Что необходимо знать выезжающим на платные дороги в России водителям?

РБКАвто

Всё о платных дорогах России: как пользоваться, стоимость, как оплатить

С каждым годом в России увеличивается количество платных автомобильных дорог. Что необходимо знать выезжающим на них водителям?

Михаил Овсянников

Вантовый мост через Петровский фарватер на Западном скоростном диаметре (Фото: Антон Ваганов / ТАСС)

Что такое и зачем нужны платные дороги

Платные дороги — это автомобильные трассы или участки, за проезд по которым взимается плата. Платные дороги строятся в основном с целью разгрузить уже существующие трассы, реконструкция которых невозможна или обходится слишком дорого. С точки зрения пользователей, платные дороги отличаются:

  1. Улучшенным качеством дорожного полотна;
  2. Повышенным уровнем безопасности, что обеспечивается созданием барьеров, разделяющих встречные потоки транспорта;
  3. Наличием освещения;
  4. Более высокой разрешенной скоростью (на ряде участков до 130 км/ч), что обеспечивается, как правило, прокладкой маршрута трассы в обход населенных пунктов, отсутствием пересечений с другими трассами на одном уровне и бессветофорной системой организации движения;
  5. Наличием развитой придорожной инфраструктуры (АЗС, бесплатная служба эвакуации, площадки для отдыха, кафе, туалеты).

В Российской Федерации законодательной основой для строительства платных дорог стал президентский указ от 08.12.1992 г. № 1557 «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе». П.1 дополнившего его указа от 27.06.1998 г. № 728 установил норму, согласно которой, «проезд по автомобильной дороге может быть платным при наличии возможности бесплатного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам». Это положение было закреплено в ст. 37 федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации». Исключение из этого правила установил федеральный закон от 02.08.2019 № 289-ФЗ, разрешивший строительство безальтернативных платных дорог вне границ населенных пунктов в районах Крайнего Севера. При этом проезд по таким дорогам для владельцев легковых автомобилей и мототранспортных средств остается бесплатным.

Платные дороги отличаются улучшенным качеством дорожного полотна
Платные дороги отличаются улучшенным качеством дорожного полотна (Фото: gkavtodor / VK)

В зависимости от того, власти какого уровня принимают решение о строительстве платной трассы, она может иметь статус:

  1. Федеральной;
  2. Региональной;
  3. Муниципальной;
  4. Районной.

Обслуживанием платных дорог занимаются компании-операторы. Крупнейшей среди них является ГК «Автодор». Дороги, находящиеся в ее доверительном управлении, объединяют 18 регионов России, а протяженность платных участков составляет 3 094 км (всего в стране имеется примерно 1,5 млн. км дорог общего пользования). В 2024 году трафик по таким участкам вырос на треть, до 379 млн. проездов. Это новый рекорд: в 2023 году прирост составил 17%, а в 2022 году — 13,3%. Чаще всего водители выбирают магистрали М-12 «Восток» и М-4 «Дон».

Платные дороги России

В современной России первой платной дорогой в апреле 1999 года стал 20-километровый участок трассы М-4 «Дон» в обход села Хлевное в Липецкой области (444-464 км). В 2002 году плату отменили. В настоящее время в РФ имеется 19 платных дорог и элементов дорожной сети:

  • М-1 «Беларусь» — федеральная трасса от Москвы до государственной границы с Республикой Беларусь. Протяженность трассы 456 км, из них 33 км приходится на платный участок (с 33 по 66 км). Разрешенная скорость на нем до 110 км/ч. Для легковых автомобилей и внедорожников (в том числе с прицепом высотой до 2 м) независимо от дня недели и способа оплаты действует тариф в 170 рублей.
Протяженность трассы М-1 «Беларусь» 456 км, из них 33 км приходится на платный участок (с 33 по 66 км)
Протяженность трассы М-1 «Беларусь» 456 км, из них 33 км приходится на платный участок (с 33 по 66 км) (Фото: gkavtodor / VK)
  • М-3 »Украина» — федеральная трасса от Москвы до государственной границы с Украиной. Протяженность трассы 510 км, из них 70 км приходится на платные участки. Разрешенная скорость на них до 110 км/ч. На участке г.Малоярославец — д.Тимохино (124-150 км) для легковых автомобилей и внедорожников (в том числе с прицепом высотой до 2 м) с понедельника по четверг независимо от способа оплаты действует тариф в 100 рублей. С пятницы по воскресенье — 120 рублей. На участке д.Тимохино — п.Бабынино (150-194 км) соответственно 150 и 200 рублей.
Протяженность трассы М-3 »Украина» 510 км, из них 70 км приходится на платные участки. Разрешенная скорость на них до 110 км/ч
Протяженность трассы М-3 »Украина» 510 км, из них 70 км приходится на платные участки. Разрешенная скорость на них до 110 км/ч (Фото: ГК «Автодор»)
  • М-4 «Дон» — федеральная трасса от Москвы до Новороссийска. Протяженность трассы 1542 км, из них 1105 км приходится на платные участки (с 21 по 1319 км). Разрешенная скорость на них до 110 км/ч. Для легковых автомобилей и внедорожников (в том числе с прицепом высотой до 2 м) с понедельника по четверг при любом способе оплаты в зависимости от участка действует тариф от 120 до 500 рублей. С пятницы по воскресенье — от 140 до 550 рублей. Сквозной проезд по всем платным участкам обойдется соответственно в 4250 и 5110 рублей. Подробнее о трассе М-4 «Дон» читайте по ссылке.
Протяженность трассы М-4 «Дон» 1542 км, из них 1105 км приходится на платные участки (с 21 по 1319 км)
Протяженность трассы М-4 «Дон» 1542 км, из них 1105 км приходится на платные участки (с 21 по 1319 км) (Фото: ГК «Автодор»)
  • М-11 «Нева» — федеральная трасса от Москвы до Санкт-Петербургской КАД. Протяженность трассы 669 км, из которых 666,1 км приходится на платные участки. Разрешенная скорость на них до 130 км/ч. Здесь определены две основные тарифные зоны, разбитые на несколько участков. В первой (с 15 по 58 км) для легковых автомобилей и внедорожников (в том числе с прицепом высотой до 2 м) в зависимости от дня недели, времени суток и участка при любом способе оплаты диапазон стоимости проезда составляет 100-1400 рублей. Во второй (с 58 по 684 км) — 50-3450 рублей. Подробнее о трассе М-11 «Нева» читайте по ссылке.
Разрешенная скорость на платных участках трассы М-11 «Нева» достигает 130 км/ч
Разрешенная скорость на платных участках трассы М-11 «Нева» достигает 130 км/ч (Фото: ГК «Автодор»)
  • М-12 «Восток» — федеральная трасса от Москвы до Тюмени. На всей протяженности в 810 км трасса, являющаяся частью международного транспортного маршрута Западная Европа — Западный Китай, платная. В настоящее время движение по трассе открыто до села Шали в Республике Татарстан. Завершить строительство М-12 «Восток» планируется в 2025 году. Разрешенная скорость до 110 км/ч. В зависимости от пройденного километража при любом способе оплаты для легковых автомобилей и внедорожников (в том числе с прицепом высотой до 2 м) диапазон стоимости проезда составляет 139-4998 рублей. Подробнее о трассе М-12 «Восток» читайте по ссылке.
На всей протяженности в 810 км трасса М-12 «Восток», являющаяся частью международного транспортного маршрута Западная Европа — Западный Китай, платная
На всей протяженности в 810 км трасса М-12 «Восток», являющаяся частью международного транспортного маршрута Западная Европа — Западный Китай, платная (Фото: ГК «Автодор»)

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что читать у Эдуарда Лимонова перед просмотром байопика Что читать у Эдуарда Лимонова перед просмотром байопика

Гид по лимоновской прозе

РБК
Печать счастья Печать счастья

Как определить по дате рождения, будет ли гармоничным твой брак

Лиза
Знаки сервиса дорожного движения: картинки с пояснениями Знаки сервиса дорожного движения: картинки с пояснениями

Какие бывают дорожные знаки сервиса и о чем они информируют?

РБК
Ситуэйшеншип: почему зумеры избегают обязательств и как взять максимум от таких отношений Ситуэйшеншип: почему зумеры избегают обязательств и как взять максимум от таких отношений

Ситуэйшеншип: в чем польза и вред такого формата отношений?

Psychologies
Топ-5 самых неочевидных способов обмана при продаже авто Топ-5 самых неочевидных способов обмана при продаже авто

На что стоит обращать внимание неопытным водителям при покупке авто?

Maxim
Картины, которые изменили живопись, но остались в тени Картины, которые изменили живопись, но остались в тени

Четыре неочевидные картины, которые повлияли на искусство

СНОБ
Чистый холст Чистый холст

Минималистичный, но нескучный интерьер квартиры с элементами неоклассики

SALON-Interior
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Немного о городе Гранада и полном роскоши дворце Альгамбра

Знание – сила
«Не хочу» остро мыслящего человека «Не хочу» остро мыслящего человека

«Minima moralia»: как человек с обрушившейся жизнью постепенно приходит в себя

Знание – сила
Михаил Гордин: «Бауманцев отличает универсализм» Михаил Гордин: «Бауманцев отличает универсализм»

Как быстрее сделать вуз таким, каким он нужен стране?

Монокль
Вячеслав Дусмухаметов: За этот сериал мы попадем в рай Вячеслав Дусмухаметов: За этот сериал мы попадем в рай

Продюсер Вячеслав Дусмухаметов — о производстве полнометражных фильмов

Ведомости
И не говори… И не говори…

Несколько фраз, которые могут испортить свидание с мужчиной

Лиза
Роботы Figure научились сообща сортировать предметы Роботы Figure научились сообща сортировать предметы

Компания Figure разработала универсальный алгоритм управления роботами

N+1
Тень опричника Тень опричника

Как город Александров несколько раз оказался столицей

Weekend
Я и великие Я и великие

В гостях у великих мира сего

Men Today
Марина Федоровская: Как стать мамой себе. И зачем Марина Федоровская: Как стать мамой себе. И зачем

«Шапку не забыла?» Эти вопросы нам давно не задают. Напрасно. Они нужны и важны

Afternoon Seasons of life
Отели как лучше Отели как лучше

Об особенностях российского туристического бизнеса

RR Люкс.Личности.Бизнес.
В глубинах Бермудского треугольника В глубинах Бермудского треугольника

Снег в глубинах океана и те, кто им питается

Наука и жизнь
IT-разработка «внутри» или готовое решение: что выбрать IT-разработка «внутри» или готовое решение: что выбрать

Стоит ли IT-компании разрабатывать ПО с нуля или лучше купить готовое решение?

Inc.
Пентхаус на слиянии двух рек Пентхаус на слиянии двух рек

Екатерина Богачик о современном интерьере квартиры в пентхаусе

SALON-Interior
Трудности перевода Трудности перевода

Как строить диалог с парикмахером, чтобы не плакать, вернувшись домой из салона

Лиза
Генетики выявили старейшего известного домашнего кота Китая Генетики выявили старейшего известного домашнего кота Китая

Самая ранняя домашняя кошка жила в VIII или IX веках нашей эры

N+1
Глеб Калюжный: «Стал более разборчив в людях» Глеб Калюжный: «Стал более разборчив в людях»

Глеб Калюжный о планах на будущее и переменах в личной жизни

VOICE
Весеннее обострение в феврале: как раннее потепление влияет на наши головы Весеннее обострение в феврале: как раннее потепление влияет на наши головы

Как заботиться о ментальном здоровьем во время смены сезона

Psychologies
Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово… Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово…

Руководствуясь только логикой и фактами, ставим порочность евгеники под сомнение

Знание – сила
Эдуард Веркин: Общественное устройство грядущего — не хлеб фантастической литературы Эдуард Веркин: Общественное устройство грядущего — не хлеб фантастической литературы

Писатель Эдуард Веркин — о том, что будет волновать человечество в будущем

СНОБ
Тела при нагревании расширяются, но не всегда Тела при нагревании расширяются, но не всегда

Что сдерживает тепловое расширение в уникальном сплаве из четырех элементов

ТехИнсайдер
Разрешить себе жить Разрешить себе жить

Почему середина жизни — время, когда можно все, особенно в любви

Afternoon Seasons of life
Европейцы и потомки азиатов почти не смешались на западе Аварского каганата Европейцы и потомки азиатов почти не смешались на западе Аварского каганата

Авары господствовали над этнически и культурно неоднородным населением

N+1
Микропластик проникает в мозг «автостопом» в иммунных клетках Микропластик проникает в мозг «автостопом» в иммунных клетках

Из-за чего микропластик застревает в кровеносных сосудах головного мозга

ТехИнсайдер
Открыть в приложении