Создатели «Фишера» — о том, как луна-парк стал главным референсом мира сериала

ВедомостиРепортаж

Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное

Николай Корнацкий
пт. 6.06.2025

Алексей Орлов / Ведомости

В онлайн-кинотеатре Wink стартовал второй сезон «Фишера» – продолжение одного из главных хитов стримингового бума. Иван Янковский («Слово пацана. Кровь на асфальте») вернулся к роли следователя Бокова, который вновь расследует серию загадочных убийств. Только теперь место действия – курортный город начала 1990-х, где творится разная чертовщина. Сменился и постановщик – вместо Сергея Тарамаева и Любови Львовой режиссерское кресло занял Александр Цой, снявший четвертый сезон «Трудных подростков».

Шоураннеры и сценаристы сериала все те же – Сергей Кальварский и Наталья Капустина. В интервью «Ведомостям» создатели проекта рассказывают, почему решили сделать второй сезон максимально непохожим на первый, с каким злом предстоит сразиться Бокову и как луна-парк стал главным референсом мира сериала.

«Эти пределы дозволенного, конечно, подвижны»

– Начну с самого важного вопроса. Во втором сезоне Боков, герой Ивана Янковского, перестал шокать, но завел собаку по кличке Шо. Это же сознательная шутка для зрителя?

Сергей Кальварский: Это Наташина идея. Такой реверанс зрителю, который спорил, негодовал. Кажется, что все посмотревшие первый сезон разделились на две группы. Первые говорили: «Да, именно так и говорят в Ростове, Янковский молодец». А другие наоборот: «Никто так в Ростове не говорит. Это «шо» все портит». Не было середины – или за, или против. Эта битва длилась, наверное, год, и мы сами в какой-то момент стали сомневаться: а нужно ли это персонажу? И Наташа предложила: раз во втором сезоне Боков теперь москвич, пусть он будет шокать очень редко – только в моменты, когда разнервничается и отпустит себя. И дадим ему собаку Шо.

– Насколько я понимаю, Добровольская, героиня Саши Бортич, не появится во втором сезоне. Но вы, как авторы, должны знать: у нее все хорошо?

С. К. Нет, у нее все плохо.

– Жизнь так и пошла по наклонной?

Наталья Капустина: Да, она так и не смогла справиться с тем, что с ней произошло [в первом сезоне]. Вся вот эта история о непрошибаемых сильных героях – «что бы со мной ни происходило, я всегда выкарабкаюсь» – нам это кажется не совсем правдой. Мы считаем, что после всего, что с ней случилось, Добровольская, конечно, не вернется в органы, она продолжит спиваться. Какое-то время у нее будет продолжаться вялый роман с Козыревым. Но в результате она будет жить своей довольно отшельнической жизнью.

С. К. Вообще, стоит сразу пояснить, почему мало персонажей из первого сезона. Мы изначально представляли второй сезон как в True Detective (сериал-антология «Настоящий детектив». – «Ведомости») – свои герои, своя история, другое изображение. Но нас очень просили оставить в названии слово «Фишер» – и Ивана Янковского. Поэтому мы линии из того сезона не поддерживаем почти никаким образом. Разве что рассказываем про самого Фишера – иначе было бы странно, если бы он не появился.

– В сущности же и возвращаться во второй сезон некому, кроме Бокова. Мы видим Козырева (Александр Яценко), но он тоже сломан, как и Добровольская. Вы сами как объясняете, почему только Боков стал сильнее, а его коллег погоня за Фишером сломала об колено?

Н. К. Все три героя изначально очень разные. И стержни у них разные. Тот же Козырев – он довольно пластичный. Вроде как переживает, но как-то неглубоко в него все это проникает. Вроде как хороший человек, и в то же время не до конца настоящий. И помельче, чем Боков.

С. К. Боков просто большая личность. Он таким родился.

– Как бы вы описали арку Бокова в первом сезоне? Столкновение с абсолютным злом в лице Фишера укрепило его веру в закон? Он осознает, что, если нарушить закон – даже из праведных побуждений, – все полетит в тартарары?

С. К. Мне кажется, тут не в законе дело. Просто Боков, ставший свидетелем всех этих зверств, понимает, что, если он сейчас совершит то же самое, мир не станет лучше. А скорее даже наоборот – станет хуже. У Бокова есть свой собственный свод правил, набор прописных истин: детей обижать нельзя, собаку пнуть нельзя. Эти пределы дозволенного, конечно, подвижны. Но глобально Боков для себя решил, что на пути борьбы со злом возможны мелкие отступления от протокола, мелкие правонарушения – но убивать нельзя. Даже из праведных побуждений. Боков может совершать страшные поступки, но он на самом деле хороший человек. Жесткий, но добрый. Нам кажется, что в этом миксе есть правда жизни. Именно поэтому Боков интересен – большинство людей устроены примерно так же.

Н. К. Его граница правильного сильно смещена (по сравнению с тем, что считается нормой. – «Ведомости»). Помните, как в первом сезоне все заканчивается? Толпа избивает мать Фишера, милиционеры пытаются их остановить, а он ни во что не вмешивается. Просто садится на капот.

С. К. Что бы сделал положительный герой американского фильма в этой ситуации? Пошел бы разнимать толпу. А он ничего не делает. И смотрит в камеру.

– Это мощнейший финал первого сезона – крупный кадр Янковского. Что он чувствует в этот момент, как считаете?

Н. К. Опустошение.

С. К. И тревогу. Знаете, вот это состояние, когда у тебя бессонница, ты постоянно куришь, пьешь кофе, пьешь водку, тебя колбасит в разные стороны. И на этом фоне тебя накрывает с головой дикая тревога. Что-то такое.

Н. К. У нас была очень сложная ситуация с финальным кадром. Мы много думали, обсуждали.

С. К. Был вариант – практически сериал «Аутсорс». Мы собирались доснять сцену, где опытный сотрудник тюрьмы как бы инструктирует молодого. Они забирают свои наганы, а старый говорит: «Пойдем работать. Я тебе сейчас все расскажу». Потом слышен выстрел. «И солнце играет на лицах расстрельной команды».

Н. К. А потом мы увидели дубль, где Ваня смотрит в камеру, и стало понятно: это оно.

«Там было все – одно, второе, третье»

– Фишера в первом сезоне вы рифмуете со злым джинном, проклятием. Как бы вы описали «новое зло» второго сезона? Я для себя лично сформулировал его как подражательность. Зачарованность медиаобразами из телевизора. Персонажи как будто представляют себя героями дурного кино с VHS (ВХС, как тогда говорили).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Футбольный бог из машины Футбольный бог из машины

О работе ИИ, который подбирает потенциальных новичков в футболе

Ведомости
Постельный режим Постельный режим

Мифы о сексе, которые пора забыть

Лиза
Снова о старом Снова о старом

За 10 лет меняется все, за 200 лет — ничего не меняется не только в России

Деньги
«Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке «Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке

Как Евдокия Мельникова стала ориентиром для многих судовладельцев XIX века

Forbes
Непотопляемый Непотопляемый

Амфибии Amphicar, выпущенные более 60 лет назад, до сих пор в строю

ТехИнсайдер
Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять» Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять»

Директор по рискам «Точка банк» — о видах атак мошенников на малый бизнес

Ведомости
Рост трафика на 17 600%: почему вайбкодинг помогает бизнесу, но вредит айтишникам Рост трафика на 17 600%: почему вайбкодинг помогает бизнесу, но вредит айтишникам

Вайбкодинг: полезный инструмент для бизнеса и угроза для IT-мира

Inc.
Балтийский берег Балтийский берег

Где лучше всего отдыхать на Балтийском море

Лиза
Курс на адаптацию Курс на адаптацию

Как в России развивают адаптивный спорт для людей с особенностями здоровья

Ведомости
Отец телевидения Владимир Зворыкин: история изобретения, изменившего мир Отец телевидения Владимир Зворыкин: история изобретения, изменившего мир

Почему отец телевидения Владимир Зворыкин возненавидел свое творение

ТехИнсайдер
Ирландский клан Ирландский клан

Как потомки ирландских эмигрантов Кеннеди добились «звёздности»?

Дилетант
Я не решаюсь проявить себя Я не решаюсь проявить себя

Что нам мешает реализовать способности в их полноте?

Psychologies
Диета карнивор Диета карнивор

Что будет с организмом, если есть только мясо

Лиза
В ожидании телепортации В ожидании телепортации

Передовые технологии помогут сблизить скорость данных и перемещений

Монокль
Летчик, моряк, трудоголик и муж. Жизнь принца Филиппа — в фактах и фотографиях Летчик, моряк, трудоголик и муж. Жизнь принца Филиппа — в фактах и фотографиях

История жизни одного из самых трудолюбивых членов британской монаршей семьи

Правила жизни
«Деньги на стол»: как финансовая прозрачность позволяет удержать сотрудников «Деньги на стол»: как финансовая прозрачность позволяет удержать сотрудников

Зачем компании делиться финансовой отчетностью с джунами?

Inc.
Долгий путь от «учебки» к Победе Долгий путь от «учебки» к Победе

В минометной роте любили песни: о поэтах на фронте Отечественной войны

Знание – сила
Банки из доставки Банки из доставки

Маркетплейсы бросают вызов традиционным кредитным организациям

Деньги
Квартира-трансформер: почему растет спрос на жилье с «умными планировками» Квартира-трансформер: почему растет спрос на жилье с «умными планировками»

«Умная планировка»: что подразумевает этот подход, как он воплощается?

Inc.
Не только лабубу: уродливые игрушки, которые все любили Не только лабубу: уродливые игрушки, которые все любили

Самые уродливые игрушки, которые завоевали сердца детей и коллекционеров

Maxim
«Биология в фокусе: Естественные отделения университетов Российской империи (1830–1900)» «Биология в фокусе: Естественные отделения университетов Российской империи (1830–1900)»

Почему в начале XIX века в университетах было мало практических занятий

N+1
Тарифная петля вместо тарифного пирога Тарифная петля вместо тарифного пирога

Цены на услуги естественных монополий и ЖКХ вырвались из-под контроля

Монокль
Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности» Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности»

Группа SEREBRO об амбициях и музыкальных экспериментах

ЖАРА Magazine
Сергей Лимонов Сергей Лимонов

О том, как (и зачем) коллекционер Сергей Лимонов превратил себя в институцию

Собака.ru
Эдуард Захрабеков Эдуард Захрабеков

Как Эдуард Захрабеков запустил самое большое в стране производство эндопротезов

Собака.ru
Девушки и яйца: как стильные и вкусные завтраки приносят сотни миллионов Девушки и яйца: как стильные и вкусные завтраки приносят сотни миллионов

Как две девушки сделали бизнес на блюдах с яйцами?

Forbes
Алексеевцы Алексеевцы

Русская революция пришла в образе бунта тыловых гарнизонов

Дилетант
Эстетика минимализма Эстетика минимализма

Интерьер в минималистской эстетике, монохромный, но стилистически выразительный

Идеи Вашего Дома
Лето твоей любви Лето твоей любви

Простые приемы, которые помогут тебе стать счастливой женщиной

Лиза
Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному

Есть ли будущее у искусственного мяса?

Inc.
Открыть в приложении