Создатели «Фишера» — о том, как луна-парк стал главным референсом мира сериала

ВедомостиРепортаж

Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное

Николай Корнацкий
пт. 6.06.2025

Алексей Орлов / Ведомости

В онлайн-кинотеатре Wink стартовал второй сезон «Фишера» – продолжение одного из главных хитов стримингового бума. Иван Янковский («Слово пацана. Кровь на асфальте») вернулся к роли следователя Бокова, который вновь расследует серию загадочных убийств. Только теперь место действия – курортный город начала 1990-х, где творится разная чертовщина. Сменился и постановщик – вместо Сергея Тарамаева и Любови Львовой режиссерское кресло занял Александр Цой, снявший четвертый сезон «Трудных подростков».

Шоураннеры и сценаристы сериала все те же – Сергей Кальварский и Наталья Капустина. В интервью «Ведомостям» создатели проекта рассказывают, почему решили сделать второй сезон максимально непохожим на первый, с каким злом предстоит сразиться Бокову и как луна-парк стал главным референсом мира сериала.

«Эти пределы дозволенного, конечно, подвижны»

– Начну с самого важного вопроса. Во втором сезоне Боков, герой Ивана Янковского, перестал шокать, но завел собаку по кличке Шо. Это же сознательная шутка для зрителя?

Сергей Кальварский: Это Наташина идея. Такой реверанс зрителю, который спорил, негодовал. Кажется, что все посмотревшие первый сезон разделились на две группы. Первые говорили: «Да, именно так и говорят в Ростове, Янковский молодец». А другие наоборот: «Никто так в Ростове не говорит. Это «шо» все портит». Не было середины – или за, или против. Эта битва длилась, наверное, год, и мы сами в какой-то момент стали сомневаться: а нужно ли это персонажу? И Наташа предложила: раз во втором сезоне Боков теперь москвич, пусть он будет шокать очень редко – только в моменты, когда разнервничается и отпустит себя. И дадим ему собаку Шо.

– Насколько я понимаю, Добровольская, героиня Саши Бортич, не появится во втором сезоне. Но вы, как авторы, должны знать: у нее все хорошо?

С. К. Нет, у нее все плохо.

– Жизнь так и пошла по наклонной?

Наталья Капустина: Да, она так и не смогла справиться с тем, что с ней произошло [в первом сезоне]. Вся вот эта история о непрошибаемых сильных героях – «что бы со мной ни происходило, я всегда выкарабкаюсь» – нам это кажется не совсем правдой. Мы считаем, что после всего, что с ней случилось, Добровольская, конечно, не вернется в органы, она продолжит спиваться. Какое-то время у нее будет продолжаться вялый роман с Козыревым. Но в результате она будет жить своей довольно отшельнической жизнью.

С. К. Вообще, стоит сразу пояснить, почему мало персонажей из первого сезона. Мы изначально представляли второй сезон как в True Detective (сериал-антология «Настоящий детектив». – «Ведомости») – свои герои, своя история, другое изображение. Но нас очень просили оставить в названии слово «Фишер» – и Ивана Янковского. Поэтому мы линии из того сезона не поддерживаем почти никаким образом. Разве что рассказываем про самого Фишера – иначе было бы странно, если бы он не появился.

– В сущности же и возвращаться во второй сезон некому, кроме Бокова. Мы видим Козырева (Александр Яценко), но он тоже сломан, как и Добровольская. Вы сами как объясняете, почему только Боков стал сильнее, а его коллег погоня за Фишером сломала об колено?

Н. К. Все три героя изначально очень разные. И стержни у них разные. Тот же Козырев – он довольно пластичный. Вроде как переживает, но как-то неглубоко в него все это проникает. Вроде как хороший человек, и в то же время не до конца настоящий. И помельче, чем Боков.

С. К. Боков просто большая личность. Он таким родился.

– Как бы вы описали арку Бокова в первом сезоне? Столкновение с абсолютным злом в лице Фишера укрепило его веру в закон? Он осознает, что, если нарушить закон – даже из праведных побуждений, – все полетит в тартарары?

С. К. Мне кажется, тут не в законе дело. Просто Боков, ставший свидетелем всех этих зверств, понимает, что, если он сейчас совершит то же самое, мир не станет лучше. А скорее даже наоборот – станет хуже. У Бокова есть свой собственный свод правил, набор прописных истин: детей обижать нельзя, собаку пнуть нельзя. Эти пределы дозволенного, конечно, подвижны. Но глобально Боков для себя решил, что на пути борьбы со злом возможны мелкие отступления от протокола, мелкие правонарушения – но убивать нельзя. Даже из праведных побуждений. Боков может совершать страшные поступки, но он на самом деле хороший человек. Жесткий, но добрый. Нам кажется, что в этом миксе есть правда жизни. Именно поэтому Боков интересен – большинство людей устроены примерно так же.

Н. К. Его граница правильного сильно смещена (по сравнению с тем, что считается нормой. – «Ведомости»). Помните, как в первом сезоне все заканчивается? Толпа избивает мать Фишера, милиционеры пытаются их остановить, а он ни во что не вмешивается. Просто садится на капот.

С. К. Что бы сделал положительный герой американского фильма в этой ситуации? Пошел бы разнимать толпу. А он ничего не делает. И смотрит в камеру.

– Это мощнейший финал первого сезона – крупный кадр Янковского. Что он чувствует в этот момент, как считаете?

Н. К. Опустошение.

С. К. И тревогу. Знаете, вот это состояние, когда у тебя бессонница, ты постоянно куришь, пьешь кофе, пьешь водку, тебя колбасит в разные стороны. И на этом фоне тебя накрывает с головой дикая тревога. Что-то такое.

Н. К. У нас была очень сложная ситуация с финальным кадром. Мы много думали, обсуждали.

С. К. Был вариант – практически сериал «Аутсорс». Мы собирались доснять сцену, где опытный сотрудник тюрьмы как бы инструктирует молодого. Они забирают свои наганы, а старый говорит: «Пойдем работать. Я тебе сейчас все расскажу». Потом слышен выстрел. «И солнце играет на лицах расстрельной команды».

Н. К. А потом мы увидели дубль, где Ваня смотрит в камеру, и стало понятно: это оно.

«Там было все – одно, второе, третье»

– Фишера в первом сезоне вы рифмуете со злым джинном, проклятием. Как бы вы описали «новое зло» второго сезона? Я для себя лично сформулировал его как подражательность. Зачарованность медиаобразами из телевизора. Персонажи как будто представляют себя героями дурного кино с VHS (ВХС, как тогда говорили).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Михаил Дегтярев: Фонд – это инструмент нашего президента Михаил Дегтярев: Фонд – это инструмент нашего президента

О создании Российского спортивного фонда и трудностях, которые он решит

Ведомости
A Vida Portuguesa A Vida Portuguesa

«А вы уже были в A Vida Portuguesa?»

Seasons of life
Камерно и точечно Камерно и точечно

Софья Синицына и ее год положительной трансформации

OK!
Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать

Какие продукты стоит внести в меню, чтобы поддерживать тело в тонусе?

Правила жизни
Пять опор крепкого иммунитета Пять опор крепкого иммунитета

Можно ли «прокачать», усилить и простимулировать иммунитет?

Yoga Journal
Легендарный Понтий Пилат Легендарный Понтий Пилат

Так кто же он был, этот римлянин, взявшийся судить Иисуса?

Знание – сила
Он лгал и учил лгать Он лгал и учил лгать

«Мы не знаем страны, в которой живем». А знаем ли мы Юрия Андропова?

Дилетант
От школьника-романтика до пелевинского героя: лучшие роли Михаила Ефремова в российском кино От школьника-романтика до пелевинского героя: лучшие роли Михаила Ефремова в российском кино

Вспоминаем культовых персонажей актера Михаила Ефремова

Правила жизни
Кто вы, мистер Освальд? Кто вы, мистер Освальд?

В биографии Ли Харви Освальда всё ещё очень много белых пятен и мифов

Дилетант
Культурный код ИИ: 3 совета по созданию чат-ботов для бизнеса Культурный код ИИ: 3 совета по созданию чат-ботов для бизнеса

Как строить более точные, этичные и адаптивные системы искусственного интеллекта

Inc.
Запах города Запах города

Аромастилист о том, как не ошибиться в выборе парфюмерного гардероба

ЖАРА Magazine
Как в лучших домах Как в лучших домах

Альпийская горка своими руками: простые идеи для новичков

Лиза
Образ дьявола как политический инструмент Образ дьявола как политический инструмент

Как Израиль остановил революцию в Иране

Монокль
Прежде, чем выйти из Африки, люди научились выживать в самых разных условиях Прежде, чем выйти из Африки, люди научились выживать в самых разных условиях

Какие факторы способствовали успешной миграции человека из Африки?

ТехИнсайдер
Артистка, которую невозможно забыть: 5 знаковых ролей Евгении Добровольской Артистка, которую невозможно забыть: 5 знаковых ролей Евгении Добровольской

Культовые роли Евгении Добровольской, по которым мы будем её помнить

Правила жизни
Очередь как новая валюта: почему миллионеры стоят за бургерами по три часа Очередь как новая валюта: почему миллионеры стоят за бургерами по три часа

Почему очереди за дефицитным товаром вновь стали актуальны?

Inc.
Филипп Киркоров: «Публика принимает меня любым, но далеко не всё прощает» Филипп Киркоров: «Публика принимает меня любым, но далеко не всё прощает»

Какой путь прошел Филипп Киркоров и сколько еще впереди

ЖАРА Magazine
«Меняются материалы, а круг образов всегда один» «Меняются материалы, а круг образов всегда один»

Художник Борис Кочейшвили — о том, что рай — это состояние

Weekend
Стройка с федеральным размахом: ТОП-20 застройщиков, реализующих проекты за пределами домашнего региона Стройка с федеральным размахом: ТОП-20 застройщиков, реализующих проекты за пределами домашнего региона

Рэнкинг застройщиков, вышедших из домашних регионов на федеральный уровень

ФедералПресс
Девятое искусство Девятое искусство

Французы и бельгийцы росли на комиксах до того, как это стало мейнстримом

Вокруг света
Семейный портрет Семейный портрет

Эксклюзивные кадры и интервью Анны Хилькевич и Артура Мартиросяна — для ОK!

OK!
Первопроходец в мире бодибилдинга и обладатель статуса «Мистер Вселенная»: история Микки Харгитея Первопроходец в мире бодибилдинга и обладатель статуса «Мистер Вселенная»: история Микки Харгитея

Как венгр Микки Харгитей бросил вызов американскому доминированию в бодибилдинге

ТехИнсайдер
Не женское дело? Не женское дело?

Еще 20–30 лет назад женщина-режиссёр воспринималась как нечто исключительное

Дилетант
Финкульт-привет Финкульт-привет

Низкая финграмотность — вызов не только для клиентов, но и для банков

Ведомости
Книга как искусство Книга как искусство

На протяжении долгих веков книга являлась главным хранителем информации

Знание – сила
Тайна затонувшего галеона «Сан-Хосе»: что рассказали золотые монеты на морском дне Тайна затонувшего галеона «Сан-Хосе»: что рассказали золотые монеты на морском дне

Ученые изучили корабль «Сан-Хосе» и его хрупкие останки

ТехИнсайдер
Оксана Драпкина: «Требования к талии ужесточаются» Оксана Драпкина: «Требования к талии ужесточаются»

О том, почему мужчины страдают ожирением чаще рассказала Оксана Драпкина

Ведомости
Научный руководитель национальной генетической инициативы «100 000 + Я» Константин Северинов: Глобальная база геномов привела бы к подлинной революции в медицине Научный руководитель национальной генетической инициативы «100 000 + Я» Константин Северинов: Глобальная база геномов привела бы к подлинной революции в медицине

Как и для чего собирают и расшифровывают геномы в проекте «100 000 + Я»

Ведомости
Домой, в Павловск Домой, в Павловск

Как ищут утраченные произведения искусства из коллекции Павловского дворца

СНОБ
Как визионерские идеи проникают в литературу Как визионерские идеи проникают в литературу

О том, кто такой визионер в нарративных искусствах

РБК
Открыть в приложении