Иван Моручков: Зачем современному школьнику предпринимательские проекты
Школа порождает в голове молодого человека устойчивую иллюзию, которую мы называем «школьный mindset». Он часто встречается и у взрослых. Что это такое, рассказывает создатель некоммерческой образовательной платформы для развития предпринимательских навыков у школьников «Школа дела» Иван Моручков
Ни для кого не секрет, что предпринимательская культура в России развита крайне слабо. И если мы хотим развивать предпринимательство в стране, необходимо это делать с самых ранних лет. Взрослый человек за годы жизни обрастает тревогами, психологическими защитами, убеждениями, его внутренний мир костенеет. Занимаясь обучением предпринимателей более 5 лет, я все больше убеждаюсь, что, если ты хочешь сделать из человека предпринимателя, тебе необходимо оказывать влияние на те аспекты его психики, которые сформировались еще в детстве.
Школьное мышление
Ребенок с детства привыкает выполнять задачи не с целью практического применения, а для того, чтобы его оценили. После оценки результат работы школьника больше не нужен. В этом корень всех зол. Человек годами привыкает стремиться к внешней оценке по надуманным критериям, а не к реальному, живому, применимому где-либо результату. Жизнь и ее требования в подобной среде заменяются фантазиями и теоретизацией. Эти фантазии к тому же многократно усиливаются страхом провала. Ведь школа учит нас, что ошибаться нельзя. Значимость твоей деятельности измеряется баллами, а ошибки понижают твои оценки. Ребенок неизбежно отождествляется со своей деятельностью, и вот уже ошибка понижает не просто оценку ребенка, но его собственную значимость.
Какого человека дает нам «школьное мышление»:
— не способного инициировать изменения из-за страха перед совершением ошибки;
— не понимающего, что такое реальный результат, ведь всю сознательную жизнь люди оценивали его за фиктивную деятельность;
— не желающего брать на себя ответственность (ведь если результат моей работы в жизни никем не применяется, значит, и смысла особо переживать за него у меня нет — реальные изменения всегда совершает кто-то другой);
— не желающего развиваться финансово. Ведь опыт школьника оторван от реальности. Школьник не понимает, насколько сложно заработать деньги, как их тратить, как они достаются родителю. Отсюда часто возникает страх денег, стыд за их заработок, страх оказаться успешнее родителей и многое другое.
Мы видим образ инертного, оторванного от реальности, безответственного человека, не желающего зарабатывать деньги или имеющего неадекватное представление о заработке. Это похоже на образ активного гражданина или успешного бизнесмена?
Что дают проектные предпринимательские программы в школе?
Изменить сложившуюся ситуацию возможно только одним способом — введением в школьную программу предпринимательства как проектной практической дисциплины. Уточняю, что под предпринимательством мы подразумеваем готовность человека воплощать свои идеи в жизнь, причем в любых сферах. А к этому можно начинать приучать в любом возрасте, чем раньше, тем лучше. Абсолютно для любого школьника возможно подобрать предпринимательскую модель. Студент, например, организует курсы английского для пожилых и монетизирует эту услугу. А второклассник организует украшение школьных кабинетов или примитивную биржу обмена стикерами «ВКонтакте». У одного предпринимательство коммерческое, у другого социальное. Оба примера на практике учат их реализации идей, преодолению трудностей, сотрудничеству, ценности труда и многому другому. Только так возможно сбалансировать односторонность школьной программы.