Как на Дальнем Востоке решают проблемы кадрового дефицита
Российская экономика активизировалась на азиатском рынке — потребность в трудовых ресурсах на территориях Дальневосточного федерального округа растет. Приоритетная задача макрорегиона — развитие человеческого капитала
Кадровые проблемы, нарастающие в стране последние годы, сегодня обострились до предела, отмечают эксперты. Согласно исследованию Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, нехватку рабочих рук испытывали 65% опрошенных весной 2024 года работодателей. Это максимальный показатель за 25 лет. Наибольший дефицит — среди квалифицированных рабочих (82%) и инженерно-технического персонала (39%). «Это именно те специалисты, которые важны для технологической независимости страны», — уточняет замдиректора ИНП Дмитрий Кувалин.
Усугубляет ситуацию проблема нерационального использования рабочей силы, добавляет доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» РЭУ имени Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец. Восполнять дефицит кадров привычным экстенсивным путем сегодня уже не получится — ресурсы исчерпаны, надо идти по пути более качественного и эффективного использования того кадрового потенциала, который есть, считает эксперт.
Региональный акцент
Особенно остро ощущается кадровый голод в отдаленных регионах. На Дальнем Востоке он связан прежде всего с многолетним сокращением численности населения, отмечает Дмитрий Кувалин. По данным ФАНУ «Востокгосплан», за 2018–2022 годы естественная убыль населения ДФО составила 98,2 тыс. человек, а убыль за счет миграции — 94,1 тыс. человек. В 2023 году регион не досчитался еще 30,8 тыс. человек. А всего с 1990 года население Дальнего Востока сократилось более чем на 24%. Среди причин оттока трудоспособного населения — удаленность ДФО, суровый климат, довольно узкий выбор профессиональных занятий, говорит директор Научно-образовательного центра развития образования ВШГУ РАНХиГС Владимир Блинов.
Дефицит собственных трудовых ресурсов на Дальнем Востоке уже много лет компенсируют за счет вахтовиков: по данным ИНП РАН, в добывающей промышленности макрорегиона доля вахтовиков составляет не менее 30–35%. Особенно много их на Чукотке и Камчатке, в Магаданской и Амурской областях.
Для привлечения рабочей силы в отдельные регионы страны еще в 2015 году Министерством труда и социальной защиты была запущена федеральная «Программа повышения трудовой мобильности», основная задача которой — поддержка переезда, трудоустройства и адаптации работника и его семьи.
Однако результаты этой программы незначительны, считает Людмила Иванова-Швец. А кадровый голод, который начался в ДФО еще до всеобщего дефицита, только обостряется. «Российская экономика начала активно работать на азиатском рынке. И это потребовало дополнительных трудовых ресурсов на сопредельных с ним территориях Дальнего Востока», — говорит эксперт.
Сегодня в стратегически важном для страны регионе усиленными, в полтора раза опережающими среднероссийские показатели темпами растет промышленное производство. Развивается добыча и переработка нефти и газа, водных биологических ресурсов, марикультура, туризм, строятся и модернизируются порты. Согласно подготовленному «Востокгоспланом» отчету «Об основных
итогах социально-экономического развития ДФО в 2023 году», Дальний Восток вошел в тройку федеральных округов — лидеров по темпам роста выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности, а также лидирует по темпам роста инвестиций и объемам строительства.
По данным Агентства по делам молодежи, перечень особо востребованных в ДФО профессий включает в себя около 50 специальностей. Среди наиболее дефицитных — специалисты в области добычи и переработки полезных ископаемых, нефти и газа, лесной промышленности, рыболовства и аквакультуры, туризма, пищевой промышленности, сельского хозяйства, строительства.