Как будет меняться система образования и что такое концепция life-work learning

РБКОбщество

Наталья Царевская-Дякина: «Возможно, школ и вузов в привычном нам понимании когда-нибудь не станет»

Как будет меняться система образования в будущем, что такое концепция life-work learning, на что делать ставку в обучении — разбираемся вместе с экспертом ЦаревскаяДякина: «Возможно, школ и вузов в привычном нам понимании когда-нибудь не станет»

Автор: Наталья Царевская-Дякина, директор направления EdTech-кластера информационных технологий фонда «Сколково». Ментор и частный инвестор технологичных проектов. Частная консультационная практика: «Прообраз», «Нетология», Сбербанк, Mail.ru, «Северсталь» и др. Экс-директор направления образовательных технологий TalentTech, «СеверГрупп ТТ» (2018). Соавтор исследований и рейтингов «Стартап-Барометр», «РБК —рейтинг EdTech», EdMarket. Член грантового комитета фонда «Сколково»

Как сложилась современная система образования

Скорость изменения нашей жизни феноменальная. Современный человек за год пропускает через свое сознание такой же объем информации, который наши предки в XVII веке осваивали всю жизнь. При этом свойства мозга за 300 лет не поменялись: его объем, пропускная способность, операционная память у людей XXI века не сильно отличаются от этих параметров у наших предшественников, хотя сегодня мир требует от нас огромного количества интеллектуальных усилий, высокой скорости обработки и запоминания информации.

Казалось бы, образование должно подстраиваться под бурные изменения, но его суть остается неизменной. Система образования была создана более 200 лет назад в эпоху второй промышленной революции для подготовки кадров под мануфактурные производства. Вот тогда и возникли традиционные классы и знакомая нам годичная структура: 1 сентября открываем учебники, 31 мая — закрываем. Еще поколение назад было принято учиться десять лет в школе, пять лет — в институте, после этого учеба прекращалась. Только немногие, работавшие в НИИ, продолжали исследования и «двигали» науку. Остальные получали профессию и работали в ней всю жизнь. Были профессиональные династии, когда ребенок вырастал в одной профессиональной среде и оставался в ней навсегда.

В XXI веке мы живем в концепции lifelong learning, когда образование стало пролонгированным на всю жизнь, хотя мне ближе концепция life-work learning, то есть обучение в течение всей профессиональной деятельности. Но в любом случае учеба до сих пор остается процессом, хронологическим и линейным (мы осваиваем предмет за предметом, но без связи между ними, в строгих рамках и без учета особенностей и интересов учеников) — это, конечно, одна из проблем.

Другая проблема — монополизация образования. Базисные учебные планы спускаются «сверху» от чиновников, большая часть которых не знает иной альтернативы, кроме советского образования, хорошо подходящего под плановую экономику, а не под текущую рыночную. Наши учебные программы предполагают освоение множества фундаментальных знаний без изучения «мягких навыков» (soft skills). А смыслом и целью обучения становится сдача ЕГЭ.

Оставляет желать лучшего и система оценок. Она как бы пятибалльная, но де-факто учителя ставят обычно удовлетворительно («3»), хорошо («4») и отлично («5»). В итоге трехбалльная система совсем не отражает реальных знаний и не оценивает прогресс учащегося, а именно оценка прогресса и поощрение — залог мотивации в обучении.

Так получилось, что в современной школе не учат принимать решения, критически анализировать информацию, нести ответственность, быть счастливым. В отличие от скандинавской и китайской систем, не учат также быть гражданином, встроенным в систему, а учат сдавать экзамен на высокий балл. Причем более 50% родителей пользуются услугами репетиторов, то есть школа создала систему требований в виде ЕГЭ, к которой в итоге еще и не может должным образом подготовить.

Чем закончится борьба вузов и ДПО

Казалось бы, не школа, так вуз должен дать те самые навыки, которые выпускник сможет применить в жизни. Но работодатели жалуются, что высшие учебные заведения не учат студентов тому, что действительно нужно в работе и в профессии. История показывает, что при появлении новых профессий вузы «просыпаются» позже всех. Сначала появляется широкий спектр деятельности, потом конкретный функционал и название профессии, наконец, вырастают специалисты, под них рынок предлагает курсы, и самыми последними формируются вузовские дисциплины.

Например, как появилась профессия PR-менеджера? Сначала возникла свободная пресса. Корпорации поняли, что с ней необходимо как-то общаться, — появились менеджеры, они писали пресс-релизы, готовили комментарии, то есть появились очертания конкретных должностных обязанностей и само название. Потом — описание профессии, и только потом на журфаке МГУ создали отдельное направление, а еще через несколько лет выпустили дипломированных специалистов в области пиара.

За это время профессия PR-менеджера успела поменяться до неузнаваемости: нейросети могут создавать пресс-релизы, а специальные сервисы рассылать их по купленным базам СМИ. Но внедрить изменения в вузовскую программу достаточно трудно — пока она корректируется в течение трех лет, успевают поднакопиться новые изменения. Так и получается, что вуз не успевает за технологиями и профессиями.

Там, где формальное образование не справилось с запросами рынка, возникли EdTech и онлайн-обучение, совокупный объем рынка которых составляет более ₽200 млрд. Они предлагают нелинейное, модульное, синхронное и асинхронное и какое угодно еще образование под пожелания конкретного ученика. Помимо удовлетворения потребностей учащихся, EdTech дает то, что просит рынок.

В нынешней российской экономике нехватка IT-специалистов порядка 1 млн человек. Ежегодно в системе формального образования выпускаются около 700 тыс. человек, из них по IT-специальностям примерно 60 тыс. Skillbox и «Нетология» совокупно обучают больше IT-специалистов, чем формальная система образования. При этом у них тесная связка с будущими работодателями. Да и сами работодатели сегодня запускают собственные учебные площадки: STEM-университет «Тинькофф», проект «МТС.Тета», в рамках которого осуществлялся набор IT-специалистов по прохождению образовательных курсов от оператора.

Вместо того чтобы конкурировать, игроки рынка образования могут стать союзниками для достижения единой цели — того самого адаптивного образования в течение всей жизни, а через него — ускорения экономического развития страны и самореализации учащихся. EdTech и школы, дополнительное профессиональное образование (ДПО) и высшие учебные учреждения могут подружиться. Есть методологии и интертеймент-технологии, которые вовлекут школьника в профессию, науку или прикладную деятельность, вузы дадут общие и фундаментальные знания, структурируют запрос ученика. EdTech дополнит это курсами с самыми актуальными навыками и реальной экспертизой, а работодатель — стажировками и проектами.

Здесь не нужна конкуренция, здесь нужно партнерство всех систем. А они уже сейчас прекрасно дополняют друг друга.

Почему «про запас» не научишься

В условиях, когда технологии развиваются быстрее, чем создаются образовательные программы, а многим прикладным навыкам можно научиться самостоятельно, отыскав ролик на YouTube или актуальный курс и консультацию либо практику у специалиста, учиться «про запас» явно бессмысленно. Поэтому одни из самых важных сегодня навыков — это гибкость и умение эффективно учиться. Вот им стоит обучать, начиная с начальной школы, конечно, параллельно закладывая фундаментальную базу и продолжая пополнять знания всю жизнь. В «Новой школе» есть отдельный курс: «Научиться учиться», это набор практик и подходов, которые учат школьников осознанности и самостоятельности в процессе обучения.

Современные условия позволяют успеть реализовать себя в нескольких профессиональных направлениях за всю трудовую деятельность. И абитуриент, поступая в вуз, практически не знает, в каком направлении он выстроит карьеру через пять лет. Значит, к первому выходу на работу ему больше всего нужны набор теоретических (неизменяемых) знаний и soft skills, которые позволят осваивать необходимые актуальные навыки. Получается, что в современном мире нельзя научить профессии за пять лет, но можно ее осваивать и в ней совершенствоваться всю свою карьеру.

К тому же у нас увеличился срок жизни и пенсионный возраст, а рождаемость снижается, молодых специалистов становится меньше. 40-летний человек уже не воспринимает собственный возраст как предпенсионный. У него впереди еще 20 лет для продолжения развития карьеры. Уже накоплен опыт, контакты. Это уникальный специалист! Предрекаю, что очень скоро тренд «не брать на работу 40-летних» совсем уйдет в прошлое и сменится на ажиотаж вокруг них: начнут появляться EdTech-проекты с фокусом на обучении «возрастных» студентов.

Какими будут учителя XXI века

Учитель сегодня на вес золота. Мы постоянно читаем новости о дефиците педагогов. На 30 учеников—один преподаватель, а в старших классах биологию могут преподавать математики, так как не хватает предметников. И тут на помощь могли бы прийти технологии. Теоретические знания с легкостью осваиваются в онлайн-формате даже в таких сложных сферах, как, например, медицина. Интерактивный учебник по анатомии явно больше заинтересует учащегося, чем запылившиеся книжки с черно-белыми картинками скелетов. А искусственный интеллект дает возможность адаптировать обучение под каждого ученика.

Но технологии ни в коем случае не заменят педагога, и обучение не будет реализовываться исключительно онлайн. Идеальный формат — совмещение онлайна и офлайна, при котором практика реализуется в «живом» формате. Кстати, так и получается: образовательные учреждения запускают свои онлайн-курсы, а EdTech-проекты открывают офлайн-кампусы и организуют там командные занятия.

Частные общеобразовательные школы берут курс на практические выездные занятия, например, на производства или IT-компании, сшивая обучение с реальной жизнью. При таких условиях учителя смогут становиться экспертами в своем предмете и на рынке образования и работать как наставники, сопровождающие ученика в его траектории обучения, предлагающие ему профориентацию и психологическую поддержку для смены образовательного трека в случае ошибки.

На что делать ставку в образовании

Образование борется за внимание с кино и ТВ, компьютерными играми и соцсетями. Раньше считалось, что люди остаются необразованными из-за недостатка доступа к информации. Но сейчас у нас безграничный доступ к любым знаниям, а в топе рейтингов все равно трэш-контент и «упоротые» блогеры. Поэтому я поощряю развитие технологий, которые позволяют осваивать знания быстрее и глубже в увлекательной форме: микролернинг, VR/AR, интерактивные системы…

А чему именно учить? Быть счастливыми — понимать, чего хочешь от жизни и как этого достичь, что нравится делать и в каких сферах. Ведь основная задача любого образования — помочь личности раскрыть потенциал и самореализоваться.

Что ждет нас в будущем

Обучение технологией прямого вкладывания знаний, как в трилогии «Матрица», когда шунт в мозг — и ты через 15 минут знаешь джиу-джитсу, не будет работать, даже если реализуется. Для жизни нам нужны не просто сами знания, а умение их использовать на практике. Поэтому нас ждет плавная, эволюционная интеграция учебных программ в реальную жизнь. Если раньше система пыталась поместить все знания в 15 лет учебы в школе и вузе, то сейчас необходимости в этом нет, «вся жизнь впереди» и «учиться никогда не поздно».

Действительно, базовые знания стоит давать в раннем возрасте, когда мозг наиболее пластичен, а затем обучение увести в сторону самостоятельных действий и практики с так необходимыми знаниями в области IT, soft skills и управления проектами. Кстати, встречный тренд уже появился. Корпорации запускают в рынок собственные образовательные программы и даже открывают университеты.

Что касается EdTech. Все технологии, которые можно применить в образовании, будут использоваться. Образовательные метавселенные, микролернинг, ИИ, геймификация и другие инновации позволяют внедрять в обучение триггеры восприятия и тем самым делать запоминание знаний и их использование более продуктивным. Стремительное развитие и требования к «цифровым» навыкам — сначала был Excel, потом программирование, а в ближайшее время, возможно, и промты для ChatGPT, и применение технологий непосредственно в процессе обучения — приведут к трансформации самого института формального образования. Возможно, школ, СПО, вузов в привычном нам понимании когда-нибудь не станет. Будет некий трек развития, который можно менять, результаты фиксировать, а опыт подтверждать.

Мне кажется, что должна еще поменяться и воспитательная функция образования. Не умаляю величия классической литературы, но у нынешнего поколения должны быть свои герои, примеры, к которым хочется стремиться, — ученые, предприниматели, разработчики, даже менеджеры успешных корпораций.

Фото: Андрей Любимов для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Открытый код Открытый код

Как эволюция ДНК-тестов изменит криминалистику и медицину

РБК
За пределами Фрейда: как на самом деле работает психоанализ За пределами Фрейда: как на самом деле работает психоанализ

Как психоанализ работает и с какой целью люди приходят в психоаналитику?

Psychologies
Проблемы военной безопасности и стабильности в регионе Ближнего и Среднего Востока Проблемы военной безопасности и стабильности в регионе Ближнего и Среднего Востока

Ближний и Средний Восток по ряду причин изобилуют нюансами политики

Обозрение армии и флота
Крабле-бумс Крабле-бумс

Вся правда о крабовых палочках

Лиза
«В Орду! В Орду!» «В Орду! В Орду!»

Россия зачиналась в скопидомном сундуке Ивана Калиты

Дилетант
Появление олдованской культуры удревнили до 3,2-3 миллионов лет назад Появление олдованской культуры удревнили до 3,2-3 миллионов лет назад

Археологи определили, когда появилась олдованская культура

N+1
От авторства до монополии От авторства до монополии

Как лучше защищать свои творческие и инновационные достижения

Наука и Техника
Новый код спешит на помощь Новый код спешит на помощь

Программируем 2024-й: как искусственный разум изменит нашу жизнь

Монокль
9 вещей, которых мужчины боятся в женщинах 9 вещей, которых мужчины боятся в женщинах

Какие вещи в отношениях с женщинами пугают мужчин?

Psychologies
Зачем нужен дворник-беспилотник Зачем нужен дворник-беспилотник

Алексей Сивидов — о роботах, призванных победить дефицит рабочих рук в сфере ЖКХ

РБК
Заткнуть за пояс Заткнуть за пояс

Все модели Jetour в одном путешествии

Автопилот
Ателье как хобби и не только Ателье как хобби и не только

К чему привел выход китайских фабрик в индустрию индивидуального пошива

Монокль
Московский бит Московский бит

Если вы не слышали о System 108, то наверняка слышали грохот их вечеринок

СНОБ
Город дорог: 10 фильмов, действие которых происходит в автомобиле Город дорог: 10 фильмов, действие которых происходит в автомобиле

«Соучастник», «Драйв» и другие картины, в которых важную роль играет автомобиль

Правила жизни
Кокошник дамы червей Кокошник дамы червей

Как образ Великой княгини Ксении Александровны стал прототипом игральной карты

Seasons of life
Спутник Echostar–24 Спутник Echostar–24

Был осуществлен пуск ракеты-носителя Falcon Heavy со спутником EchoStar–24

Наука и Техника
Почему мы любим читать, сидя на унитазе? Почему мы любим читать, сидя на унитазе?

Туалетная комната — пристанище одиноких душ и замена молитвенному месту

Psychologies
Минздрав Сахалина о привлечении кадров: «Предусмотрены выплаты и компенсация за аренду квартиры» Минздрав Сахалина о привлечении кадров: «Предусмотрены выплаты и компенсация за аренду квартиры»

Как Сахалинская область привлекает врачей из других регионов?

ФедералПресс
Русско-японская война и манипуляции памятью Русско-японская война и манипуляции памятью

Как война с Японией прочно вошла героический раздел русской истории

Знание – сила
Очень мутные дела Очень мутные дела

«Сны Алисы»: проблемы подростков в условиях паранормального русского Севера

Weekend
Мутагенез при образовании половых клеток оказался восьмикратно недооценен Мутагенез при образовании половых клеток оказался восьмикратно недооценен

Британские исследователи картировали мутации, возникающие при репарации ДНК

N+1
Как уменьшить нагрузку на глаза при работе на компьютере: 7 важных правил Как уменьшить нагрузку на глаза при работе на компьютере: 7 важных правил

Несколько правил, чтобы больше не сталкиваться с компьютерным синдромом

ТехИнсайдер
Опередивший время Опередивший время

Посадка «Бурана» — наивысший триумф советского космического проекта

Монокль
«Смерть — всего лишь иллюзия»: объяснение с точки зрения физики «Смерть — всего лишь иллюзия»: объяснение с точки зрения физики

Различие между прошлым, настоящим и будущим — лишь упрямая непреходящая иллюзия

Psychologies
Впереди — Москва: как устроена столичная система инноваций Впереди — Москва: как устроена столичная система инноваций

Москва начала создавать комплексную систему поддержки инновационного бизнеса

РБК
Ой, всё: почему США признали потолок цен на нефть бесполезным Ой, всё: почему США признали потолок цен на нефть бесполезным

Российский нефтегаз показал чудо адаптации к санкциям

Монокль
«Худшая компания в нашей истории» «Худшая компания в нашей истории»

Скандальная история ArcelorMittal в Казахстане подходит к концу

Монокль
От древности до петровских времен От древности до петровских времен

История Вологодской области: от войн княжеств до петровских реформ

ФедералПресс
«Мы сделали особый акцент на первичном рынке» «Мы сделали особый акцент на первичном рынке»

О новых рыночных реалиях, новых интересах и требованиях инвесторов

Деньги
Кредиты становятся роскошью Кредиты становятся роскошью

Где агросектору брать деньги на ведение и развитие бизнеса

Агроинвестор
Открыть в приложении