ну и дела…

Считается, что нашумевшее в свое время «рыбное дело» началось с казуса...

Дилетант
Окислительное присоединение на палладии прошло по радикальному механизму Окислительное присоединение на палладии прошло по радикальному механизму

Представление о реакции окислительного присоединения на палладии было неполным

N+1
«Миграция станет цифровой и жесткой»: новые правила для иностранцев в России «Миграция станет цифровой и жесткой»: новые правила для иностранцев в России

С какими проблемами сталкиваются мигранты и работодатели

ФедералПресс
Усадьбы Москвы Усадьбы Москвы

Русские имения хранят множество историй, повлиявших на судьбу страны

Вокруг света
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Шимпанзе заразились зевотой от головы андроида Шимпанзе заразились зевотой от головы андроида

Шимпанзе способны заразиться зевотой от зевающей головы человекоподобного робота

N+1
Читай Читай

5 книг о морских приключениях

VOICE
Внутри Эми Шумер Внутри Эми Шумер

Кто она тогда, если не Эми Шумер, которая никогда не сдается?

Караван историй
Клара Лучко. Настоящая казачка Клара Лучко. Настоящая казачка

По-настоящему в моей жизни было двое мужчин: первый супруг и нынешний

Караван историй
Зерно тщеславия Зерно тщеславия

Как провалились американские санкции против СССР

Деньги
«Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности» «Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности»

Почему одни компании видят отдачу от внедрения цифровых решений, а другие нет?

Ведомости
Карина Разумовская Карина Разумовская

Актриса БДТ Карина Разумовская выкрутила тумблер нашей эмпатии на максимум

Собака.ru
Чтобы глаз радовался Чтобы глаз радовался

Как украсить стены без картин и постеров

Лиза
Новая загадка старого шедевра Новая загадка старого шедевра

Даже через полтора века открываются всё новые тайны картины «Неравный брак»

Дилетант
Как развивать российское производство в эпоху потрясений? Как развивать российское производство в эпоху потрясений?

«Армед»: от перепродажи из Китая до собственного производства медтехники в РФ

Монокль
Еда до и после тренировки Еда до и после тренировки

Ты усердно тренируешься, но никак не можешь похудеть?

Лиза
Распространявшиеся за счет гомфотериев чилийские растения так и не оправились от их вымирания Распространявшиеся за счет гомфотериев чилийские растения так и не оправились от их вымирания

Гомфотерии регулярно поедали плоды и участвовали в распространении семян

N+1
Очередь как новая валюта: почему миллионеры стоят за бургерами по три часа Очередь как новая валюта: почему миллионеры стоят за бургерами по три часа

Почему очереди за дефицитным товаром вновь стали актуальны?

Inc.
Мультипекарь, сендвичница, электрогриль — чем они отличаются? Мультипекарь, сендвичница, электрогриль — чем они отличаются?

Какой гаджет выбрать, если хочется бутерброд с сыром, омлет или сэндвич?

CHIP
Attaque De Panique Attaque De Panique

О том, как на арт-сцене Петербурга появился коллектив-феномен

Собака.ru
О сути технологического суверенитета: «Мы никогда полностью не откажемся от мировых связей» О сути технологического суверенитета: «Мы никогда полностью не откажемся от мировых связей»

Понятие технологического суверенитета — в каких сферах оно критически важно?

ФедералПресс
От Цезаря до эльфа Добби: что такое иллеизм и зачем говорить о себе в третьем лице От Цезаря до эльфа Добби: что такое иллеизм и зачем говорить о себе в третьем лице

Почему люди говорят о себе в третьем лице и как это помогает решать конфликты?

Forbes
Открыть в приложении