Пластмассовая культура
Анна Толстова о выставке «Фантастик Пластик» как мечте о сознательности
Московский музей дизайна, располагающийся в Новом крыле Третьяковской галереи на Крымском Валу, показывает выставку «Фантастик Пластик», сделанную Ольгой Дружининой и Александрой Саньковой. Работы сорока дизайнеров и дизайн-студий со всего мира связывает интерес к одному материалу и одному этическому принципу, а именно — к переработанному пластику и экологической ответственности. Приятно, что адепты экологического дизайна нашлись и в России
Если бы эта выставка была ретроспективной, в ее название так и напрашивался бы восклицательный знак, а то и два: «Фантастик! Пластик!». Эйфория новизны — «свингующие шестидесятые» называют эрой пластика в дизайне, когда промышленный бум и пластмассовый переворот в производстве дешевого ширпотреба так удачно совпали с революционным духом времени, радостно понесшего на помойку тяжеловесные комоды, фарфоровые сервизы, хрустальные люстры и прочий старомодный и старорежимный дедовский хлам. Примерно так, как это описано в висконтиевском «Семейном портрете в интерьере» — правда, юной банде маркизы Брумонти, вознамерившейся превратить этаж профессорского палаццо в фешенебельные апартаменты, не хватило радикальности, а не то бы они поменяли Ротко на Уорхола и заставили бы гостиную сюрными креслами Уэнделла Касла. Лучшую в мире коллекцию пластикового дизайна собрал бельгийский художник Филипп Деселль — она легла в основу собрания брюссельского музея дизайна ADAM (Art & Design Atomium Museum). В залах адамовского «Пластикариума» поначалу невольно проникаешься этим поп-артистским и потребительским восторгом эпохи, но сегодня, когда все ценности беби-бумеров оказались под подозрением, невозможно любоваться биоморфными и эргономичными изделиями Уэнделла Касла или Вернера Пантона без угрызений совести, нашептывающей, что все эти подражания природе внесли свой вклад в нынешний экологический кризис.
Про изделия из материалов, полученных в результате вторичной переработки, почему-то принято думать, что это, как здоровое питание, полезно, но невкусно, то есть некрасиво. Из некрасивого на выставке «Фантастик Пластик» разве что инсталляция «Машина моды» голландского дизайнера одежды Конни Груневеген, автора концепции re-couture, предполагающей не только использование переработанных материалов и следование формальной логике, которую эти материалы диктуют, но и пересмотр конвенций модной индустрии как таковой. Внешне в огромном ковре, связанном из обрывков какой-то ткани, ничего некрасивого нет — эту нарядную шпалеру в абстрактных пятнах ярких цветов легко себе представить на выставке современного искусства, где-нибудь рядом с гигантскими покрывалами знаменитого ганского художника Эля Анацуи, «сшитыми» из бутылочных крышек и пивных банок: воспроизводя из такого мусорного сырья традиционную африканскую ткань кенте, чьей родиной считается Гана, Эль Анацуи красноречиво говорит о социальных и экологических последствиях колониализма для своей родины. Но «Машина моды» Конни Груневеген тоже свидетельствует о необратимых последствиях колонизации — колонизации природы: шпалера связана из флиса, который получают в результате переработки пластиковых бутылок, что лишь