«Лучшее решение — блокировка сайтов с незарегистрированными БАДами»
О трендах и регулировании российского рынка БАДов рассказал генеральный директор Solgar в России и странах СНГ Хакан Эртюрк

Российский рынок БАДов в 2023 году, по данным DSM, вырос в денежном выражении на 13% по сравнению с предыдущим годом, достигнув почти 128 млрд руб., однако по числу проданных упаковок показал незначительное снижение — на полпроцента. Как вы оценивает нынешнюю динамику и тренды рынка?
Думаю, что некая стагнация рынка в упаковках — временное явление, потому что мы наблюдаем рост количества людей, принимающих нутриенты на регулярной основе. В связи с этим важно, чтобы не только увеличивалось количество производителей БАДов, но и продолжалась работа по совершенствованию качества выпускаемой продукции.
Как на рынок влияют регуляторные инициативы, прежде всего обязательная маркировка БАДов?
Обязательная маркировка предоставила потребителю простую возможность при помощи смартфона убедиться, что перед ним действительно легально введенный в оборот продукт, а не другой товар, который маскируется под БАД. Регулирование оборота биодобавок в России — одно из самых строгих в мире, но недобросовестные участники рынка пытаются уйти от соблюдения регуляторных требований, продавая свою продукцию в качестве пищевых концентратов, чаев, а также пищевых добавок, запрещенных к розничной продаже. Особенно эта проблема характерна для онлайн-торговли вне аптек. Маркировка ярко подсветила эту проблему, решение которой индустрия ищет совместно с Роспотребнадзором и ЦРПТ.
Из интересных регуляторных инициатив последнего времени — объемный по содержанию законопроект, который должен позволить врачам выписывать БАДы пациентам. Однако он имеет скорее рамочный характер, регулирование будет сосредоточено в подзаконных актах. Мы надеемся, что в ходе их разработки будут проведены обширные консультации как с бизнесом, так и с врачебным сообществом, чтобы новые нормы полноценно заработали.
БАДы — лидирующий сегмент аптечного рынка по продажам онлайн, в 2023 году четверть товаров этой категории, по данным DSM, были проданы через интернет. Как вы оцениваете ситуацию с трансграничной торговлей БАДами, какие меры, на ваш взгляд, могли бы сделать этот сегмент более безопасным для потребителя и прозрачным?
Я бы рекомендовал обращать внимание на наличие у приобретаемого продукта свидетельства о государственной регистрации БАДа и маркировки «Честный знак». Важен также канал покупки: жесткие законодательные требования к входному контролю в аптеках гарантируют потребителю, что приобретаемый через интернет-витрины аптек товар — это зарегистрированный, прошедший все необходимые проверки, безопасный и легальный продукт.
Если рассматривать вопрос трансграничной торговли, при которой продажа товара происходит на иностранном сайте с доставкой через национальную границу посредством почты или курьерской службы, то простого способа обезопасить потребителя мировая практика не нашла. Дело в том, что под понятийными аналогами БАДов к пище в мировой регуляторной практике понимают очень разные вещи — вплоть до субстанций, которые мы бы в России квалифицировали как лекарственный препарат. Говорить о том, что они безопасны для потребителя, наивно. При трансграничной торговле не работает и институт ответственности производителя или импортера за качество, безопасность и подлинность товара.
Вероятно, лучшим решением в России будет широко обсуждавшееся индустрией и регуляторами предложение о блокировке интернет-сайтов, предлагающих к реализации на территории страны незарегистрированные, а следовательно, непроверенные и небезопасные БАДы. На наш взгляд, это быстрый, недорогой и потенциально эффективный способ снизить количество пострадавших от некачественной или фальсифицированной продукции.
Фото: пресс-служба
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl