Дмитрий Морозов (::vtol::): звук как открытое произведение

WeekendКультура

Синтезатор случайностей и ошибок

Дмитрий Морозов (::vtol::): звук как открытое произведение

Текст: Анна Толстова

«Zoltan», 2018. Фото: courtesy of ::vtol::

Московский медиахудожник Дмитрий Морозов (род. 1986), выступающий под псевдонимом ::vtol::, конструирует мультимедийные кинетические объекты и инсталляции, которые наполняют пространство странным звуком, а вместе с ним — ощущением, что не все в мире подчиняется принципам рациональности, целесообразности и выгоды.

Этот текст — часть проекта «Обретение места. 30 лет российского искусства в лицах», в котором Анна Толстова рассказывает о том, как художники разных поколений работали с новой российской действительностью и советским прошлым.

«Настоящий художник помогает миру, раскрывая мистические истины», — еще в 1967 году насмешливо сообщал зрителю концептуалист Брюс Науман в текстовом объекте, закручивающемся неоновой спиралью, не столько мистической, сколько вывесочной. Рядовой потребитель без инженерного образования едва ли может развернуто объяснить, отчего раздвигаются створки турникета, когда подходишь поближе, почему гаджет сам собой поймал сеть Wi-Fi и каким образом на маленьком кусочке пластика можно записать столько данных, — мир дизайнерских девайсов и пользовательских интерфейсов скрывает от нас мистические тайны, лежащие в основе технологичной повседневности. Можно подумать, что Дмитрий Морозов (::vtol::), как настоящий художник по Брюсу Науману, берется сорвать дизайнерские покровы с мира, разоблачить, расколдовать, выставить напоказ тайную, хитро придуманную технологическую начинку. Сенсоры, датчики, транзисторы, роутеры, радиометки, сканеры, реле, платы, чипы, светодиоды, насосы, электромоторы постоянного тока, индукционные нагреватели и прочие непонятные штуки, закрепленные на хрупких треножниках и фермах, оплетенные проводами, как кровеносными сосудами, перемигивающиеся лампочками и переговаривающиеся синтетическим звуком, кажутся живыми существами — как будто бы с электронных приборов сняли корпуса и под пластиковыми оболочками обнаружились бьющиеся сердца и дышащие легкие. Невозможно поверить, что все это сделано не рукой технаря, инженера или программиста, что проектировщиком и непосредственным изготовителем этих высокотехнологичных организмов был гуманитарий, искусствовед, выпускник факультета истории искусства РГГУ, автор магистерской диссертации про архитекторов Баухауса, эмигрировавших в США и создавших американский вариант интернационального стиля.

Морозов родился в семье ученых-историков, причем его мать была одним из пионеров digital humanities в СССР, занималась применением информационных технологий в архивном деле и в гуманитарных науках, так что в доме очень рано по советским и постсоветским меркам появились компьютеры и интернет. Родители-историки в свою очередь были детьми инженеров, причем дед с материнской стороны работал в космической промышленности, руководил строительством орбитальных станций на заводе имени Хруничева и всегда был рад проконсультировать внука по любому вопросу, касающемуся летательных аппаратов. Потому что внук со школьных лет увлекся авиацией и принялся составлять интернет-энциклопедии, посвященные самолетам, соединяя родительские и дедовские профессиональные пристрастия. Первой большой любовью Морозова стали самолеты вертикального взлета и посадки (VTOL, Vertical Take-Off and Landing) — отсюда и псевдоним ::vtol::, похожий на имена проектов в электронной музыке. На территорию современного искусства ::vtol::, собственно, и попал благодаря электрозвуку.

Забавно, что студент-искусствовед, занимающийся Баухаусом со всеми его медийными экспериментами, свое личное увлечение электронной музыкой, самодельные — по причине студенческой бедности — инструменты и выступления с шумовыми сетами в художественном контексте не рассматривал. К тому современному искусству, с каким знакомили в университете, он оставался равнодушен, а маргинальные круги нойзеров, где ::vtol:: прославился не столько как музыкант, сколько как автор замысловатых синтезаторов и драм-машин, которые конструировал для себя и на продажу, казались «зазеркальем творческого мира».

Шумовая музыка привела его в Термен-центр Андрея Смирнова при Московской консерватории — ::vtol:: подружился с негласным лидером терменовской молодежи Сергеем Касичем и по его совету начал двигаться от инструментов в сторону больших интерактивных мультимедийных инсталляций. Поворотным пунктом в его биографии стал фестиваль «АбРаКаДаБрА» 2009 года, проходивший в Большом винохранилище на «Винзаводе» и собравший пеструю компанию музыкантов, медиахудожников, театральных экспериментаторов из числа студентов курса Кирилла Серебренникова в Школе-студии МХАТ и видеоартистов из числа студентов Кирилла Преображенского в Школе имени Родченко.

Ниша саунд-арта на рубеже 2000-х и 2010-х была не занята — вскоре ее заполнило созданное Касичем сообщество SoundArtist.ru, важной частью которого сделался ::vtol::. Инсталляции, перформансы, музыка для спектаклей проекта «Платформа» и «Гоголь-центра», лекции и воркшопы — креативная индустрия жаждала свежей крови, чего-то дикого, непричесанного и неакадемического вроде уличных художников или саунд-артистов поколения YouTube, исповедовавших DIY-эстетику. После «АбРаКаДаБрЫ» были «Art-Завод» в Екатеринбурге, предшественник Уральской индустриальной биеннале; «Архстояние» в Никола-Ленивце; 4-я Московская биеннале, которую курировал Петер Вайбель, директор Центра искусства и медиатехнологий в Карлсруэ (ZKM); Transmediale в Берлине; многочисленные Ars Electronica в Линце; выставки в ZKM — в полном соответствии со своим именем ::vtol:: переживал вертикальный взлет карьеры и легко преодолевал границы, странствуя по миру с фестиваля в резиденцию этаким вагантом саунд-арта. Восемь лет назад ::vtol:: начал сотрудничать со знаменитой люблянской галереей Kapelica, созданной Юрием Крпаном как лаборатория экспериментального искусства, и с недавних пор живет и работает в Словении.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нас возвышающий финал Нас возвышающий финал

Как Илья Авербах находил гармонию в окружающей нелепости

Weekend
Любовь без памяти: что происходит с нами, когда мы по-настоящему влюбляемся, с точки зрения науки Любовь без памяти: что происходит с нами, когда мы по-настоящему влюбляемся, с точки зрения науки

Как влюбленность влияет на наш организм?

ТехИнсайдер
Владимир Буковский Владимир Буковский

Правила жизни правозащитника и публициста Владимира Буковского

Правила жизни
Зуммерам грозит эпидемия близорукости! И вот почему это произойдет: мнение эксперта Зуммерам грозит эпидемия близорукости! И вот почему это произойдет: мнение эксперта

Западный специалист указывает на потенциальную «эпидемию слепоты» среди зуммеров

ТехИнсайдер
Кочевая кузница Кочевая кузница

Путешествие в край шаманов за секретами якутских мастеров

Вокруг света
Сплошная экзотика Сплошная экзотика

Как оформить квартиру в модном этническом стиле

Лиза
Темная сторона сексуальности: как актриса Шэрон Стоун противостояла обесцениванию Темная сторона сексуальности: как актриса Шэрон Стоун противостояла обесцениванию

История Шэрон Стоун: как общество относится к женской сексуальности

Forbes
Как разговаривать с пьяным человеком? Как разговаривать с пьяным человеком?

Как вести себя в ситуации, когда пьяного человека невозможно игнорировать?

Psychologies
Что будет, если женщина выпьет «Виагру» Что будет, если женщина выпьет «Виагру»

Интересно, а что будет с женщиной, если она примет дозу «Виагры»?

ТехИнсайдер
«Улыбающиеся твари»: что это за игрушки и стоит ли бояться взрослым «Улыбающиеся твари»: что это за игрушки и стоит ли бояться взрослым

Есть ли в Smiling critters опасность для ребенка и что в них привлекательного

Psychologies
Порноместь: 6 причин, почему мужчины делятся интимными фото и видео бывших подруг Порноместь: 6 причин, почему мужчины делятся интимными фото и видео бывших подруг

Что такое порноместь и почему мужчины это делают

Psychologies
Выброшенные деньги: выпускники вузов все чаще не могут найти работу по профилю Выброшенные деньги: выпускники вузов все чаще не могут найти работу по профилю

Насколько важно для недавних студентов найти «правильную» работу

Forbes
Картина Рима Картина Рима

«Творчество художника сродни главной страсти Бога – страсти творить»

Правила жизни
Древнейшая овчарка: что нужно знать о породе алабай Древнейшая овчарка: что нужно знать о породе алабай

Что требуется алабаю и какие условия содержания подойдут этой породе?

ТехИнсайдер
Как Ив-Сен Лоран исследовал обнаженное тело и освобождал женщин от условностей Как Ив-Сен Лоран исследовал обнаженное тело и освобождал женщин от условностей

Как Ив-Сен Лоран исследовал роль человеческого тела в искусстве XX и XXI веков

Forbes
7 романов, основанных на мифах и легендах 7 романов, основанных на мифах и легендах

Книги, в которых мифы и легенды разных народов откроются для вас с новой стороны

Maxim
Как понять, что доставляет вам удовольствие: 4 простых шага Как понять, что доставляет вам удовольствие: 4 простых шага

Как разобраться что именно приносит нам удовольствие?

Psychologies
Дыши свободно Дыши свободно

Астма: что это за заболевание и как с ней жить

Лиза
Глобальные показатели рождаемости снизились в два раза за 60 лет Глобальные показатели рождаемости снизились в два раза за 60 лет

В 110 странах не наблюдается воспроизводства населения

N+1
Время посещения древними людьми французской пещеры вычислили по саже в спелеотеме Время посещения древними людьми французской пещеры вычислили по саже в спелеотеме

Охотники-собиратели посещали памятник Поинтс в конце верхнего палеолита

N+1
Искусство запрещать Искусство запрещать

Одна из самых громких сенсаций в новейшей истории арт-рынка

Правила жизни
«Системное угнетение мужчин»: инцел рассказал, в чем еще «виноваты» женщины «Системное угнетение мужчин»: инцел рассказал, в чем еще «виноваты» женщины

Делимся главными моментами из непростого разговора о сексе и женщинах

Psychologies
Хочу на ручки Хочу на ручки

Психолог Екатерина Приморская — о своём опыте перезагрузки в центре аюрведы

Новый очаг
Своевременное вневременное Своевременное вневременное

Как математик Александр Константинов стал художником чистой линии

Weekend
12 фраз, которые ни в коем случае нельзя говорить партнеру во время секса 12 фраз, которые ни в коем случае нельзя говорить партнеру во время секса

Список фраз, которые стоит избегать в постели

Psychologies
В свободном полете В свободном полете

Самые внеземные коллекции одежды в истории моды

Men Today
Шлумбергеры в доме: долгая и интересная жизнь Шлумбергеры в доме: долгая и интересная жизнь

Домашняя шлумбергера — долголетние и невероятно привлекательное растение

Наука и жизнь
Команда «На взлёт» Команда «На взлёт»

Эксперты назвали художников, чьи работы имеют шанс вырасти в цене

RR Люкс.Личности.Бизнес.
На новой волне На новой волне

Почему так важна саморефлексия и как ее в себе прокачать

Лиза
Александр Михайлов о съемках в фильме «Любовь и голуби» и о работе с Гурченко, Дорошиной, Гундаревой Александр Михайлов о съемках в фильме «Любовь и голуби» и о работе с Гурченко, Дорошиной, Гундаревой

Дал себе слово, что сделаю все возможное и невозможное, но стану актером

Караван историй
Открыть в приложении