60% заполняемости зала равны нулю: почему частные театры просят государство о помощи
Forbes Life выяснил, почему экономика частных театров такова, что им приходится просить системной финансовой поддержки у государства
Частное дело
Рядовому зрителю абсолютно все равно, в частный театр он пришел или в государственный (главное, чтоб спектакль был хороший). Но от организационно-правовой формы театра зависит очень многое. Частный театр может рассчитывать может только на собственные силы, полученные субсидии или выигранные гранты, из которых покрываются расходы на помещение и на новые постановки, зарплаты и авторские права.
Исторически частных театров в России куда меньше государственных. С подписания декрета 1919 года положил начало всеобщей театральной национализации, и до 1990-х частных театров в стране не было. Первым частным театром, открытым в перестроечной России в феврале 1990 года стала антреприза Леонида Трушкина и Евгения Рогова «Театр Антона Чехова».
Многие значимые достижения отечественного театрального искусства связаны именно с «частными предприятиями», такими как Московский художественный театр Станиславского и Немировича-Данченко, Камерный театр Таирова (ныне театр им. Пушкина), Опера Мамонтова, Частный оперный театр Зимина и Театр Корша, на месте которого сейчас «Театр Наций».
В постсоветской России частные театры — заметные участники театрального процесса. Кто-то, как знаменитая «Студия Театрального Искусства» Сергея Женовача, перешел под крыло государства. Кто-то, как опальный Тeатр.doc, неоднократно менял место прописки, но сохранил своего зрителя и свою актуальность после смерти основателей театра, создателей новой драмы, Михаила Угарова и Елены Греминой. Кто-то, как «Арт-партнер XXI» Леонида Робермана превратился в настоящую фабрику по производству хитов (агенству принадлежат права на «Безприданницу» и «Бориса» Дмитрия Крымова). Кто-то, как «Театр Антона Чехова» сдал обороты. Помимо художественных достижений частный театр стал альтернативой государственной репертуарной системе.
Министерство считает
Пять лет назад в базу «Театральной России» попали около тысячи предприятий. Больше ста из них в Москве (такие разные коллективы, как Сообщество актеров драмы «С.А.Д.» в Аптекарском огороде, «Театральный ОсобнякЪ» на Библиотечной улице или детский «Домик Фанни Белл» в Саду им. Баумана), а еще примерно шестьдесят в Петербурге (включая получившую в безвозмездное пользование помещение на Петроградской стороне и поддержку местного Комитета по культуре «Русскую антрепризу имени Андрея Миронова», Камерный театр Малыщицкого и Театральную лабораторию Яны Туминой). По статистике самые крупные частные театры дают в среднем до 250 спектаклей в год, а некоторые