Экс-чиновник и бизнесмен стал главным арт-менеджером Петербурга

Собака.ruКультура

Павел Пригара

Экс-чиновник и бизнесмен стал главным арт-менеджером Петербурга: благодаря умелой организации труда команда кунстхалле справляется с блокбастерами «Дейнека / Самохвалов» (112 тысяч посетителей!) и AES+F, привозит с лекциями куратора Венецианской биеннале и делает публичные программы с ночевкой на выставках.

Портрет Павла сделан на лестнице Горного университета, у статуи «Похищение Прозерпины Плутоном» работы большого скульптора, мастера ампира Демут-Малиновского. Пасхалочка! Рубашка и брюки Giorgio Armani (ДЛТ), часы Tudor (ДЛТ/Mercury)

Четыре года назад первая выставка обновленного «Манежа» «Современные русские художники — участники Венецианской биеннале. Избранное» казалась аккуратным реверансом в сторону классического функционала советских ЦВЗ: стабильной, но несмелой площадки смотра искусств. А сегодня вы конкурируете за зрителя с титанами индустрии.

Большие музеи часто становятся заложниками своего величия и вынуждены тратить огромное количество ресурсов на транзитных посетителей: они заняты обслуживанием огромного потока туристов, ежечасно, даже ежеминутно решают текущие вопросы. В этом наша особенность и возможность отстроиться: «Манеж» не является музеем туристического толка, наша цель — выстраивание длительного диалога с локальной аудиторией. Выставка работ участников Венецианской биеннале как раз положила начало этому диалогу и уже тогда подчеркнула наши большие амбиции и перформативную манеру экспонирования.

Опять же, большие музеи (а это исторические залы, постоянная экспозиция и неизменные интерьерные решения!) часто не могут предоставить куратору такую свободу интерпретации, которую дает наше пространство. Когда мне предложили пост в «Манеже», реконструкция шла к концу, но вместе с архитектором Александром Кривенцовым мы изменили первоначальный проект, предполагавший зашивание потолка гипроком и максимальное обезличивание пространства. В результате удалось создать площадку, которая легко трансформируется под проект и при этом сохраняет узнаваемый облик.

Манера экспонирования каждой выставки и правда впечатляет. При упоминании «Дейнеки / Самохвалова» даже сейчас в голове играет футбольный гимн Матвея Блантера.

Тема дружеского матча между двумя великими художниками, жившими в одно время и осмыслявшими одни и те же образы, стала блестящей находкой. Такой неочевидный на первый взгляд, но совершенно органичный в воплощении ход — полностью заслуга ее куратора, ректора Академии художеств Семена Михайловского и архитектора Антона Горланова. Выставка стала настолько успешной, что о ней написали в The New York Times — а такого рода материалы о пространстве в России выходили последний раз, как мне сказали, в 2008 году. В тандеме Михайловский с Горлановым работали и над короткой, но важной выставкой «Христос в темнице». Сложный моносюжет был представлен при помощи графики и мультимедиа. Наша аудитория к этому моменту, как мне кажется, вполне сформировалась: зрители слышат голос «Манежа» в культурном пространстве страны и считают важным следить за тем, что мы делаем. И если выставка «Дейнека / Самохвалов» вызвала у зрителя вполне ожидаемые ностальгические эмоции, то «Христос в темнице» получил неоднозначные отзывы — я, например, слышал и комментарии о том, что перформативность проекта не давала в полной мере изучить скульптуру как артефакт. Но в этом есть наш почерк: мы не берем прокатные выставки для прямолинейного экспонирования, а всякий раз предлагаем собственное высказывание. В этом смысле архитектура, как подход к оформлению, кажется мне прогрессивным вектором. Наша задача — дать необходимую свободу. Не только зрителю в восприятии, но и куратору в интерпретации проекта.

Например, выставка «Красота», которую делал Александр Боровский, была посвящена его персональным размышлениям о красоте в современном искусстве. А над большим проектом «Жизнь после жизни», объединившим более трехсот работ, трудились куратор Елизавета Павлычева, художественный консультант Виталий Пушницкий, архитектурная мастерская «Циркуль» во главе c Александром Кривенцовым, музыкальным оформлением занимался Миша Мищенко. И еще это был наш первый эксперимент с обонятельной сенсорикой — ароматом выставки стал Floriental Comme des Garçons.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Петербург будущего Петербург будущего

Как применить ИИ во славу Петербурга будущего?

Собака.ru
Равшана Куркова и ее привычка выходить замуж Равшана Куркова и ее привычка выходить замуж

Невероятно красивая актриса российского кино выходит замуж буквально за всех

Cosmopolitan
«Лето, лето, сказочное лето! От чудес кружится голова…» Стихи Тимофея Белозерова. Летние театры Российской империи «Лето, лето, сказочное лето! От чудес кружится голова…» Стихи Тимофея Белозерова. Летние театры Российской империи

Легендарные летние дачные театры Российской империи

Караван историй
Uvula Uvula

Группа Uvula проехала с туром по 29 городам и выступила на «Вечернем Урганте»

Собака.ru
«Делай как я хочу» «Делай как я хочу»

Как не попасть под нежелательное воздействие и эмоциональные ловушки?

Psychologies
Мужская марка, за которой стоит следить: нигерийские традиции на современный манер в коллекциях Kenneth Ize Мужская марка, за которой стоит следить: нигерийские традиции на современный манер в коллекциях Kenneth Ize

Кеннет Изедонмвен совмещает традиционное мастерство и дух времени

Esquire
Коралловые острова вырастут в ответ на повышение уровня мирового океана Коралловые острова вырастут в ответ на повышение уровня мирового океана

Как волны, переносящие материал из прибрежной зоны, помогут коралловым островам

N+1
«Русская культура заговора. Конспирологические теории на постсоветском пространстве» «Русская культура заговора. Конспирологические теории на постсоветском пространстве»

Отрывок из книги историка Ильи Яблокова о русской культуре заговора

N+1
Кормушки позволили самкам больших синиц не экономить энергию зимними ночами Кормушки позволили самкам больших синиц не экономить энергию зимними ночами

С кормушками самки синиц легче переживают зиму

N+1
6 самых ярких «Опелей» в истории 6 самых ярких «Опелей» в истории

Шесть симпатичных друзей «Мокки»

Maxim
План спасения План спасения

Если вам кажется, что мир обречен и ничего уже не исправить, вы не одиноки

Вокруг света
Как задушить чужое начинание в зародыше Как задушить чужое начинание в зародыше

Некоторые работники вечно фонтанируют идеями, и эти фонтаны легко заткнуть

Maxim
Мэр интернета: как основатель Reddit Алексис Оганян стал одним из главных борцов за права угнетенных Мэр интернета: как основатель Reddit Алексис Оганян стал одним из главных борцов за права угнетенных

Как и зачем сооснователь Reddit борется за права всех, кому нужна помощь

Forbes
Архитекторы, которым не заплатили Архитекторы, которым не заплатили

Коварные заказчики и исполнители-альтруисты

Культура.РФ
Никола Андреатта (CEO Roger Dubuis): «Мы преодолеваем силу гравитации» Никола Андреатта (CEO Roger Dubuis): «Мы преодолеваем силу гравитации»

Интервью с генеральным директором часового бренда Roger Dubuis

GQ
8 самых опасных для проживания мест на Земле 8 самых опасных для проживания мест на Земле

8 самых экстремальных мест на планете, которые требуют стойкости

Популярная механика
«Против часовой стрелки: Что такое старение и как с ним бороться» «Против часовой стрелки: Что такое старение и как с ним бороться»

Почему возрастные изменения — это не всегда плохо. Объясняет Полина Лосева

N+1
Стволовые клетки в легких приютили туберкулезные бактерии Стволовые клетки в легких приютили туберкулезные бактерии

Ученые обнаружили клетки, которые укрывают туберкулезные бактерии от иммунитета

N+1
Экстренное увлажнение Экстренное увлажнение

Пыль города, стрессы – всё это влияет на качество кожи и делает её обезвоженной

Здоровье
Дебютные роли советских актрис Дебютные роли советских актрис

Рассказываем о дебютных работах любимых артисток

Культура.РФ
Сооснователь проекта «Много лосося» — о «темной кухне» и кризисе Сооснователь проекта «Много лосося» — о «темной кухне» и кризисе

Основатель «Много лосося» об шершавых пиццах и роботах для сборке поке.

РБК
Кино шума и времени Кино шума и времени

Ксения Рождественская о Шанталь Акерман

Weekend
Клубничный бой: как Павел Грудинин бьется за «Совхоз имени Ленина» со структурами депутата-единоросса, приставами и чиновниками Клубничный бой: как Павел Грудинин бьется за «Совхоз имени Ленина» со структурами депутата-единоросса, приставами и чиновниками

В «Совхозе имени Ленина» уже третий год идут распри

Forbes
Закат Византийской империи Закат Византийской империи

Одна из глав книги «Краткая история: Византийская империя»

СНОБ
Прототипы героев романа «Мастер и Маргарита» Прототипы героев романа «Мастер и Маргарита»

Прообразами героев становились друзья и оппоненты Михаила Булгакова

Культура.РФ
Профили на портретах со временем сместились назад Профили на портретах со временем сместились назад

На большинстве портретов пространства перед персонажем больше, чем за ним

N+1
Водителей оставили без дополнительных тестов на алкоголь. Что произошло? Водителей оставили без дополнительных тестов на алкоголь. Что произошло?

Минздрав перенес внедрение дополнительных тестов на алкоголь и наркотики

РБК
“Панголина”: уникальный суперкар-самоделка родом из СССР “Панголина”: уникальный суперкар-самоделка родом из СССР

“Панголина” — символ советского движения "самавто"

Популярная механика
Низкие налоги, круглосуточные магазины и все опаздывают: почему иностранцам нравится работать в России Низкие налоги, круглосуточные магазины и все опаздывают: почему иностранцам нравится работать в России

Почему не стоит забывать о том, что Россия — страна карьерных возможностей

Forbes
Спаривание наградило мышей лишним весом и сократило их жизнь Спаривание наградило мышей лишним весом и сократило их жизнь

Как спаривание способно изменить физиологию самок мышей

N+1
Открыть в приложении