Об аппаратах легче воздуха – дирижаблях

Зеркало МираHi-Tech

Изгои небес

Олег Добров

d1jhj4fsmsos9e.cloudfront.net

В художественных и документально-исторических произведениях часто встречается сюжет о судьбе какой-либо правящей династии, которая быстро прошла весь путь от восхождения к вершинам власти до упадка и вырождения. В более современном варианте – повествование о взлете некой мощной корпорации, практически монополиста в своей области, буквально за одно поколение сдавшей все позиции и сохранившейся в виде мелких фирмочек. Таков и путь летающих аппаратов легче воздуха в целом, а дирижаблей в частности.

Славное начало

Братья Жозеф-Мишель
(1740—1810)
и Жак-Этьенн
(1745—1799)
Монгольфье,
изобретатели
воздушного
шара. sitekid.ru

Мечта о полете, отразившаяся в легендах и мифах самых разных цивилизаций, нашла свое практическое воплощение во Франции в 1783 году, когда братья Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн Монгольфье (фр. Montgolfier) впервые использовали подъемную силу теплого воздуха в относительно легкой и газонепроницаемой оболочке – то есть в воздушном шаре. Полеты первых воздушных шаров вдохновили современника братьев Монгольфе, французского математика Жана Батиста Менье, на идею управляемого аппарата эллипсоидной формы, который должен был перемещаться по воздуху с помощью трех пропеллеров, вращаемых мускульной силой 80 человек. Фактически это был первый детальный проект дирижабля: в большом эллипсоиде должен был находиться баллонет, шар меньших размеров, для того чтобы, изменяя объем газа в баллонете, можно было регулировать высоту полета. Кроме того, предусматривались горизонтальные стабилизаторы, сама гондола подвешивалась на трех стропах и т.п. Менье считается «отцом дирижаблей», но воплотить в жизнь свой проект не успел, скончавшись в 1793 году от ран при осаде Майнца в чине дивизионного генерала революционной армии. Не исключено, что, если бы он выжил и создал дирижабли для армии Наполеона, история могла пойти несколько иным путем. Тем не менее развитие аэростатов легче воздуха с тех пор пошло двумя направлениями.

Шар братьев Монгольфье. parisrevolutionnaire.com
Проект дирижабля Менье. reddit.com

Развилка

Разумеется, военные не могли избежать соблазна окинуть взором с высоты поле сражения. Первая попытка имела место в 1793 при осаде французскими революционными войсками Валенсии. Но плохая погода помешала наблюдателю. Через год в битвах с австрийскими силами повезло больше: в сражениях при Мобеже, Шарльруа, Флерю, Люттихе наблюдателей поднимали на высоту 300–400 метров, и они флажками сигнализировали о маневрах противника. Еще через год во время битвы под Майнцем буря растрепала в клочья воздушный шар. Короче, в 1795 году Наполеон расформировал свои «военно-воздушные силы», поскольку не хотел зависеть от погоды.

Наблюдательный воздушный шар французов. warfarehistorynetwork.com

А вот австрийцы пошли другим путем. В 1849, при осаде Венеции, они подвешивали к аэростатам пороховые заряды и, запалив фитиль, длина которого зависела от расстояния до цели, запускали их в сторону противника. Через десять лет французы в войне с австрийцами использовали аэростат для фоторазведки, но качество снимков было так себе, хотя их делал Надар, один из пионеров фотографии.

Воздушный шар, созданный по чертежам и расчетам Д.И. Менделеева. arran.ru

В 1880 года по инициативе Менделеева был основан VII воздухоплавательный отдел Русского технического общества. Отдел финансировался военным министерством. Несмотря на большой интерес к полетам, использование аэростатов нигде в мире не было поставлено на промышленную основу. И только во время Первой мировой войны их стали широко применять, несмотря на взрывоопасность водорода, которым наполняли аэростаты. В основном для наблюдения и как средство воздушного заграждения от авиации. Отметим, что и во время Второй мировой войны аэростаты воздушного заграждения активно использовались для защиты городов от бомбежки.

Дирижабль Анри Жиффара. i.pinimg.com

Перспективы

Первый управляемый аэростат, то есть дирижабль (от фр. dirigeable – управляемый), который поднялся в небо, был создан французским изобретателем Анри Жиффаром в 1852 году. Оснащенный паровым двигателем и воздушным винтом сигаровидный баллон длиной 44 метра и диаметром 12 метров поднялся над парижским ипподромом и со скоростью 8 км/час пролетел почти 28 километров. Через три года Жиффар соорудил новый дирижабль, длиной 70 метров и с более мощной паровой машиной. В 1884 году Шарль Ренар и Артур Кребс совершили полет на французском военном дирижабле с электрическим двигателем LaFrance. Длина дирижабля составила 52 метра, объем – 1900 м³, за 23 минуты было покрыто расстояние в 8 километров при помощи двигателя мощностью 8,5 л.с. В 1901 француз Альберто Сантос-Дюмон облетел Эйфелеву башню со скоростью 20 км/час. Началась эра дирижаблей.

К этому времени определились конструктивные направления их развития: мягкие, полужесткие и жесткие. В мягких схемах корпусом является тканевая оболочка, а избыточное давление газа обеспечивает устойчивость формы. Они были самыми массовыми летательными аппаратами, но и самыми ненадежными. В полужестких имеет место килевая ферма, к которой крепились элементы дирижабля и некоторое оборудования. И, наконец, жесткая схема, в которой, как в морском судне, корпус собирался из продольных и поперечных металлических силовых элементов, обтянутых для аэродинамической формы тканью. Внутри каркаса размещались не только газовые емкости, но и служебные проходы, ведущие к агрегатам воздушного судна.

Создателем таких дирижаблей был немецкий инженер и организатор их массового производства генерал граф Фердинанд фон Цеппелин. Его первый аппарат LZ1 (Luftschiff Zeppelin) длиной 128 м, приводящийся в движение двумя двигателями Daimler мощностью 14,5 л.с., управлялся лично графом. Возможно, поэтому дирижабли жесткой схемы стали называть «цеппелинами».

Дирижабль «Граф Цеппелин». i2.wp.com

Взлет и падение

Германские власти поначалу весьма скептически относились к проектам графа, но после первых полетов мнение изменилось, и кайзер Вильгельм II даже выделил на это дело 500 тысяч марок, сумму весьма существенную. И в 1909 г. фон Цеппелин основал первую в мире воздушно-транспортную компанию Deutsche Luftschiffahrt AG, а через год четыре дирижабля совершали регулярные рейсы по Германии, и уже была создана инфраструктура с ангарами и причальными мачтами.

Неудивительно, что «сумрачный немецкий гений» во время Первой мировой войны превратил цеппелины чуть ли не в вундерваффе, чудо-оружие. Справедливости ради отметим, что впервые дирижабли были использованы итальянцами в 1911–1912 гг. во время войны с Турцией. С их помощью проводились разведывательные операции и наносились бомбовые удары. Но только немцы «поставили на конвейер» боевые дирижабли. Достаточно сказать, что за годы войны они построили почти 80 аппаратов, тогда как англичане – 10, итальянцы – семь, США – шесть, а в России использовались три дирижабля. Немецкие цеппелины развивали скорость до 90 км/ч, перемещались на 4–5 тыс. км и несли несколько тонн бомб. Несмотря на неплохую эффективность цепеллинов в качестве воздушных разведчиков и бомбардировщиков, быстрое развитие зенитной артиллерии и авиации делало эти наполненные взрывоопасным водородом гиганты весьма уязвимыми.

После войны дирижабли начали использоваться в качестве пассажирского и грузового транспорта. В промышленно развитых странах росло дирижаблестроение. В 1919 году английский дирижабль R-34 впервые перелетел Атлантику. Шпиль небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг использовался как причальная мачта, а 102-й этаж тогда был причальной платформой для подъема на дирижабль.

Английский дирижабль R-34. c.pics.livejournal.com

Самым большим дирижаблем мирного назначения был Цеппелин LZ129 «Гинденбург». Он поднимал до 100 тонн груза, а пассажирские рейсы в Северную и Южную Америку начал в 1936 году. К маю 1937 году на его счету было уже почти 40 полетов через Атлантику. Когда «Гинденбург» прибыл в Нью-Йорк, над городом бушевала гроза, и цеппелин перелетел в сторону военной базы. Но при посадке в одном из отсеков что-то взорвалось, и дирижабль окутало огнем. Тем не менее капитану удалось его посадить и спасти 67 человек из 97 пассажиров. По одной из версий, это была диверсия, за которой якобы стоял рейхсминистр авиации Герман Геринг, не желавший тратить средства на дирижабли. Тем не менее, хотя и до этого случались не менее тяжелые катастрофы, именно гибель «Гинденбурга» стала знаковым событием, остановившим массовое применение подобных летательных аппаратов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Загадки страны Пиктавии Загадки страны Пиктавии

Пикты – воинственный народ, оставивший после себя множество тайн

Зеркало Мира
Фабрика-кухня: филиал Третьяковки в Самаре Фабрика-кухня: филиал Третьяковки в Самаре

Памятник советского конструктивизма обрел новую жизнь в виде филиала Третьяковки

Psychologies
Чистая работа Чистая работа

Как избавляться от цифрового мусора и кому можно поручить эту работу?

РБК
Пора лезть на стену Пора лезть на стену

Паркур от первого лица

Men Today
Горе победившим Горе победившим

Как московский князь Юрий Данилович неудачно воевал с Тверью

Дилетант
«Включение в систему» «Включение в систему»

Как немецкий народ приобщали к обязательной для всех нацистской идеологии

Дилетант
«Платонов всегда будет современным и никогда не будет актуальным» «Платонов всегда будет современным и никогда не будет актуальным»

Платонов — один из важнейших не только прозаиков, но и мыслителей XX века

Знание – сила
4 признака, что отправляться в совместное путешествие с человеком не стоит 4 признака, что отправляться в совместное путешествие с человеком не стоит

Иногда стили отдыха даже самых близких людей не совпадают, и это нормально

Psychologies
«Вам звонят из…» «Вам звонят из…»

Почему мы не можем просто положить трубку, когда звонят мошенники?

Psychologies
Весь в отца: существуют ли гены лишнего веса и что с ними делать? Весь в отца: существуют ли гены лишнего веса и что с ними делать?

Спросили у эксперта все, что вы хотели знать о генах лишнего веса

Правила жизни
История альянса: факты, которые вы могли не знать о НАТО История альянса: факты, которые вы могли не знать о НАТО

Договор, военная поддержка и армия: необычные факты о НАТО

ТехИнсайдер
«В мире еще есть что-то, способное заинтересовать» «В мире еще есть что-то, способное заинтересовать»

Отец Андрей Щенников рассказал о том, как живет церковь в эпоху потребления

Правила жизни
Выгорела, но не могу остановиться: почему мы продолжаем пахать, даже если сил больше нет Выгорела, но не могу остановиться: почему мы продолжаем пахать, даже если сил больше нет

Почему наш внутренний супергерой продолжает спасать мир наизнос?

Psychologies
Главный экспонат Главный экспонат

Автомобили, на которых люди станут ездить (и даже летать) в ближайшее время

ТехИнсайдер
Мир до Александра. Путешествие начинается… Мир до Александра. Путешествие начинается…

География древнего мира: что греки знали о землях, странах и народах?

Знание – сила
В тени мужчин: как достижения женщин затмевала слава их братьев, отцов и мужей В тени мужчин: как достижения женщин затмевала слава их братьев, отцов и мужей

Талантливые женщины, которые были несправедливо забыты

Forbes
Наш человек! Наш человек!

11 звезд Голливуда с русскими корнями

Лиза
Из бани в Лувр. Почему «Джоконда» стала главной картиной всех времен и народов Из бани в Лувр. Почему «Джоконда» стала главной картиной всех времен и народов

«Мона Лиза», или «Джоконда», — кто она?

СНОБ
Полные закрома Полные закрома

Пусть всегда будет вкусно: основные правила и приемы домашнего консервирования

Лиза
Екатерина Гусева: «Чем больше отдаю душевных сил, тем больше получаю солнечной энергии!» Екатерина Гусева: «Чем больше отдаю душевных сил, тем больше получаю солнечной энергии!»

Я чувствую, что наполнена зрительской благодарностью и любовью

Караван историй
Дофамин и его предшественник леводопа усилили деградацию бета-амилоида в префронтальной коре мышей Дофамин и его предшественник леводопа усилили деградацию бета-амилоида в префронтальной коре мышей

Дофамин и леводопа индуцируют деградацию бета-амилоида в мозге мышей

N+1
Высокие амбиции Высокие амбиции

Современный интерьер с элементами шинуазри и азиатской тематики

SALON-Interior
Иногда «Оно» возвращается Иногда «Оно» возвращается

Возвращение хоррор-хита «Оно приходит за тобой», прославившего Майку Монро

Weekend
Лесото обладает самым высоким уровнем самоубийств в мире! Вот где расположена эта страна Лесото обладает самым высоким уровнем самоубийств в мире! Вот где расположена эта страна

В Лесото наблюдается один из самых высоких уровней самоубийств в мире

ТехИнсайдер
Эксперты заявили, что моральные ценности людей зависят от времени года! Интересные факты Эксперты заявили, что моральные ценности людей зависят от времени года! Интересные факты

«Сезонность» моральных ценностей может влиять на политику

ТехИнсайдер
Помнить все! Помнить все!

7 привычек, которые помогут снизить риск деменции

Лиза
Вымирающие из-за нехватки кислорода тасманийские скаты впервые размножились в неволе Вымирающие из-за нехватки кислорода тасманийские скаты впервые размножились в неволе

Находящиеся под угрозой исчезновения скаты впервые принесли потомство в неволе

N+1
Защищает от простуды и рака! Узнайте интересные факты о пользе приправы карри Защищает от простуды и рака! Узнайте интересные факты о пользе приправы карри

Карри: ароматная и полезная для здоровья приправа

ТехИнсайдер
Растение, творящее чудеса! Как использовали мяту на Руси, зачем ею натирали столы в Риме и еще 10 занимательных фактов Растение, творящее чудеса! Как использовали мяту на Руси, зачем ею натирали столы в Риме и еще 10 занимательных фактов

Душистая мята с давних времен имеет широкое практическое применение

ТехИнсайдер
Светятся в темноте и разрушают сперматозоиды! Вот какие бывают презервативы: интересные факты Светятся в темноте и разрушают сперматозоиды! Вот какие бывают презервативы: интересные факты

Существует множество видов презерватива, у каждого типа есть свои плюсы и минусы

ТехИнсайдер
Открыть в приложении