На аллеях Аполлона

У всех, кто побывал в Остафьеве, надолго остается перед глазами образ места, где всё буквально дышит поэзией – и память о гениях и мастерах отечественной словесности, с усадьбой связанных, и неповторимые пейзажи, и архитектура, и прекрасные интерьеры, и интереснейшие экспонаты. А создают этот эффект присутствия труженики музея.
На наши вопросы отвечает заместитель директора по научной и экспозиционно-выставочной деятельности Государственного музея-заповедника «Остафьево» – «Русский Парнас» Елена Ивановна Княжева.
«Знание – Сила»: Елена Ивановна, откуда появилось название «Русский Парнас»?
Елена Княжева: Государственный музей-заповедник «Остафьево» – «Русский Парнас» находится на территории бывшей усадьбы князей Вяземских и графов Шереметевых. Эта замечательная усадьба является памятником архитектуры и садово‑паркового искусства конца XVIII—XIX века.

Именитые владельцы – князья Вяземские и графы Шереметевы, классическая архитектура, старинный парк с многовековыми деревьями, уютными уголками и липовой аллеей, предания и легенды, тайны прошлого – всё это влекло и влечет сегодня сюда многочисленных гостей. Вся обстановка Остафьева, древняя история этих земель располагали к творчеству. Здесь была создана особая атмосфера, вызывающая интерес к искусству, художественному творчеству, коллекционированию. На протяжении XIX столетия усадьба была связана с культур ной жизнью России, являясь литературной гостиной для многих поколений литераторов: Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева, Ю. А. Нелединского-Мелецкого, В. Л. Пушкина и его великого племянника, П. А. Вяземского, Д. В. Давыдова, Н. В. Гоголя, К. Н. Батюшкова и многих других.

Свое второе имя, ‒ «Русский Парнас», усадьба получила, по преданию, благодаря А. С. Пушкину, дружившему с владельцем Остафьева, поэтом, литературным критиком П. А. Вяземским. Александр Сергеевич неоднократно приезжал в усадьбу в 1830—1831 годах. Помимо парка, большое впечатление на него произвела липовая аллея, которая начиналась от северного фасада дома и заканчивалась у «копаного » пруда. По преданию, Русским Парнасом была названа аллея, а затем название перешло на всю усадьбу. Александр Сергеевич сравнивал аллею с греческой горой Парнас, где обитал бог Аполлон и его музы. Остафьево посещали «служители» этих муз, вдохновляясь гостеприимством хозяев и окружающей природой. «ЗС»: Расскажите о наиболее значимых экспонатах музея. Е. К.: Многочисленные посетители, приезжая в Остафьево, знакомятся с историей нашего памятника культуры и узнают о том, что здесь, в 1899 году, к 100‑летию со дня рождения А. С. Пушкина, последними владельцами, графами Шереметевыми, был открыт первый в России частный мемориальный историко-литературный музей, главными экспонатами которого были пушкинские реликвии, переданные П. А. Вяземскому вдовой Пушкина Натальей Николаевной. Среди них: письменный стол поэта, кипарисовая витрина-футляр с жилетом из черного сукна, в котором Пушкин был смертельно ранен на дуэли. К жилету Петр Андреевич Вяземский приложил записку: «Для хранения в Остафьеве. Жилет А. С. Пушкина, в котором он дрался 27 января 1837 года…», знаменитая трость Александра Сергеевича, в ее набалдашнике закреплена пуговица с вензелем Петра I, тринадцать автографов поэта, в числе которых его письма к П. А. Вяземскому, В. А. Жуковскому, П. А. Катенину. В витрине находились прижизненные издания Пушкина: «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Кавказский пленник », «Бахчисарайский фонтан», «Руслан и Людмила», два тома «Современника ». Также в экспозиции музея имелись пушкинские мемории, которые с любовью собирал сын П. А. Вяземского Павел Петрович.


Кроме этого, были представлены коллекции предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики, раритетного восточного и западноевропейского оружия, библиотека из тридцати двух тысяч томов, Остафьевский архив.
Музей работал до 1930 года. Затем его закрыли, а все вещи, хранящиеся в доме, вывезли. Сегодня более двадцати учреждений культуры содержат в своих фондовых собраниях остафьевские предметы.

В 1988 году музей вновь был открыт как филиал Государственного музея А. С. Пушкина, а с 1994 года – стал самостоятельной структурой федерального подчинения. Тогда же началось комплектование фондов.
Сегодня в наших фондах находится около двадцати одной тысячи предметов, из которых почти половина – мемориальные. Если учесть, что комплектование музея происходило в сложных экономических условиях, в общем-то, неплохая цифра. В основном – закупки, дары, пожертвования. Нужно отметить наиболее значимые для истории Остафьева экспонаты, которые можно увидеть в парадных залах усадебного дома. Это – бронзовые каминные часы в виде портика с фигурами античных богов и героев. Предположительно, часы изготовлены на заказ в единственном экземпляре в конце XVIII – начале XIX столетия.
